Самарские староверы отмечают 400-летие протопопа Аввакума в Австралии

Валерий Тимофеев

Неправда, что для нашего государства все религии одинаковы — от староверов к зрителям финансируемых за счет государства телеканалов, не подпускают даже глав их церквей и это несмотря на то, что РПЦ как бы пытается сгладить ту остроту отношений которая была между ревнителями старой православной веры и официальной церковью с XVII века по 1905 год.

Вот и не знают сегодня жители 63 региона, что в Австралии  этой зимой гостят у своих единоверцев самарцы — прихожане представители Русской Православной Старообрядческой Церкви. Это практика принята на вооружение староверами потому что на южном континенте очень сильные общины единоверцев. Причем люди не просто наслаждаются там красотами тропиков, но ведут и серьезную духовную жизнь.

Так, например на днях гости из Самары, вместе со Сводно-казачьей станицей в Австралии, всего около 30 человек, несмотря на почти 40 градусную жару, посетили развернутую в 1-м русском музее Сиднея выставку «400 лет протопопу Аввакуму» и проходивший там же семинар «Протопоп Аввакум: Вера. Жизнь. Духовное наследие».

Основным докладчиком на семинаре и куратором выставки по пламенному протопопу выступил кандидат исторических наук, а одновременно и диакон РПСЦ Валерий Тимофеев

В конференц-зал музея перед началом семинара к ним обратился директор 1-го Русского музея Михаил Овчинников:

— … Дорогие братия и сестры! Сегодня в нашем музее мы собрались по очень знаменательному поводу. В этом году Протопопу Аввакуму исполняется 400 лет со дня рождения.

Протопоп Аввакум родился на Волжских берегах, был протоиерем Казанского собора на Красной площади в Москве. Как ревнитель древлего благочестия и православной старины он не принял церковных реформ патриарха Никона и был за это сослан. В ссылке он провел вместе с семьей более 10 лет в Сибири и Забайкалье, Даурии, осваивая этот край вместе с казаками и русскими первопроходцами. Духовными наследниками Аввакума были и мои предки – Забайкальские казаки-старообрядцы. В нашем музее, как вы знаете, много старообрядческих вещей и книг. Протопопа Аввакум никогда не оставлял проповеди истинной православной веры, поддерживал дух и бодрость среди старообрядцев. В настоящее время известно более 80 богословских, полемических и иных произведений, которые написал Протопоп Аввакум. Самое известное и выдающееся из них – это «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное….

Также говорили о проповедническом пути протопопа Аввакума, значении его трудов для распространения древлеправославной веры, развития русского языка и литературы, а также о его почитании в старообрядчестве, канонизации и крестном ходе в его честь, который ежегодно происходит в Нижегородской области. Более подробно была затронута тема реформ патриарха Никона (изменения в Символе веры и в текстах богослужебных книг, начертании имени Христа, отмена двоеперстного крестного знамения, земных поклонов и т.д.).

Также был отмечен вклад старообрядцев в развитие русской промышленности и культуры в 19-начале 20 в.

экспозиция

Все экспонаты астралийской выставки имеют пояснительные таблички на русском и английском языках, на ней широко представлена иконография протопопа Аввакума, произведения, созданные им самим, и литература о нем и его сподвижниках (боярыне Ф.П. Морозовой, диаконе Феодоре и др.), а  также подлинные вещи старообрядцев Трехречья в Маньчжурии и Австралии, в том числе фотографии старообрядческих священников и епископов начала XX в. (Кирила Иванова, Иоанна Старосадчева, еп. Иннокентия (Усова), а также их подлинные письма, богослужебные книги, ставленные грамоты (чтеца, диакона, иерея), выданные епископами Иоасафом Томским, Алтайским и Минусинским и Иосифом Иркутско-Амурским и всея Восточныя Сибири (Дальневосточным).

Собравшиеся в 1-м русском музее Сиднея гости послушали церковное знаменное пение в исполнении хоров Митрополии Московской и всея Руси, Молодежного старообрядческого хора под управлением В. Москвичева, а также духовные стихи о протопопе Аввакуме и боярыне Морозовой.

Были вопросы и ответы на возникавшие по ходу семинара вопросы — о самосожжениях, об участии старообрядцев в революциях 1905-1917 гг.; о численности старообрядцев в России и во всем мире; о местах эмиграции и современного расселения старообрядцев заграницей, о старообрядцах в Австралии об отношении возникшего старообрядчества к государственной власти России, и можно ли теперь использовать эту модель в современных условиях…

Дали слово на семинаре и генеральному консулу России в Сиднее Игорю Аржаеву — он рассказывал, что «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» прочитал в первый раз будучи еще очень молодым человеком, и тогда обратил внимание на занимательный сюжет, стиль и речь протопопа Аввакума, которые были необычны и оригинальны. И только позже раскрылись глубокие мысли протопопа Аввакума, и обрели свое важное значение….

По окончании семинара Комитет музея пригласил всех участников на чай и фуршет.

Вход на выставку свободный для всех желающих, а не только русских и староверов.

PS Как известно в России 2020 год объявлен годом Протопопа Аввакума – этого выдающегося церковного деятеля, духовного писателя и проповедника.

Владимир Путин подписал об этом указание и правительство России издало соответствующее распоряжение.

сниматься захотели не все

В Австралии это распоряжение исполняется, в Самаре движения не видно, даже по линии общения властей региона с деловым сообществом на них присутствуют, как правило, одни и те же лица от РПЦ и это несмотря на то, что до 1917 года наш регион являлся одним из ведущих в российским расколе, а многие самарские купцы были староверами

Еще одна встреча гостей из Самары в Австралии была посвящена жизненному пути и мученичеству боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой (в иночестве – Феодоры).

Всего русская диаспора в Австралии насчитывает свыше 80 тысяч человек, среди много и бывших жителей Поволжья…

5 responses to “Самарские староверы отмечают 400-летие протопопа Аввакума в Австралии

  1. Да, жаль, что Самарский минкульт планирует привлекать к мероприятиям по 400-летию в основном РПЦ. Что же интересно они будут рассказывать об Аввакуме?

  2. Что-то на фото старообрядцев как раз не видно: где же бороды? В Австралию нужно биометрию для визы сдавать — это похуже фотографирования будет. Как же они согласились?

      • Я не иронизирую, отрицаю такой стиль общения. Мне просто интересно, можно ли не сдавать биометрию на визу по религиозным соображениям? И про фото мне тоже интересно, кто на нем: старообрядцы или просто любопытные посетители.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s