У революции в нашем дворе есть начало. Часть 1-я.

входим во двор

и наслаждаемся новым порядком

В Самаре на конец 2018 года насчитали 36 268 незаконных гаражей. Ужас!! Претворим в жизнь лозунг: все уличные металлические коробки — под снос! Масштабную зачистку дворов от самовольных построек по-чесноку можно было бы назвать городской общесоциальной революцией. У революции есть начало: на первом её этапе всё снести до основания, а затем – на втором заключительном этапе, — превратить территорию от очищенных незаконных гаражей в дивный, кофортный, новый мир.
Рассказ о моём дворе, в котором я живу, возможно, покажется читателю блога поучительным.

Двор, в котором живу 37 лет

Мой самарский двор в центре Самары – это территория между домами с литером 2/70 по ул. Ново-Садовая/Полевая, и домами с литером 68 и 68 «А» по ул. Полевой. В 30-х годах прошлого столетия построили такой большой общий дом буквой «С» по отношению к Ново-Садовой. Изначально строения были трёхэтажными. В середине 60-х годов все три дома были надстроены двумя этажами. (читать здесь )

Двор — территория безжизненного пространства.

С большой грустью пишу: мой нынешний самарский двор — территория безжизненного пространства. Двор — это стоянка многочисленных автомобилей, преимущественно иномарок, которые с утра до вечера приезжают и уезжают. Ночью из моего окна я вижу картинку — двор оккупирован четырёхколёсными средствами передвижения. Всё!
В моем нынешнем дворе я уже лет 15-20 не вижу подростковых компаний. Детей дошкольного и школьного возраста на пальцах одной руки. Карапуз один по имени Максик (кстати, сосед по лестничной площадке). Жизнь местных дворовых пацанов сгинула в компьютеры с бесконечными ходилками и стрелялками – это не для нас… Во дворе нет детского уголка, нет стола со скамейками для играющих в домино, нет даже лавочек для старушек. Следует заметить, население двора (точнее трёх общих домов по ул. Ново-Садовой и Полевой, расположенных буквой «С») потихоньку меняется. Теперь же въехали какие-то новые, совершенно непонятные личности, которые снимают квартиры. Реалии жизни.

Воспоминания из 80-х

Воспоминания возвращают меня в 80-е годы. В советскую эпоху, во времена, когда деревья были большими, а зарплаты маленькими, когда можно было получить бесплатно квартиру, но нельзя было достать туалетную бумагу…
В мае 1982 года впервые познакомился с двориком у «Дома-2» и породнился с ним на долгие-долгие годы. В семье у нас появились мальчишки: Дима и Саша. Насколько мил моим детям был наш двор, сказать сложно.
Воспоминание обрывчатые. Двор вообщем-то большой, а ничем примечательным тогда не отличался. Для детей была деревянная скрипучая карусель и песочница. На заднике двора, перед подпорной стеной штук десять крышек метр на метр от погребов, которые были сооружены ещё в 40-х – 50-х годах прошлого столетия. Вот и всё. Документировать данный факт не могу: фоток, увы, нет.

зимой могут придти бомжи

Первый гараж в ландшафте двора

Когда появился первый металлический гараж в нашем дворе? Скорее всего на рубеже эпох, в начале лихих 90-х. Дело было весной. Утром выхожу из подъезда и передо мной картина маслом: два сварщика монтировали каркас гаража и работа была выполнена наполовину. А вечером того дня металлическая коробка вписалась в ландшафт нашего двора. Так появился первый символ прошлых десятилетий – железный гараж. Жильцы трёх домов не пришли в восторг от того, что им теперь ежедневно придётся любоваться незамысловатыми «шедеврами» народной архитектуры вместо зеленого газона во дворе. Впрочем, никто особенно не орал и не возмущался по поводу первого самозахвата 20 квадратных метров придомовой территории. Ну, а собственник гаража мог сказать своим завистникам: «Поздравьте меня с недвижимостью. Какое это удовольствие держать автомашину в гараже в 20 метрах от дома».

