Как я от инвалидности на Кавказе скрывался

приступ астмы случился вечером этого дня

1971, ресторан Замок

наш санаторий

колонада

гора-кольцо

Ночью 25 июля 1970 года я умирал и отчетливо понимал это — мне не хватало воздуха, я задыхался  и из груди рвался один тяжелый хрип. Дело происходило на летних каникулах, в строительном вагончике где-то в Подмосковье, там мы разместились у двоюродного брата и Скорая ехала очень долго, поэтому я периодически терял сознание.

Немного пришел в себя, когда наше убежище осветили фары Скорой, вскоре мне для реанимации сделали укол в сердце, потом что-то еще, я вырубился и пришел в себя вечером следующего дня в московской детской больнице. От того лета у меня на всю жизнь осталась ненависть к паровым котлетам — ими меня закормили в больнице.

Как оказалась у меня был первый в жизни приступ жесточайшей аллергии, спровоцированный только что появившейся в СССР амброзией, аллергия же вызвала бронхиальную астму и все понеслось — поехало. Об ингаляторах тогда в моей семье даже не слышали.

1972

красные камни

В Куйбышев мы вернулись озадаченные по полной программе, из больницы меня отпустили только сразу в поезд, в районной же детской поликлинике Куйбышева, за кинотеатром «Весна» никто не знал, что это за болезнь и как ее лечить. Меня даже на инвалидность хотели отправить — уже потом видел ребят с хронической астмой, у которых в горле стояли металлические трубки, а они плотно сидели на антибиотиках. Единственные, кто радовался моей неизвестной болезни — это пацаны одноклассники, они увидели в аптеке сигареты против астмы и предлагали мне дерзко курить прямо на уроках, пользуясь своим эксклюзивным положением.

Однако отчаявшаяся мать тогда написала письмо космонавту Валентине Терешковой (тогдашняя правящая партия ничего не имела против детей) и она дала команду облздравотделу заняться нами. Короче моей персоной занялись в физинституте на Ленинской (сейчас там минздрав), а потом пару раз отправили по горящим путевкам в детский санаторий «Смена» в Кисловодске. В 1971 — 1972 годах. Дышать лечебным горным воздухом и пить нарзан. А кроме того с родителями мы прожили в Кисловодске 4 летних сезона по 3 месяца, благо у матери был отпуск по 2 месяца, там я в городской библиотеке всего Жюль Верна и Майн Рида перечитал, приобщился к коллекционированию карт стран мира, выпущенных Воениздатом, и значков с гербами русских городов.

По итогу аллергию я не вылечил, но больше острых приступов бронхиальной астмы у меня не было.

А еще там на Северном Кавказе я впервые после Куйбышева понял насколько у нас многонациональная страна: впервые увидел так много азербайджанцев, причем как городских, так и сельских, армян, грузин, карачаевцев, черкесов, понял что на Украине живут не только русские и украинцы, но и венгры — в санатории у меня было два друга из Ужгорода. Моей подростковой любовью была девочка — азербайджанка

1973, Эльбрус

1974

Тогда же в Кисловодске решился мой дальнейший выбор профессии по жизни — во время нахождения в санатории (3 месяца), я кардинально отстал в школе по математике и выбрал гуманитарный профиль.

А еще это было время 1970-1974 годы, когда окрестности Кисловодска и Пятигорска я знал гораздо лучше районов Куйбышева, который ушел в какую-то дымку неявных воспоминаний, до 1970 года — ведь в осенне-весенний период путешествовать по городу, который тогда состоял из разных поселков, у пацанов на Авроре как-то не было принято. Без крайней необходимости.

42 responses to “Как я от инвалидности на Кавказе скрывался

  1. Да, нелегкое у Вас было детство!
    В 1969 (мне семь лет еще не было), отдыхал с дедом на турбазе авиационного завода. Уса. Там в то время цивилизации не было. Жили в палатках. Кстати, к рыбалке, лодке и даже, в какой-то степени, охоте меня дед приучил.
    Короче, кусанула меня мышка 🙂 Ну, я за ней побежал, в руки взял, а она кусанула. Дело было в июне-мае, как сейчас помню. А в сентябре в первый класс не пошел. Желтуха. Болезнь Боткина. Год лёжки + диета. До сих пор отвращение к вареной курятине и пюре без соли.
    Только оклемался, а организм ослаблен. Детский бронхоаденит еще на два с лишним года из колеи выбил. Учительница приходила домой. Но толку от неё не было. Просто, с детства был какой-то страх остаться не у дел. Сам брал учебники и вникал. Ну и, без ложной скромности, легко давалась учеба. Играючи, можно сказать.
    В школу пошел уже в четвертый класс. На первых порах — неурядки с коллективом. Между прочим, до сих пор аукается 🙂 Правда, на несколько другом уровне 🙂

