От талонов до талонов (III) Секреты самарской торговли 44

Владимир Березин, ветераны создали не только аэрокосмический Куйбышев, но и современную торговлю этого города

В феврале 1992 года в Самаре неожиданно начали образовываться большие очереди в мастерские по ремонту обуви. Люди записывались к обувщикам на месяц вперед – у них не было денег на покупку новой обуви. И в то же время начальник ГорУВД Константин Кременсков докладывал руководству Самары: «базы, склады, общежития «трещат». Из последних сводок — ночью вскрыли склад «Самараоблобувьбыта» и вытащили дефицита на 81 тысячу руб.».

Кременсков немного передергивал — тащили не дефицит, воры хватали любую обувь.

Предприятия некогда советской торговли оказывалась в ловушке  — не они назначали высокие цены, их спускали поставщики. Если до 1992 года существовали фиксированные цены и торговая скидка, за счет которой она жила, то после либерализации цен, ни о какой свободной торговле опять говорить было нельзя: региональные власти по новой диктовали им цены и фиксированную торговую скидку. Разница была лишь в том, что до 2 января 1992 года она равнялась 12 процентов, то потом «вилка» раздвинулась от 10 до 15 процентов.

молоко попало в ловушку цен

При этом одновременно с либерализацией цен для предприятий торговли подскочила арендная плата, возросла стоимость транспортных услуг. 11 февраля 1992 года гормолмомбинат поставил магазинам Самары ультиматум, если долг в 18 млн. руб. не будет выплачен к марту, поставка кисломолочной продукции в областной центр прекращается. Абсурд катился и дальше — в молочном магазине № 913 по ул. Гагарина пустые молочные бутылки принимали (по сути дела возвращали залоговую цену) только, если в обмен человек покупал подорожавший в разы кефир.

В условиях фиксированных цен невыгодной стала даже овощная торговля, построенная по системе склад-магазин. Так к началу 1994 года в системе объединения «Трейд» из 15 ранее имевшихся овощных баз осталось 8, а в область зашли заготовители из соседнего Татарстана, которые предлагали крестьянам более выгодные условия продаж — они умели работать на более отдаленную перспективу.

в 1990 годы истинную стоимость брендов таких магазинов понимали единицы

Еще одна дикость заключалась в том, что, например, такие специализированные магазины как «Жемчуг» (основан в 1950 г.), «Кристалл» и «Алмаз» Волжского розничного предприятия «Ювелирторг», а также «Электронику» включили в декабре 1992 года в состав муниципальной собственности. Громкие бренды, цена которых была сопоставима с товаром выставленных в них, отнесли в один ряд с небольшими полуразвалившимися павильонами.

Между тем, особая ценность советских брендов была не только в многолетней привычке потребителей к ним, но и в том чувстве доверия, которое они вызывали у покупателей. Ведь раскрутка и капитализация тех же «Жемчуга» и «Кристалла», проходила в те времена, когда инфляции не было, а подорожание было связано только с официальными решениями Правительства о повышении цен на предметы роскоши.

Еще одним последствием дефицита и последующей либерализации цен в ельцинскую эпоху стало резкое падение качества продуктов. Многим запомнилось 22 марта 1992 года, когда отравились сразу 17 горожан, купивших на мини-рынке на ул. Ново-Вокзальной и Московское шоссе кремовые торты, изготовленные рестораном «Жигули». Эту продукцию тогда реализовали в бюджетном варианте: без коробок, прямо с пола бортового грузовика.

потом на место ресторана пришел магазин парфюма

 Уже в начале 2000 годов Владимир Березин считал, что в основе торговли современной Самары лежит  та инфраструктура, которую он со своими единомышленниками создавал еще в 1950 — 1980 гг. Важной звеном была и созданная в то время система оценки качества продуктов. Когда молоко было молоком, а не молочным напитком из пальмового масла и порошка. Пища была не условно съедобной, а настоящей.

Именно в те годы были апробированы основные методы и инструменты работы с потребителями, а еще заложены принципы, при которых региональная власть всегда шла навстречу торговому бизнесу. То, что было на благо потребителям, было на пользу всей области и Самаре.  В современном мире богатеют только те, кто умеют торговать.

Ведь настоящая торговля – это искусство быть полезным.

На этом я заканчиваю публикацию «Секретов самарской торговли», постараюсь свести все главы этого повествования в отдельную страницу на блоге.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s