Наглость – второе счастье

Есть такая поговорка: наглость — это второе счастье. Наглость… Неоднозначное качество. Хорошо это или плохо – не каждый скажет с уверенностью. По мне так, наглые люди — это в основном эгоисты, думающие только о себе, это те, кто проявляя активность, не церемонятся с остальными. Вроде, прописные истины. В лихих 90-х не было понятия «муниципальная» земля. Многие считали ресурсы достоянием народа. И не было удивительного в том, жители города смело стали использовать, к примеру, дворы под собственные нужды. Если за самозахват земли общего пользования под гараж никоим образом не наказали, значит, и другим можно было совершать правонарушение. Неосвоенной земли, во дворе, действительно, было много и металлические гаражи стали росли словно грибы после дождя. Потому как никто особенно не орал и не возмущался по поводу второго, пятого, десятого самостроя.

за гаражами таких не было видно

Гаражная жизнь вне правового поля

Сказать, что власти Самары не боролись с самовольно установленными металлическим объектами нельзя. Помню, в начале нулевых годов на гаражах стали появляться надписи такого содержания: «Убрать гараж до 15 мая». Потом эта дата переносилась на месяц-другой. Но гаражный разнос от мэрии, которую возглавлял Георгий Лиманский, так и не состоялся. Не хватило в этой борьбе и политической воли, и решительности, и боязни судебных тяжб. Электорат Лиманский не хотел особенно злить, ведь на любых выборах автовладельцы поддерживали существующую власть.

Без шансов на владение гаражом

Полноправными владельцами гаражей в нашем дворе на протяжении всей российской действительности никто никогда не был. Лет 15 назад в разговоре со своим соседом по подъезду задался вопросом: «Неужели никому даже в голву не приходило, что возведённую в родном дворе постройку нужно как-то оформить и исходя из этого платить определённую сумму в год за аренду земли».
«Данная тема у нас всегда , что называется, сверлила в голове, — делился своими воспоминаниями сосед. — Отправились мы как-то втроем в администрацию Октябрьского района. Увы, нас ждало горькое разочарование. – Вы что, с луны упали? – удивились сведующие сотрудники администрации. – Во дворе детская площадка должна быть, а не ваши гаражики и вообще, сидите ровно и не дёргайтесь. Мы поняли, что шансов законным образом оформить договор аренды на земельный участок под уже имеющимся гаражом во дворе у нас практически не было и не будет».
И как следствие данной ситуации, так называемое металлическое недвижимое имущество по всем правилам нельзя ни продать, ни подарить человек не может. Вот такая правда…

новая локация для поиска дигеров

Виртуальные гаражи

Идеальная история, которая не терпит бюрократических проволочек. Вы нашли пробивного человека, который умудрился сотворить чудо. Наверное, бывает так! Для оформления земельного участка, на котором находится гараж, городской центр кадастра и геологии изготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане. Наработанная схема прошла согласование у главного архитектора города, который согласовал данный документ при выполненном условии предоставлении всех правовых бумаг на гараж. Конечным итогом всех чиновничьих действий по правоустанавливающим документам стало присвоение гаражу (внимание!) почового адреса а также инвентарного номера. Вот мы живём в казённом доме, у которого есть адрес (он же почтовый): улица, номер дома, номер квартиры. Это наша конкретная недвижимость. Точно также и гараж обязан быть зарегистрирован на плане города. По факту — все городские гаражи, за исключением тех, которые находятся в ГСК, обезличены (нигде не видел инвентарный номер на передней стороне гаража) или, если сказать по-современному – все они виртуальные. И в этом нет ничего удивительного.

Законные владельцы – инвалиды?

Как известно, получить право на постройку гаража во дворе дома, где живешь, теоритически может только инвалид, имеющий машину с ручным управлением и по состоянию здоровья не способный дойти до близлежащей автостоянки. Разрешение на установку дает райсовет, причем на срок до 10 лет, после чего всю процедуру (чтобы гараж стоял на законном основании) придется пройти вновь. Относительно простым вариантом — найти дедулю-инвалида, оформить на него документики и пользоваться гаражом практически бесплатно – в нашем дворе, я так понимаю, никто не воспользовался.