    Да, все мы родом из детства

    • на фоне вас у меня легкое почесывание было, а так да, мы хлебнули с детства, но это наверное потом и закаляет в жизни
      когда еще маленьким видишь женщину с косой

    • Да, турбаза 18 завода. Прямо на берегу Усинского залива. Там еще затон , а напротив Дом отдыха «Чайка». Начальником базы был Васнёв (и.о уже не помню). Был там еще Дом рыбака. Потом сделали несколько домиков очень простеньких, а так — в военных палатках жили. Была дизельная эл-станция в обитой алюминиевыми листами будке. Но она сгорела. Лодки весельные. Ловили тогда, в основном, леща на оттугу. Попадались до 4 кг. Сейчас таких уже и нет. Всё, что меньше 1.5 кг выпускали. На моторке (мотор «Стрела» — 25 л.с.) переплывали залив в Комаровку. Там было сельпо.
      Машин было мало. Но и в Переволоки ездили.
      Приехал как-то туда лет 10-15 назад после почти тридцатилетнего перерыва. Уровень воды поднялся метров на пять. Весь берег затопило. Базы нет. Одни «дикари». Но деда моего старожилы вспомнили.

  2. Неужели в Совке было настолько небезопасно, что без крайней необходимости никто не рисковал ездить даже в пределах города?

      • Я про поездки по Самаре, что описаны в последнем абзаце. Неужели так опасно было съездить с другой район?

        • в возрасте 12-16 лет в Запанской, и соседние с Авророй Машстрой, Толевый было лучше не соваться одному и даже вдвоем

          • Интересное явление. Вступает в противоречие с советской идеологией. Я вот помню, что в 80-х у школы каждый день драки были, а в соседние районы без кастетов и цепочек каких-нибудь никто не ходил. Сейчас думаю, а где были взрослые, где была милиция? Всем было безразлично, что делают подростки? Често говоря, я грешил на 80-е, как на предсмертные судороги советского государства, но вот Вы пишете про более ранние годы, да и более старшие товарищи то же самое рассказывают. Как объяснить это? Сейчас драки в школах — явление исключительное! А в 80-х помню, что в школе в туалетах вовсю курили, и даже в коридорах на подоконниках.

          • 1960-1970 годы — в Куйбышеве время появления новых поселков и самоутверждения их маленьких жителей, утверждались за счет драк, во время судорог были уже молодежные объединения и повальное увлечение роком

          • С ума сойти! Могли и ребенка убить и покалечить почём зря?
            Вот уж не подумал бы о таком диком криминале.
            Хотя сейчас многие любят идеализировать совок, иногда даже рассказывают, будто было бы лучше. Ну да, хорошо было, когда даже днем и вдвоём не было гарантии вернуться из другого района города…

          • вообще чаще дрались один на один, правда меня в 5 классе из соседнего класса шобла из четырех отморозков преследовала и только один одноклассник на мою защиту вставал — ему тоже доставалось, пока я порядок не навел

          • Вообще дрались в основном «по понятиям». «Лежачего не бьют», «ногами не драться», «один на один» и т.п. То есть, даже если толпа хулиганов тебя встречала, говоришь, буду драться один на один. И действительно, даже если ты побеждаешь выставленного компанией хулигана, другие обычно не вмешивались. Потом, ближе к 90-м, резко хуже стало с этим.

          • А Советский Союз — государство с большой идеей, воспитывали правильно, книжки и фильмы для детей хорошие делали, учили честности, ответственности, заботе о людях (хотя Ян Ларри и писал в своей книжке для тов. Сталина, что молодежь сама себе предоставлена, но просто все относительно). По-видимому, не все родители были согласны с идеей альтруизма, и многие даже специально учили детей о себе думать больше, чем о других. Не в этом ли проблема? Когда эгоизм ставится во главу угла в массовой культуре, то родители и не говорят специально об этом, и не получается такого гипертрофированного себялюбия, свойственного некоторым советским детям (особенно детям партийной элиты).

