Как будут решать проблемы детей-аутистов и ментальников в Самаре

зал полный

мамы рассказывают о детях

Уже когда круглый стол по проблемам социальной поддержки детей с ментальными нарушениями, проведенный Общественным Советом при Главном бюро Медико-Социальной Экспертизы по Самарской области, закончился, я подошел к одной из молодых матерей, выступавших на нем и спросил, а у вас когда с аутизмом проблемы начались?

Оказалось это прививки принесли такой эффект, а до 1,5 лет ребенок был в норме, после же прививки — умолк, сидел и смотрел в одну точку, когда же в 5 лет наконец заговорил, то заговорил по-английски — этот язык он запоминал с компьютера.

Теперь мальчик учится на «хорошо» и «отлично», в обычной школе, в Южном городе, в ресурсном классе, где 3 ребенка, а в школе, где принимают детей с РАС (расстройствами аутического спектра), его стараются перевести на домашнее обучение — с ним не знают, как заниматься. И это непонимание носит системный характер.

Читатели, вы думаете что проблемы детей с нарушениями ментальности вас не коснутся?

Напрасно, я уже неоднократно рассказывал, что директора детских садов Самары, с которыми я беседовал, буквально криком кричат сейчас от роста числа детей с ЗПР и ЗРР (задержка психологического и речевого развития), та же картина складывается и по тем статистическим данным, которые озвучил на круглом столе руководитель организации инвалидов — колясочников «Десница» Евгений Печерских: еще 2 года назад в 2016 — 2017 гг. количество детей с ЗПР в 63 регионе составило свыше 7200 человек, умственно-отсталых 2800, а были еще дети слабовидящие, слабослышащие, дети с церебральным параличом, дети с тяжелыми нарушениями речи, глухие и слепые.

За последние несколько лет число таких детей выросло почти в 4 раза! Оно постоянно увеличивается.

Это сложные дети — говорили на круглом столе общественники и родители — их нельзя просто поместить в коллектив, где они начинают вживаться, там много индивидуальной работы и тут нужны узкие специалисты. Около 300 детей пришли в областной ПМПК в 2018 году, из них большинство 6-7 лет, скоро лавина таких детей пойдет в 1 класс, а Министерство образования не готово к этому. Не готова к этому и система реабилитации.

пришел и Марк Левянт

в президиуме люди, которые в теме

Родители кричат — нет стандартов работы с детьми — аутистами, никто с ними не умеет работать.

Детей аутистов надо научить, а не лечить таблетками.

Аутизм — не заболевание, а синдром многих заболеваний, нужно чтобы ребенок наблюдался одним специалистом а не приходил то к одному, то к другому. Ему нужна педагогическая коррекция — прикладной анализ поведения, да в результате ребенок с аутизмом не излечится, но он будет максимально социализирован.

И это не все общественники считают: много внимания сегодня уделяется второстепенным, а не профессиональным методам работы Между тем, вливать ресурсы надо в государственные и муниципальные учреждения, уделять больше внимания удержанию специалистов по коррекции аутентического свойства — анкетирование, которое провели, показало, что мало кто может работать профессионально — из 500 человек, которых в 2006 г. обучили на курсах ФПК привезя в Самару специалистов, осталось двое-трое на все 13 центров по ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия) в области.

Кто-то из подготовленных специалистов выгорел, но большинство психологов, логопедов и дефектологов ушли в коммерческую сферу, они востребованы, но их не удержали.

Еще — на рубеже поступления в первой класс школы некоторые родители меняют диагнозы по ПМПК, не понимая к чему это ведет им не объясняют специалисты. Мамы слышат специалистов, но все равно меняют диагнозы — иначе ребенка не возьмут в школу. Между тем, такие измененные диагнозы — профанация, несмотря на огромные средства которые туда вкачиваются.

Евгений Печерских бил тревогу

рост числа детей

У нас в Самарской области хорошо поставлена предварительная диагностика до психиатрии, но специалисты по коррекции аутизма деградируют без соответствующего обучения.

Также на «круглом столе» говорили о том, что студентов нельзя направлять на работу с детьми-аутистами, но готовить их, чтобы они не боялись таких детей нужно, иначе потом мы получаем полное отторжение молодых кадров от этой проблематики.

Кроме специалистов в регионе есть партия родителей, которые обучились в пединституте на дефектологов и которые готовы работать с детьми — их тоже надо привлекать к работе с аутистами.

Хотя поступление в школу и учеба в ней — это не все проблемы ребят с РАС. Дальше тоже проблем не меньше — Евгений Печерских рассказывал, что дети с подобными нарушениями заканчивают свои учебные заведения и не находят своего места в жизни.

Как правило большинство тех профессий, которым их обучают, не востребованы современными работодателями.

