Нищий Куйбышев 1950 передает привет нищей Самаре 2020

семья Александра Корнеевича Барышевского (справа) сохранила документы для истории

Александр Корнеевич Барышевский, корреспондент ТАСС — Телеграфного Агентства Советского Союза по Среднему Поволжью просто по своему положению был обязан быть на заседаниях городского совета депутатов трудящихся такого мегаполиса как Куйбышев.

Его внук Вячеслав Барышевский, ныне проживающий в Санкт-Петербурге, нашел в архиве деда решения и рабочие документы одного из таких заседаний горсовета за 18 мая 1950 года, посвященного жилищному строительству и благоустройству города, и переслал их вашему покорному слуге. Начал разбираться со свидетельствами прекраснейшей эпохи послевоенного восстановления и вот, что стало сразу очевидно.

Во-первых, ни о каком масштабном жилищном строительстве через 5 лет после окончания войны в городе бараков, частных мазанок и землянок пока не шло. Более того, городские депутаты требовали от райисполкомов и предприятий всемерно помогать строиться частникам, какой уж тут предвоенный генплан Большого Куйбышева!

Еще речь шла о том, чтобы создать в Ленинском, Сталинском, Дзержинском, Пролетарском и Фрунзенском районах новые общежи­тия рабочих, на 50 человек каждое, предназначенные для тех строителей, которые будут заниматься капремонтом строго жилья.

А вот с многоквартирными домами было так: в 1949 году на весь почти 600 тысячный город построено 62 тыс. кв.м. жилья, зато проделана гигантская работа по инженерным коммуникациям в Куйбышеве — проложено 75 км. газовых сетей, газифицировано правда всего 2056 квартир. Теплосети отстают — их проложено 3,8 км, к ним подключено 157 объектов. Зато в Куйбышеве сданы 4 новых школы, по 400 мест каждая — последний момент подчеркивался особо. Еще проложена троллейбусная линия протяженностью 4 км., капитально отремонтированы трамвайные пути 7 км., построен водовод на 6 км.

решение

проект

Короче на первом месте образование для детей, общественный транспорт и подготовка к будущему жилищному строительству. Более того, от директоров новых школ требовали чтобы они срочно озеленяли пришкольные участки плодовыми деревьями.

Что касается благоустройства послевоенного Куйбышева то местами продолжается даже замощение дорог булыжниками, много сил уделяется освещению улиц — установлено 3000 светоточек, высажено свыше 68 тыс. деревьев и почти 169 тыс. кустов кустарника. С учетом того, что в городе громадный частный сектор и несколько сад-совхозов можно считать, что Куйбышев 70 лет назад был зеленым городом, однако все эти насаждения должны были поглощать копоть из печек, которые топились в лучшем случае углем, в худшем остатками резиновых изделий. Куйбышевский снег был закопченым. Не случайно горисполком и депутаты требовали обязать все райисполкомы и предприятия до 15 июня полностью закончить сани­тарную очистку всех домовладений, территорий предприятий, учреждений и организаций от мусора и нечистот. Также загаженной и засранной была территория, прилегающая к тогдашним городским рынкам в Пролетарском, Дзержинском и Молотовском районах и значительная часть прибрежной полосы. В Пролетарском уже планировали строить первую очередь нынешнего Губернского рынка

Еще из документов понятно, что главным инвестором преображения города выступала не городская казна, а предприятия города. Депутаты к примеру приговорили на 1950 год построить и отремонтировать дороги и тротуары в общем объеме — 411,2 тыс. квадратных метров, в том числе, в том числе за счет средств предприятий 219,7 т. кв. м. Также было с газификацией и установка новых светоточек на улицах. Кто периодически посылал городскую власть тоже обсуждали — это КбшЖД, 9 ГПЗ, завод Катэк, Куйбышевская ГРЭС, как видно самых гигантских заводов в этом списке нет — к ним, скорее всего, даже боялись подступать после войны.

Чисто за счет бюджета строились и расширялись инженерные коммуникации, городские транспортные сети.

Если говорить честно, то после войны резко выросший в 1940 годы Куйбышев был в жутком состоянии: депутаты требовали в 1950 году закончить замощение и асфальтирование Самарской ул. до Полевой, Ново-Садовой, до Загородного парка, замощение и асфальтирование Молодо­гвардейской ул., от Ленинградской до Красноармейской, закончить работы по замощению подъездных путей к город­ским свалкам в Ямах; реконструировать сеть уличного освещения на ул. Льва Толстого, Некрасовском, Ленинградском, Куйбышевском и Вилоновском спусках, построив всю сеть на металли­ческих опорах, построить пешеходные дорожки по обочинам дамбы в Куйбышевском районе от автобазы до кинотеатра Прогресс, к I сентября 1950 года капитально отремонтировать подъездные пути к город­ским кладбищам.

Как видно даже центральная часть старого города во многих местах имела весьма относительное благоустройство. При этом хотя бы часть благоустройства город вешал на заводы — например устройство пешеходной дорожки по правой стороне Семейкинского (Московского) шоссе от улицы Дачной до Черновского шоссе (ул. Гагарина). Это должны были совместно сделать 4 ГПЗ и 9 хлебозавод.

районирование Куйбышева (карта кликабельна)

В отличие от Москвы, Риги, Праги, Варшавы, Бухареста, Киева, Челябинска где начиная с 1947 года строятся первые сталинские небоскребы, в Куйбышеве, нашем городе — труженике все гораздо прозаичнее — здесь требуют обеспечить до 25 октября с. г. каждое домоуправление инвентарем для очистки снега (лопаты, скребки, ломы, салаз­ки, метлы), завезти не менее 2-х кубометров песку для посыпки тротуаров в период осенне-зимней гололедицы;  организовать работу санитарных комиссий в каждом домоуправлении и санитарных уполномоченных в каждом домовладении, вести с ними систематическую работу по наведе­нию должной чистоты и порядка в домовладениях; произвести капитальный ремонт и подготовку к работе в зимних условиях бань и прачечных к 1 октября 1950 года, чтобы пролетариям было где задницу помыть. Руководство Куйбышевской области много от Москвы не требует — ему бы самому в Москву проскочить на руководящую работу. Правда потом такие небоскребы проектировали в районе Самарской площади, так что толку то — все равно их нам не построили.

на Толевый дорогу не пробили и к 1956 году

Самое шикарное что могли планировать городские депутаты и власти на 1950 год это — построить новый сквер на площадке по Чапаевской улице между ул. Ульяновской и пер. Хлебным переулком и построить два фонтана в первом и третьем скверах на площади имени В. В. Куйбышева. Как известно их не построили ни в 1950 году, ни в последующие десятилетия.

Еще коллективными усилиями предприятий города предполагалось пробивать дорогу по 5 проезду к Толево-рубероидному комбинату, скорее всего, от Семейкинского шоссе, на работы такого масштаба в бюджете города трудовой славы денег не было.

PS Пост Павла Пешкова по автобусному сообщению в 1950 г. отлично дополняет мой текст  

 

3 responses to “Нищий Куйбышев 1950 передает привет нищей Самаре 2020

    • спасибо за дополнение — очень к месту, кстати, понятно почему театр оперы в 50е был местом сбора молодежи города — больше ничего в нем практически и не было

  1. Моя мама в 1950 году восемнадцатилетней девчонкой вырвалась в Куйбышев из деревни Ново-Павловка Большеглушицкого района. В 1967 году согласилась на уговоры мужа уехать из города. Всю жизнь потом жалела об этом и хранила как самое драгоценное — воспоминания о годах своей молодости, прошедших в Куйбышеве. Так что, всё в сравнении.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s