На этой неделе продолжили вместе с родными изучать боевой путь деда-прадеда Николая Ивановича Кондратьева по вновь открывшимся обстоятельствам из военных архивов.
Уже рассказывал, что первоначально мы установили что он пропал без вести не в 1942 году, как думала семья в боях под Ржевом, в апреле 1944 г. во время наступательной операции 311 стрелковой дивизии на Псков.
Кроме того, узнали несколько обстоятельств — как повозчьий в транспортной роте оказывается он весной 1943 года был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а еще смутила формулировка в боевом приказе о потере (где упоминались имя- отчество бабушки Елена Яковлевна) — «не вышел на связь».
Что значит не вышел на связь? Он разведчик что ли в тылу врага?
Начали искать информацию по конным перевозкам, связанным с Ленинградом в годы войны и выяснили интересный факт, оказывается первые обозы с продовольствием по льду Ладожского озера в город революции повезли не военные водители, а повозчьи на лошадях. Вот и снимается вопрос — за что деда медалью наградили.
Тут же опять рассказы вспомнили, что после политических репрессий 1930 годов дед устроился на работу в конную артель «Энергия» на современной Клинической 255б и часто гонял на лошади зимой то за дровами за Волгу (в сторону Рождественно), то что-то со спиртзавода привозил. В общем, перевозки по зимней реке были для него обычным делом.
Наверное, когда искали конных возчиков для «дороги жизни» предпочтение отдавали тем, кто знает как прокладывать навигацию для груженой лошади по льду.
В общем обкатку для Ладоги дед на маршруте Куйбышев — Рождественно проходил.
Нашел мемуары про конные обозы в «дороге жизни»:
Ариф Васильевич Сапаров Советский писатель и журналист, военный корреспондент. Непосредственный участник и первый летописец героических рейсов по ледовой трассе — легендарной «Дороге жизни»,
Проверить прочность ледяного покрова на озере могли только люди: с воздуха и тонкий, и толстый лед выглядит одинаково.
Командира дорожно-эксплуатационного батальона майора Алексея Можаева вызвали в Смольный телефонограммой.
Разговор в Военном совете был непродолжительным. Принимавший комбата генерал приказал доложить обстановку. Внимательно выслушав ответ, он поднялся из-за стола.
— С местным населением поддерживаете связь? — спросил генерал, испытующе глянув на Можаева.- Что говорят рыбаки? Можно ли сейчас перейти озеро?
Можаев сказал, что даже старые рыбаки в прибрежных деревнях, с которыми он советовался, не припомнят случая, когда бы санный путь установился в ноябре. Лед еще очень тонок. Едва отойдешь от берега, как сразу начинает потрескивать.
Невзирая на опасности, генерал приказал Можаеву снарядить разведывательный отряд, который должен перейти озеро, проложив трассу к Кобоне, к запасам хлеба.
— Нельзя терять даже часа! — настойчиво повторил он, отпуская Можаева.- Спасение ленинградцев в ваших руках…
…Донесение поступило лишь под утро. Оно было немногословным. Командир разведки сообщал, что ему удалось разыскать дорогу в обход майиы, что отряд достиг Кобоны глубокой ночью, не потеряв ни одного человека.
Невольный вздох облегчения вырвался у всех, кто был в штабе батальона. Значит, ледовая трасса пробита!
Тотчас Можаев велел седлать коня. Он не мог и не хотел больше ждать ни минуты. Комбат решил лично проверить надежность ледяного покрова по всей трассе, пройденной разведчиками. Если лед способен выдержать коня с всадником, стало быть, выдержит и конную упряжку.
На озере еще стлались серые предрассветные тени, когда Можаев выехал в путь. С непривычки его конь скользил подковами по гладкой поверхности озера, испуганно фыркал и настораживался перед снежными сугробами.
Комбат рассчитывал еще до полудня попасть в Кобону и нетерпеливо погонял коня.
Очень, должно быть, странно выглядел этот одинокий всадник в полушубке и валенках, скачущий ни свет ни заря среди озерной равнины.
За четыре часа майор Можаев действительно сумел пересечь озеро. Его появление в Кобоне было радостной неожиданностью для всех.
Не оставалось больше никаких сомнений: надо немедленно снаряжать конные обозы с хлебом для ленинградцев.
В тот же день — а случилось это 19 ноября 1941 года — первые подводы с хлебом прибыли на западный берег.
Дорога жизни была пробита.
К мысу Осиновец на западном берегу Ладоги потянулись конные обозы. Везли обозы главным образом ржаную муку. Отправляли их круглосуточно, один за другим.
Лед на озере еще не успел окрепнуть. Грузили в сани по два мешка муки. Никто не отваживался на большее потому, что и с этой нехитрой поклажей приходилось изрядно помучиться, прежде чем достигнешь цели.
На поездку из Кобоны в Осиновец требовалось обычно около десяти часов. Нередко ездовые подолгу блуждали по ладожской равнине, потеряв ориентировку на ее однообразных заснеженных просторах. Случалось и так, особенно ночью, что, сбившись с пути, они по ошибке приближались к шлиссельбургскому берегу, невольно подставляя себя под немецкие пулеметные очереди.
Хуже всего было, конечно, в метельные безлунные ночи. Опознавательные вешки, которыми разметили трассу дорожники, в такие ночи помогали плохо. К тому же многие вешки сбивало ветром, заметало сугробами.
Обозы пробирались ощупью, по завьюженным тропам или просто по бездорожью. Часто останавливались, ждали отставших, а кругом бушевала слепая ладожская стихия, угрожая бесчисленными опасностями.
Ездовые этих обозов честно выполнили свой солдатский долг. Иные из них пожертвовали жизнью. Почти ежедневно обозы нарывались на бомбежку, на пулеметный обстрел с вражеских «мессершмиттов». Бывало и так, что измученные лошади с обледеневшей сбруей и седыми гривами, проплутав всю ночь по озеру, возвращались наутро в Кобону, и с саней снимали закоченевшие трупы погибших ездовых….
Спасибо, Игорь, очень интересно!
Не вышел на связь значит что после последнего письма больше ничего не поступало. У моего деда так же связь потеряна 30.08.41 это последнее датированное письмо.
нет,у нас это формулировка армейского приказа о потере,
Так и есть стандартная формулировка. Я давно этим вопросом занимаюсь