Отсюда печальная статистика — при Советах, до 1991 года трудоустраивалось 95% таких молодых людей, сейчас только около 20%. В результате они не только становятся бесполезными членами общества, а их содержание ложится на плечи родителей, которые увы, не бессмертны.

Это основные проблемы, которые озвучивались родителями детей-аутистов и теми общественниками, которые занимаются решением их реабилитации, но на круглом столе Общественного совета ГБ МСЭ выступали еще и центры и организации, как государственные, так и частные, которые занимаются именно такими ребятами. Привожу их с координатами, чтобы люди которые столкнулись с подобными проблемами, знали, куда им можно обращаться.

говорят педагоги

на собак посмотрел с другой стороны

Например, много рассказывал о своих методиках Инклюзивный центр «Дружный дом», Гастелло 22. Это частное предприятие и оно предлагает не только индивидуальные и групповые занятия, но и методы- канис-терапии — здесь доктором выступает немецкая овчарка Царь Соломон, призер открытых городских соревнований в 2014 году. Цезарю ассистируют еще две собаки центра, но он главный. Благодаря канис-терапии у детей с РАС снижается стресс, увеличивается социализация, происходит улучшение моторных и адаптивных навыков, снижается тревожность и агрессивность, улучшается память, внимание, развиваются навыки самоконтроля .

Конечно, у присутствующих на круглом столе профессионалов было много вопросов к «Дружному дому», но его представительница говорила, что они дают не панацею, а дополнительные методы для реабилитации детей.

О своей активной работе с ребятами рассказали и «Самарские Солнышки», Центр помощи детям с синдромом Дауна, руководители — Наталья Гуркова и Вера Ковальчук. В январе прошлого 2018 года они закончили ремонт своего центра»Солнечный дом» (Самара, ул. Аврора, 106), а уже в феврале начались первые занятия.

Шикарный эксперимент по адаптации молодежи с ментальными нарушениями старше 18 лет провели Министерство социально-демографической и семейной политики и организация «Парус Надежды». Проект был реализован в сельском Красноярском районе. Там в отдельном доме, в райцентре поселили ребят с подобными диагнозами и создали атмосферу для их повседневной социальной адаптации и организации самообслуживания. Молодым помогали специально подготовленные люди. Теперь подобный проект хотят реализовать и в городском округе Самара.

родители

От имени организации «Интеллект» выступил руководитель «Десницы» Евгений Печерских, он рассказывал о системных проблемах и вариантах их решения.

Настоящий фурор вызвало в аудитории выступление руководителя Областного реабилитационного центра на ул. Чернореченской 36. Это организация признанный лидер среди родителей детей с РАС и попасть туда к специалистам считается счастьем.

Много говорилось о Реабилитационном Центре «Варелль», он относится к министерству социально-демографической политики, это тоже одно из самых авторитетных и уважаемых учреждений по профилю повестки дня круглого стола. Центр находится по адресу: Самара, ул. Димитрова 38а. Особенно признанной считается методика по которой работает этот центр, в зале через каждые пять минут слышалось Варель…Варель…

Много говорили и о методиках и проблемах специализированных Школ — интернатов, в том числе «Преодоления» в Самаре на ул. Мориса Тореза 45

люди знают о чем говорят

Очень хорошо, что там есть даже спонсоры, но родители детей переведенных, к примеру, на дистанционное обучение жалуются, что их ребятишкам дополнительные подарки и даже горячее питание не достаются.

А вообще тема питания была одной из самых острых, выяснилось, что в некоторых лечебных учреждениях Самары продолжается порочная практика, что когда туда госпитализируются дети с ментальными нарушениями их родителей не кормят. Вот тут пришла в движение Уполномоченная по правам ребенка Татьяна Козлова — она попросила родителей — тут же после круглого стола написать на ее имя заявления по всем подобным случаям — в Минздраве уже было совещание по подобной тематике и там обещали проблему решить, видимо указание дошло не до всех. А вообще Татьяна Владимировна, как и представитель Минсоцдема Игорь Качелин и Общественной палаты Светлана Полдамасова были настроены более практически — они хотели каждую обозначенную родителями и активистами на четырехчасовом круглом столе проблему фиксировать в официальные документы и ставить задачи по их решению.

внесли в практическую плоскость

Свою помощь в решении некоторых проблем детей с ментальными нарушениями предложил и хозяин круглого стола — главный эксперт МСЭ по Самарской области Дмитрий Драч. Услышав от реабилитационных центров про дефицит площадей, он, к примеру, предложил психологам, логопедам и дефектологам использовать для занятий с детьми РАС созданные специалистами игровые комнаты, поступившие в регион из Министерства труда и социальной защиты РФ, они уже установлены в МСЭ нескольких муниципалитетов региона, на очереди — Самара. Здесь будет находится самая большая игровая комната. Также МСЭ может выступать как логистический центр для перевалки в РЦ детской литературы, поступающей по буккроссингу — это тоже то, что нужно нашей малышне.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s