пейзажи двора

Гаражи от Тархова

Когда Самарой правил Виктор Тархов (году так-эдак в 2008-м) проблему парковочных мест пытались обозначить (именно так!) с помощью современных планировочных, архитектурных и инженерных решений.
Есть легенда , что инициатором такого «обозначения» был Сергей Арсентьев, первый заместитель мэра Самары. была мысль двухуровневую стоянку на 40-50 машиномест построить в нашем дворе. Идея создать цивилизованный автопаркинг предписывала необходимость демонтировать исключительно все металлические гаражи во дворе. Такой новаторский подход в обустройстве парковочных мест изначально был утопическим. Дальше балабольства в рабочих кабинетах мэрии и администрации Октябрьского района не пошло. И, слава Богу!

Правила аукционов по гаражам

Разговор о принципах справедивости, когда мы рассматриваем гаражную проблему – это разговор в пользу бедных (пустая болтовня ни к чему не обязывающая). И всё же..
Если бы директором/мэром был бы я. Размышления вслух от… буйного фантазёра.
Создал бы городской гаражный рынок. Конецепция следующая:
1) предоставление городом жителю двора/района точки (малой архитектурной формы), некапитальный объект для хранения автомобиля; 2) восьмилетний договор на аренду; 3) электронные аукционы; 4) тендер, на который выставляется несколько лотов: установленные городом и принадлежащие ему гаражное строение, будут предоставляться во временное пользование на срок действия договора.
Концепция позволяет заявить, что гаражные строения имеющие привлекательный вид украсят двор. И, самое важное, автовладелец, наконец-то, приобретает/берёт в аренду абсолютно законное строение: с почтовым адресом, инвентарным номером и полным пакетом документов.

вид с 3 этажа

Гаражные строения – один из сегментов общего городского рынка. Поменяем гаражные строения на торговые киоски мелкорозничной торговли и моя «буйная фантазия» будет более ясной и перспективной. Кстати, в Москве именно этот путь предложен предпринимателям. Практически, никаких строений от индивидуалов, всё за счёт города и по лекалам города. Спорно!?

Август 2017 г. Директор УК «Железнодорожный», руководитель микрорайона и активная общественница, старшая от «Дома-2» Валентина Викторовна настроена оптимистически и говорила, что нужно письмами от жильцов подталкивать районных руководителей к сносу незаконных гаражей. Автор этих строк высказывал предположения, что борьба с самозахватчиками земли может длиться десятилетиями. Но… неожиданно случился невиданный доселе масштабный гаражный разнос. В первой половине 2019 г. порядка сорока металлических коробок разобрали, погрузили на самосвалы и увезли в неизвестном направлении. Итак, наш двор очистили от незаконных гаражей (смотрите фото после разноса), что дальше? Об этом рассказ во второй части повествования.

Евгений Мозолевский

Продолжение следует.

Реклама

14 responses to “У революции в нашем дворе есть начало. Часть 1-я.

  1. Мой дом похож на Дом-2 по ул. Ново-Садовая, 2. Я уже писал об этом. Он расположен по ул. Красноармейская, 19 напротив площади Куйбышева. Также в виде буквы П.
    Но, слава богу, проблем с металлическими гаражами у нас не было.
    Во-первых, территория двора небольшая, меньше, чем в Доме-2.
    Во-вторых, там уже издавно были возведены железобетонные гаражи. Уж не знаю все ли они узаконены или нет.
    Их стоимость — 50000 долларов. Их штук 15. Не все используется под гаражи, некоторые под сараи. Хотелось бы приобрести такой, но мне пока не потянуть.

    Расскажу поучительную историю. Когда мы с женой вернулись в родной дом после службы в Армии (2004 год), то двор был пуст от машин. Все ставили на стоянках вдали от дома, вплоть до Безымянки. Был страх потерять машину, колеса и пр.
    Мы также по блату ставили свои две японки на пл. Урицкого.
    Но потом плюнули. Японки с правым рулём никому не нужны и стали ставить во дворе. Есть даже фотки, где наши машины одиноко стоят во дворе.
    За нами потянулись остальные. И вот уже весь двор забит машинами.

