Известный литературовед и поэт Георгий Квантришвили рассказал мне об одной интересной закономерности в жизни Поволжья. Как только в России начинало пахнуть либерализацией в русских регионах начинается оптимизация и уничтожение традиционных очагов культуры.
А вот диктатуры могут приносить другой результат — это он на примере крупных региональных издательств сделал такой вывод.
Когда Самарский Дом Печати был уничтожен, помните?
Закрыли его как помните в те времена, когда Дмитрий Медведев исполнял обязанности Гаранта Конституции в 2009 году, а разграблен еще раньше.
Да, и не печатали там тогда уже местных авторов большими тиражами — кто их продавать и покупать будет?
Хотя напечататься сегодня не проблема были бы деньги, другое дело что издательства раньше были своего рода интеллектуальными центрами в регионах, как и провинциальные киностудии.
Однако Самара — не первая жертва либеральных экспериментаторов, пусть они даже и осеняют себя религиозными символами. Еще раньше в начале 1960 годов, во время оттепели были аннулированы два других крупных государственных издательства — Пензенское и Ульяновское. Их присоединили к Саратову и на его базе создали Приволжское книжное издательство для трех русских областей.
Происходило это при другом либерализаторе — Никите Хрущеве. В 1963-1964 годах.
А до этого при кровавом гонителе муз и поэтов Сталине крупные государственные издательства по регионам открывались.
В 1938 году свое издательство, например, появилось в Саратове, в 1947 году с собственной полиграфической базой организовалось Пензенское книжное издательство. В 1950 годах оно издавало очень популярные приключенческие книги западных авторов, тиражами 60.000-70.000 экз. редко печатавшихся в СССР, вообще же первые государственные типографии в этом краю открылись еще в 1803 году.
В Симбирске (Ульяновске) с полиграфией дела обстояли не менее круче — уже в середине-конце XIX века в Симбирске работали две государственные типографии. Вообще же самый первый документ, напечатанный в гостипографии Симбирска, относится к 1797 году. Основной продукцией типографии были государственные указы, документы, но уже к началу XX века печатники освоили рекламные листовки, театральные афишки, появился первый печатный дизайн, изыски в верстке. Вторая гостипография — Удельная – в ней увидели свет первые симбирские книги, например, автобиография Ивана Гончарова.
По итогу в начале XX века в Симбирске существовало только частных типографий порядка десяти, появились таковые и в трех уездах, для родины Ленина типографское дело было очень развитой отраслью предпринимательства. Само Ульяновское книжное издательство здесь образовалось достаточно поздно — в 1958 году.
Ну так вот, а после Хрущева в Ульяновске осталось только Ульяновское отделение Приволжского книжного издательства а в Пензе Пензенское отделение Приволжского книжного издательства, к Куйбышеву их присоединять не стали, хотя нам они и географически и административно ближе — Пенза и Ульяновск в 1930 годы входили в состав Средне-Волжского края, со столицей в Куйбышеве.
Что сие означает пусть каждый для себя сам решит, но думаю, что либеральные власти в России традиционно не очень спешили осчастливливать население русских областей культуркой, а интеллигенцию — профессиональной занятостью. Так из-за финансовых трудностей Пензенское отделение Приволжского книжного издательства прекратило выпуск книг аж в 1994 году— расцвет же его деятельности пришелся на 1970-1980 годы.
Кстати, я пару лет назад раскрыл для себя одну из «тайн» Дома-Печати — почему на первых этажах такие странные битые стекла, как будто их из пушки горохом расстреливали. Шел я как-то мимо, гляжу — две девицы, одной лет 7-8, другой 10-11. Не пацаны, что характерно! Тайком, спрятавшись за кустами, подбирали мелкие камешки и тренировались в метании по окнам. Старшая учила младшую, а сама, видимо занималась этим уже несколько лет. А, может, и ее в свое время старшие подружки научили. 🙂
Узнал из видеоэкрана в трамвае, что в Бразилии за прочитанную книгу заключенным сокращают срок на 4 дня.
нормальная тема
Как раз позавчера смотрел фильм — «Знак саламандры» (по мотивам 451 F и Маленький преступник).
ну и как похоже что в ту сторону движемся?
На самом деле хуже: отсутствие информации лучше, чем подмена. Сейчас все есть, и книги в том числе, только качества нет. Многие современные книги — это просто информационный мусор. Почитает умный, но неопытный человек такое и возненавидит книги. Проблема чистки от информационного мусора очень серьезна, это даже для компьютеров не просто: чистка происходит с обязательным выделением тепла, требует дополнительного охлаждения, ограничивает скорость работы и т.п. У человека основная чистка во сне происходит, но качество отдыха снижается.
К этому фильму еще предисловие интересное было в видео: https://m.youtube.com/watch?v=zfVhFOUN4uw
Ульяновский Дом печати сейчас один из лидеров по части типографии. там печатаются многие столичные издатели. Ну и нельзя не отметить краеведческое книгоиздание. В Ульяновске оно выше всяких похвал. Разве что только Казани уступает
а меня вчера пытали как же Самаре стать лидером туризма — да, никак. Сызрань сейчас поди переживает, что в такой помоечной области как Самарская оказалась
Но-но! Сызрань сама по себе дыра! Такая, что Самарской области и не снилось