Когда мы прошли очередной зал Рундальского дворца — загородной резиденции герцогов Курляндских, разглядывая портреты его прежних владельцев — российской и лифляндской знати и аксессуары их быта — я не выдержал и глядя на очередной роскошный ночной горшок из китайского фарфора выдал:
— И ради всего этого давили российских крестьян, неудивительно, что потом Пугачев появился…
Собеседник меня поддержал
— Да, поскольку герцогство Курляндское не входило в состав Российской империи — это был своего рода оффшор XVIII века для российской знати.
А правда только вдумайтесь: за что в империи так ненавидели герцога Курляндского Эрнеста Бирона? За то что он имел императрицу Анну Иоанновну?
Да мало ли кто и как имел потом Екатерину II? И что же с того? Царственные особы имели права на девиации.
А дело все в том, что герцог Бирон, пользуясь постелью главы Российского государства как приходно-расходной кассой вытаскивал налоговые сборы по России в принадлежащую ему Курляндию сначала на свой летний Рундальский дворец, а потом на Митавский зимний дворец, которые ему с 1735 года по 1740 годы строил и проектировал Франческо Растрелли.
И хотя после смерти царицы «с чесоткой» в области паха все неиспользованные строительные материалы и даже уже установленные импортные двери вывезли снова в Россию, возвращение Бирона из сибирской ссылки в 1764 году, а затем, в 1794 году появление в Курляндии брата нового фаворита новой царицы Валериана Зубова, а в 1804 году Платона Зубова снова актуализировало тему освоения казны, собранной с нищих землепашцев России на просторах Курземе.
Кстати русский мужик и сам дворец строил — в частности печные работы выполнены не мудреными иностранными специалистами, а самыми что ни на есть скрепными Иванами.
Все один к одному с тем, что происходит сегодня в Российской Федерации откуда новая знать формата «патриотов» оттаскивает украденное подальше от матушки России.
Чтобы вложиться где-нибудь на века вечные. Аминь.
И очень хорошо, что история этого замка, до того как он стал музеем, сначала в 1938 году Латышской республики, а после 1972 года — СССР и Латвии наглядно показывает, как крушатся надежды и мечты плутократов.
Первоначально в 1812 году Рундальский замок ограбила революционная армия Наполеона I и сожгла его библиотеку, подаренную Екатериной I, затем в 1919 году его разгромили солдаты белогвардейского авантюриста Бермонта — Авалова, состоящего на службе Германии, потом в 1920 году его национализировала Латышская республика и наконец в 1945 году в его залах держали зерно.
Ну и где те самые владельцы, потомки Биронов — Зубовых — Шуваловых, которые тянули жилы с российского народа на эту роскошь?
Да, их портреты. имеются в экспозиции, но это не их собственность, не их фонды.
Теперь, после увиденного больше, чем уверен, что большая часть тех замков, которые в 1990 — 2000 годы понастроены внутри России Качмазовыми, Сечиными, Миллерами и прочими Золотовыми не переживут их владельцев уже через 3-4 поколения.
История — дама капризная, а красота таких дворцов как Рундальский сегодня принадлежит народу, в данном случае народу Республики Латвия. И сделали шаги по национализации не большевики. а вполне себе буржуазное правительство.