Самара. 400-летие протопопа Аввакума переписали начисто

Павел Половинкин

Сам я впервые узнал про староверов из романа Алексея Толстого «Петр I». Вопреки задумки автора, главный героя этой книги мне не нравился — он слишком много и беспричинно пил, ваш покорный слуга рос в 1970 годы, жуткого пьянства кругом и так хватало, чтобы еще брать это за образцы.

Поэтому у Толстого мне были симпатичны князь Василий Голицын и староверы, за которыми постоянно гонялись петровские каратели, чтобы загнать их куда-нибудь на рабские работы. Еще ребенком думал — какой смысл целой армией ловить сбежавших в леса людей, вот ты эту армию на стройки и отправляй…

В университете прочитал уже «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим» и тогда подумал — вот энергии было в человеке, не зря у него столько последователей появилось…

Настоящее представление о том, что такое Аввакум и люди раскола сделали для России приходило только с годами.

Причем через разные источники, особенно задело когда понял что в Российской империи инвестировали в свою страну в основном только два серьезные силы — староверы и правительство, что же касается дворянства и знати, то эти все тратили, как и их современные аналоги, на свое потребление на Западе. Жулье.

Про правительство не знаю. сколько денег по пути растаскивала царская родня (думаю много), но вот староверы вкладывались по серьезному и в технологии и в социальное обустройство занятых у них. Не зря сторонников Аввакума, в разных их испостасях, называли русским протестантским движением. Это была по настоящему альтернативная Россия и той, которая была связана с никудышным царизмом, и той которая утопила страну в насилии в 1930 годы.

Аввакум был для меня звездой, когда он первоначально выражавший  консервативный протест, со временем превращался в свет настоящей духовной жизни, никоим образом не связанный с таким убожищем как Синод при монархе. Он впитывал в себя и технологические инновации, и нонконформизм, и изучение неславянских корней нашей культуры.

Раскол Аввакума — это слишком большое явление, чтобы его было можно описать одним словом.

И вот начинается 2020 год — год прописанный заранее как юбилейный год 400-летия рождения Аввакума. Не так давно в РФ был снят неплохой сериал, рассказывающий про его жизнь, в стране согласно постановлению Правительства, целый год должны проходить мероприятия посвященные жизни этого великого деятеля веры и культуры. Уже рассказывал, как этот юбилей торжественно отмечают самарские староверы в Австралии, тоже самое будет происходит и во многих других странах мира, где живут ревнители древнего благочестия.

Соответственно к этому году готовились и сами старообрядцы Самары, свои предложения власти они впервые сформулировали еще 4 года назад, а как рассказывает Председатель Совета Самарской Поморской общины, Заместитель Председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, автор статей по истории староверия в Самаре и Поволжье Павел Половинкин в 2019 г. община вышла с устными предложениями организовать выставки и чтения в разных значимых культурно-массовых форматах областного центра. При этом у старообрядцев — поморцев есть одно требование под все подобные мероприятия — они ни с кем не кооперируются, а все организуют самостоятельно. Ресурсы на это есть — Самарская община Древлеправославной Поморской Церкви является крупнейшим духовным и культурным центром староверия в Поволжье.

Однако тут же с годом Аввакума в 63 регионе первоначально случилось следующее — в одних центрах им сообщили, что у них нет оборудования необходимого для проведения подобной выставки, а в других рассказали, что помещение, которое  планировалось под юбилейное мероприятие будет закрыто на ремонт.

Затем я показал Павлу Половинкину План мероприятий по подготовке и проведению празднования в Самарской области 400-летия со дня рождения известного духовного писателя из родоначальников словесности протопопа Аввакума в 2020 году, подготовленный Минкультом РФ, и началась, мягко говоря, полудетективная история потому что никто из фигурантов этого плана, упомянутых в нем, о нем не знал.

А главное, оказалось, что, по мнению федеральных чиновников, сводивших этот план, Аввакум лишь писатель и родоначальник словесности!!! Так впервые его статус обозначил в 2016 г. бывший руководитель Администрации Президента Сергей Иванов.

С тех пор это и пошло-поехало.

А дальше мы увидели лютый трэш, поскольку согласно «плану» историко-выставочный проект в областной библиотеке «Протопоп Аввакум в культурной памяти русского народа» собственно с которого и начнется год Аввакума в Самаре в «плане» отдан РПЦ а именно Самарскому Епархиальному церковно-историческому музею. Причем сами сотрудники этого учреждения РПЦ ничего о нем не знали…..

Если бы это не было настолько запутанным, то выглядело бы по меньшей мере как поругательство над здравым смыслом, все же помнят как погиб священномученник протопоп….

Вот тут в поморской церкви мне рассказали, что когда они отмечали в 2018 году 140-летие своего Храм Казанской Пресвятой Богородицы, тогда приглашения на этот юбилей были разосланы во все местные телекомпании, пришли на съемку сотрудники только одной, а спустя некоторое время видеоролик с праздником вообще был удален с сайта этой ТРК.

Но если на подобное поведение со стороны инфрастуктуры власть имущих люди как-то  перестали обращать внимание, то сейчас то, что грозило начаться вокруг памяти Аввакума вызывало глубокое недоумение, поскольку старообрядцы сами были готовы выйти к обществу с рассказом о своем духовном пастыре — ведь в начале XX века наш регион был настоящим центром староверия разных согласий.

Уже после того как в кулуарах подняли шум с этим планом начались подвижки к лучшему, а 5 апреля в 15.00 в Самарской областной библиотеке на Ново-Садовой начнет работать выставка, посвященная протопопу Аввакуму, подготовленная Самарской общиной Древлеправославной Поморской Церкви, милости просим!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s