Храм, заложенный моим предком

Псков, храм Василия Великого

Храм святителя Василия Великого (на Горке) – едва ли не самый известный памятник архитектуры XV –XVI вв в городе Псков.

Столетия назад у самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в городскую улицу. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол.

Первое строительство храма святого Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом. Основателем церкви является купец Кристофер Карел Доль, немец по происхождению, родоначальник известных российских родов Левашовых, Ивачевых и др. Мой далекий предок по отцовской линии.

В древних рукописях приводятся сведения о том, что Немчин Доль приехал во Псков из своей вотчины Гдова… Здесь он крестился под именем Василия, Гдов передал Псковскому Князю Александру Михайловичу (1326-36 (7)) и построил каменную церковь во Пскове, у Труперховских ворот, во имя Василия Великого, в честь архиепископа Кесарии Каппадокийской, богослова, Святителя Василия Великого. По распоряжению набожного Дола южный придел храма посвятили небесному покровителю купеческого сына – Алексию Человеку Божию.

В честь жены и дочери Василий также воздвиг в 1377 году храм мученицы Анастасии Римляницы.

Позже представители Левашовых служили при дворах Великих князей Тверских, затем перешли к московским князьям, были в опале во времена Ивана Грозного, часть рода Левашовых из нижней ветви (младшие братья в семье), как дети боярские Ивачевы в XVI веке попали на границу с Диким полем (район между Рязанью и Тамбовом), служили на ее охране от набегов крымчаков, были записаны однодворцами, затем это сословие попало в опалу при Петре I (они были обязаны служить в армии как дворяне, а налоги платили как казенные крестьяне, их не брали на учебу за казенный кошт). А Левашовы из старшей ветви вернувшись после опалы на службу в XVII веке прорастали до градоначальников Одессы, генералов и графов Вяземских.

Елене Авачевой здесь 60 лет

1808 году Конон Поликарпов Евачев с сыновьями Иваном и Дементием, по информации предоставленной мне помощником начальника отряда Центроспас Ольгой Анатольевной Кузьминовой (она тоже имеет отношение к этой фамилии), «переведены» из Рязанской губернии в Оренбургскую, Иван уже Ивачев поселился в Башкирке (Мало-Малышевке). По информации самарского краеведа Юрия Черезова, специализирующегося на Мало-Малышевке у него был сын Егор Иванович (1819 — 1899 гг), у него с женой Марьей Федотовой (1820 г.р.) был сын Яков Егорович 1843 года рождения — это, скорее всего, дед моего прадеда. Замена заглавной буквы И на А в фамилии произошла примерно в 1875 году, тогда же произошло изменение и многих других фамилий бывших дворян-однодворцев из Мало-Малышевки.

Моя бабушка по отцу Елена Яковлевна Авачева (статус дворянства однодворцами утерян в середине XIX века, если в семье не было денег на сбор подтверждающих документов) родилась  в 1903 году в Мало-Малышевке в семье портного (в крупных селах работали свои мастерские по пошиву), не все однодворцы занимались крестьянским трудом, вышла замуж за сына мельника Николая Ивановича Кондратьева из Грачевки. Это был типичный средний класс по меркам начала XX века.  У нее было несколько родных сестер, одна из которых Надежда уже при Советах уехала к дочери в Ригу.

Авачевы была одна из самых распространенных фамилий в Мало-Малышевке — спасибо многодетному Ивану Коновичу и сейчас там еще живет несколько представителей Авачевых, никто из них о своей родословной так глубоко не информирован.

А вообще коренная Мало-Малышевка, благодаря журналистке и писательнице Людмиле Мельниченко, хорошо знает, что она в XIX веке переехала на Волгу из Рязани — в обоих местах даже церкви одноименные, а вот то, что среди сельчан много представителей дворян — однодворцев из серьезных родовых фамилий, волею судеб и царей попавших в пограничную Рязань в XVI веке люди не в курсе. Правда мне уже сказали про то время — Рязань — это не ссылка, согласен, это пограничный рубеж и очень опасный.

от Ягодного ближе до Моршанска

село Ягодное сегодня

Казенное село Ягодное в Рязани в XIX  было большим населенным пунктом, там проводилась ярмарка, имелось 168 дворов, население состояло из 763 мужчин и 853 женщин Были своя церковь, сельское правление, до уездного центра Сапоги было 50 км, до тамбовского Моршанска было гораздо ближе — 20 км. Может быть поэтому как рассказывала бабушка выходцев из Ягодного в Мало-Малышевке тамбовцами звали даже в XX веке.

Почему многочисленные дворяне однодворцы из числа коренного русского населения оказались не востребованными в Российской империи — на этот счет у меня есть своя версия.. Изложу ее как-нибудь в блоге.

В заголовок поста вынес слово — «моим предком», зачем? Как оказалось не все люди из этого корня готовы принять не себя такое родство, это же некие обязательства перед историей, а некоторые слишком озабочены ежедневным выживанием в России, чтобы отвлекаться на высокие материи, ну что же это выбор каждого персонально — кто из дальних потомков Левашовых, Ивачевых и Кареля Доля готов принять на себя такую ношу — тот тоже напишет — мой предок заложил храм Василия Великого в Пскове. Эту дорогу должен пройти каждый сам.

2 responses to “Храм, заложенный моим предком

  1. Псков — духовная колыбель русского севера! Прекрасные места. Здесь сохранилось много дораскольных храмов. А ваш предок вошёл в историю!

    • когда эти факты свел — сам был ошеломлен, по матери с Ростова Великого — по отцу с Северо-Запада

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s