Разбитых военных самолетов в Самаре найдут еще много?

 

остатки ИЛ 2 фото ГК Древо

Помните сенсацию апреля 2016 года, когда во время проведения работ по укладке газопровода в строящуюся четвертую очередь Южного города на глубине двух с половиной метров водителем экскаватора был найден военный самолет ИЛ-2.

Тогда по номеру двигателя определили, что самолет выпущен в августе 1942 года на Куйбышевском заводе имени Фрунзе и что  вполне возможно этот ИЛ-2 упал в болото во время перелета с завода производителя на передовую в Сталинград, на борту не было боеприпасов. Останки летчика были найдены в кабине упавшего самолета, в записной книжке, лежащей в нагрудном кармане летчика, находилась телеграмма, полученная 17 июля 1942 года, на имя Ивана Черкасского.

Тогда же в 2014 году вспомнили, что Куйбышеве было произведено 26 888 самолетов, или 74 % Ил-2.

Но ни тогда ни потом не было материалов, которые хотя бы попытались описать почему произошла трагедия.

Недавно нашел исследование на эту тему.

Оказывается еще и до войны брак гнался по всем видам военно-технической продукции. Слаб был и «человеческий материал». Свидетельство этому – Постановление СНК «Об авариях и катастрофах в авиации Красной Армии», выпущенный буквально за два месяца начала войны – 9 апреля 1941 года. В нем говорилось:

«ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают, что катастрофы и аварии в авиации Красной Армии не только не уменьшаются, но всё более увеличиваются из-за расхлябанности лётного и командного состава, ведущей к нарушениям элементарных правил лётной службы. Из-за расхлябанности ежедневно в среднем гибнет у нас при авариях и катастрофах 2-3 самолёта, что составляет 600-900 самолётов в год». Поражение же СССР в первые годы войны с Германией объяснялось не только стратегическими просчётами командования, но и ужасающим качеством военной продукции. На примере проверок, проведённых НКВД в Наркомате боеприпасов в 1940-м, видно, что заводы гнали откровенный брак, а «красные директора» утопили работу в халатности и бюрократии.

Есть в этом списке и наши заводы — например будущий Куйбышевский авиационный завод №18. От отличился еще по месту бывшей прописки — в Воронеже при перелёте 27 марта 1941 года 12 самолётов ДБ-3Ф с аэродрома завода №18 в Воронеже в 53 авиаполк (Кречевицы), когда начальник отделения оперативных перелётов Штаба ВВС полковник Миронов, несмотря на заведомо неблагоприятную погоду, разрешил указанный перелёт. В результате этого распоряжения произошло 2 катастрофы и одна вынужденная посадка, при которых погибло 6 человек и 3 человека получили ранения. 

На фронт также работали Чапаевские заводы по производству боеприпасов, на которых рабочих коренных национальностей сменили не говорившие по русски туркмены (не зря же там взрывались целые цеха), ЗИМ, большинство эвакуированных предприятий.

Видимо упавшие во время войны самолеты в 63 регионе будут находить и дальше…

4 responses to “Разбитых военных самолетов в Самаре найдут еще много?

  1. Спасибо за интересный материал, Игорь! Что касается Чапаевска, то на днях попался очень колоритный рассказ-воспоминание про Чапаевск 1953 года, там в том числе есть и про то, кто работал в наиболее опасных цехах заводов ВПК.
    https://www.proza.ru/2010/12/17/969

  2. «…Начальник отделения оперативных перелётов Штаба ВВС полковник Миронов, несмотря на заведомо неблагоприятную погоду, разрешил указанный перелёт…»
    Не разрешил бы — сел за нерасторопность и неисполнение. Разрешил — все равно сел, за то что людей и технику угробил. Куда ни кинь, как говорится.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s