    Да, проблема парковок и стоянок на ночь очень актуальна в Самаре. Как её решать, я даже не знаю. За год в городе прибавляется около 20000 автомобилей.
    Поэтому каждый решает эту проблему сам. В том числе и возведением незаконных металлических гаражей.

    • Вот почитай.
      Про Японию
      «..Чтобы получить справку на покупку автомобиля, надо доказать в полиции, что твой автомобиль гарантированно имеет место для ночлега на каждый день. Что в итоге? Идеальный порядок с парковкой на улицах даже самых крупных и густонаселенных городов. Хотели бы такие правила в России?»

      Единственно верно и правильное решение. И право покупать автомобиль по финансовой возможности, а не по необоснованной потребности.
      ЖЕСТКО?

  2. Женя, это (приобретение автомобиля) при наличии парковочного места из области фантазии.
    Во-первых, это нарушение прав человека. В Японии давно бесправие. А у нас любой ушлый гражданин отсудит право покупать машину без справки.
    Во-вторых, я тебе таких справок принесу кучу. Сам понимаешь. На любой стоянке возьму.

    В-третьих, сейчас все новые дома проектируются (справься у Орлова) с учётом обеспечения парковками. Открытыми или подземными по нормам от числа квартир и проживающих.

    Так, что проблема остаётся для старого города. Она не решаема. Остается одно. Как в старые добрые времена. Ставить на стоянку где-нибудь на Металлурге. И добираться домой на общественном транспорте.

    • Андрей, ты же обладатель праворульки, а выступаешь резко против японской модели покупки машины. Странно ))
      Если серьёзно, то, естественно, ничего подобного у нас в России не будет. Что возможно в скором будущем. Так это платные парковки во дворах, как в Москве. Для автовладельцев это будет катастрофа.
      Другие варианты возможны, но о них пока никто не задумывается, потому как тупиковая ситуация.
      Может я не прав?

  3. Женя, ты, конечно, прав. Но платные стоянки во дворе, тем более в своём, это не выход.

    Я уже писал, как и ты, что ситуация тупиковая.
    Что делать, даже не знаю. Увеличивать количество стоянок на пустырях, коих у нас море, даже в центре. Вот один из выходов.

  4. А интересно, про права какого именно человека речь? того, который своим личным имуществом занял территорию общего пользования — или того, кто этим двором не может пользоваться, и даже дома у себя от воя сигнализаций и выхлопной вони (пардон) ни спать ни дышать иногда не может? Стиральную, посудомоечную и прочие личные машины хозяин на своей территории умещает, велосипеды даже, а автомобиль почему-то должен посторонним людям проблемы создавать? «Безлошадные» граждане ведь гражданам-автовладельцам проблем не создают. Автомобили должны в своём домике жить, там же мыться, чиниться и т.д. Или я неправа?

    • «…Автомобили должны в своём домике жить, там же мыться, чиниться и т.д. Или я не права?…»
      Ирина, в Японии, да, в других странах (не во всех), да. У нас, НЕТ, то есть вы не правы. Реально не правы…

      Давайте с облаков опустимся на нашу грешную землю. При парке, чуть превышающем 400 000 единиц, и населении порядка 1,2 миллиона человек в Самаре на тысячу жителей приходится 350 легковых автомобилей. Каждый третий – владелец личного авто. Я лично (также и моя жена) всю жизнь прожил безлошадным и никогда по этому поводу не горевал. Мои сыновья в 24 года получили права, обзавелись первой машиной (попроще), потом второй, потом…
      Словом, дети без машины свою жизнь уже не предстваляют, она для них средство ежедневного передвижения. Точно также могут сказать львиная доля трети граждан, у которых есть авто. А где ставить машину – там где есть свободный клочок земли..

      Уважаемая Ирина… Мораль сей басни такова… вам, мне, да, и пожалуй всем нам, придётся мириться и терпеть все неудобства от такого изобилия личного и пр. транспорта в городе.

      • Ирина, я нахожусь по другую сторону баррикад. В нашей семье два автомобиля.
        И вечная проблема, где их оставлять на ночь. Гаража у нас нет. Свободных стоянок поблизости с нашим домом также нет. Одно время ставили и то по блату на стоянке на пл. Урицкого. А потом вечером возвращались домой пешком или на трамвае. Тоже не выход.
        В общем решили ставить во дворе. Нашему примеру последовали другие. Сейчас весь двор забит машинами. Здесь единственный минус — хулиганы могут повредить машину. Тем более, когда места во дворе нет, то приходится оставлять на улице.
        За 15 лет однажды шпана разбила боковое стекло.
        Летом проще. Живём на даче. Ставим там, место есть.
        А так — да, это огромная проблема.
        И как решать её не знает никто. Да и не хочет знать.

        • Есть такое решение — шлагбаум на въезде во двор. Если земля является собственностью ТСЖ, у жильцов есть полномочия установить заграждения. Закрывать нельзя только сквозные проезды — они должны быть такими, чтобы во двор могла заехать скорая и пожарная машины.

          Андрей как у вас с этим. У вас земля во дворе чья? Или ничья? Тоже интересный вопрос…

          • Женя, честно говоря, чья земля у нас во дворе, я не знаю. Могу, конечно, узнать. Но с меня достаточно того, что к ЧМ наш двор заасфальтировали, установили новые бордюры. В общем, привели в порядок.

            У нас два въезда во двор. Со стороны Чапаевской и Красноармейской. Но вместо шлагбаумов перед ЧМ установили чугунные ворота. Открываются таблетками и есть домофон. Хоть что-то упорядочили.
            А то во время праздников наш двор был общественным туалетом и распивочной.

            Но кому надо все равно пролезут. Хотя, конечно, стало получше.

          • Андрей, для истории сфоткай свой двор из квартиры 5-го этажа Напросись к соседу). Такой характерный панорамный снимок будет.
            Я вот, к сожалению, у себя с 5-го этажа снимок панорамный сделать не могу. Деревья настолько разрослись, что заслоняют большую часть двора. Такая вот шняга.

        • «Сейчас весь двор забит машинами. Здесь единственный минус — хулиганы могут повредить машину». Восхитительно непробиваемо! А Вы не пробовали с несвоей стороны баррикад побыть? Там, где ваше имущество создаёт проблемы кому-то помимо вас?

          • Ирина, у нас во дворе машины никому проблем не создают.
            Они стоят аккуратно а рядок, елочкой вдоль зданий сараев. Есть проезд, есть проход.
            В центре двора имеется детская площадка между зданиями сараев с малыми формами: горкой, песочницей. Но я не видел, чтобы там кто-то гулял с детьми. Так как люди предпочитают гулять через дорогу в сквериках на пл. Куйбышева.
            Но я отвлекся от основной темы.
            Конечно, желающих ставить машины во дворе больше, чем мест. Поэтому, часто бывает: кто не успел, тот опоздал. И приходится ставить авто на Красноармейской, как у Вас на Ново-Садовой.
            Но я бы не сказал, что у нас во дворе машины создают неудобства для жителей.

  5. «Сейчас весь двор забит машинами…»
    Удивительный вы собеседник, Ирина… Поискать таких надо )

    Я живу во дворе, который был десятилетиями под завязку забит гаражами. Проблемы в связи с этим для всех жильцов «безлошадных» были морального порядка и только, постольку-поскольку гаражи не кусались и не лаяли громко. В этом году все гаражи, считай, в одночасье у нас снесли… И что… Стоянка машин стала для них без крыш и стен. По-прежнему машины громко не лаят и не кусаются. Но морально жильцы двора, конечно, страдают… им хочется видеть во дворе детскую, спортивную площадку, подобие сквера, а не авто..

    Машины ставить невозможно, к примеру, на Ново-Садовой. Эвакуаторы ночью работают чётко. Остаётся только во дворе парковаться. И ваши стенания о каких-то проблемах, что во дворах «ночуют» авто – это для бедных. Надо понять: нет сейчас в городе возможности автолюбителям свои средства передвижения спрятать от ваших глаз подальше. НЕТ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ! Увы, и ахх!
    Я не оправдываю эту ситуацию, она, конечно, ненормальная.
    Но понимать безвыходное положение автолюбителей мы обязаны.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s