          • сейчас с детьми ТВ чаще говорит чем родители. так что насчет эгоизма можно не беспокоится

          • В чем мотив нападать на ребенка 12 лет? Взять с него нечего. И сейчас-то максимум смартфон. А тогда? Отобрать копейки на проезд? Снять штопаный-перештопаный ватник?
            Казалось бы логичнее напасть допустим на проезжающую машину с грузом. Как в «Городе Бога» эпизод. Статья-то всё равно одна, а «приз» гораздо больше.
            Даже наоборот меньше тяжесть…
            Никак не могу взять в толк. Или народ был такой отмороженный, что могли из садистских или каких-то таких побуждений напасть для удовольствия. Но тогда бы рядом шли изнасилования, если там психиатрический и половой фактор… Так вроде не было. Или было?

          • Ни в коей мере не оправдывая бессмысленные действия советской шпаны, скажу, однако, что побить ради демонстрации силы все-таки мне понятнее, чем ограбить ради наживы. Это современное поколение работает за деньги, учится для денег и т.п. С моей же точки зрения это омерзительное идолопоклонство, поклонение золотому тельцу. И кажется мне, что отношение к деньгам — как раз основная преграда, основная стена непонимания между советскими и постсоветскими поколениями. У современных поколений значение денег явно переоценено. Это очень печальное следствие духовной пустоты. Что вы купите за деньги? Напишете картину? Откроете новый физический закон? Ничего хоть в малой степени ценного нельзя выжать из денег. И деньги даже не просто мусор, они еще обладают ужасным свойством портить людей.

          • Какой смысл красть 15 копеек, если можно подыскать жертву побогаче 12-летнего ребенка, пусть даже в советской нищете, можно наверное ограбить человека после получения зарплаты. Или подвыпившего, это уж совсем просто.
            Насчет демонстрации силы, кому она демонстрируется в случае избиения малолетнего и для чего? Понятно наводить страх, чтобы потом допустим заниматься рэкетом. А так зачем? Для развлечения? Дикий Запад отдыхает!

          • мелочь отнимали у кинотеатров на дневных и детских утренних сеансах — вполне прагматичная задача попасть в кино

  3. Ну-у, середина 70-х на Металлурге — самое такое время детства.
    Фураг полно… Да и просто шпаны. Сначала жил в кирпичных хрущевках в квадрате «Свобода-Пугачевская-Елизарова-Проспект», а потом перебрались в «Красные дома» на Елизарова, рядом с Райвоенкоматом. Самое «бандитское» место поблизости было на Дальневосточной в двухэтажных «дранках». Это если через детсадик пройти. Ну и в районе Озера, в парке.
    Дрались палками. Для чего собирались целые ватаги, улица на улицу. Кажется, даже еще до фураг.
    Четыре школы: 150, 96, 162 и 112. Самая хулиганская — 112. В старом еще здании была. 150, кстати, несколько дней назад, вроде бы, объявлена «памятником местного значения». Из-за лепнины, кажется.
    В моей школе в сортирах не курили. Учителя гоняли. Курили за гаражами. Там еще голубятня была. Голубятник (наследник) ушел только лет 10-12 назад.
    Потом, курильщиков гоняла «Комса» (Юные Дзержинцы, ОКОД).
    Портвёху (кажется 777) покупали в складчину. Где-то в 7 классе начали. Давали деньги или старшим пацанам, или алкашам с лавочек. С избытком. А они покупали в гастрономе с «фонарем» на Площади или в «Пиках». До сих пор, кстати, люблю вкус портвёхи… хоть и не забирает 🙂
    Время было шпанское. А вот как сейчас в школах, сказать не могу. Вроде, когда в нулевых дочь училась в моей же школе, так тихо было.

    • Вот и вопрос у меня, почему в советское время, когда учили в основном хорошему, занимались с детьми воспитательной работой и в школах, и в лагерях, и в секциях, были пионерские и комсомольские организации, так много было разных хулиганов. А сейчас, когда воспитательной работы мало, наоборот, драк в школах и на улицах почти нет. Хочется понять правильно это явление.

        • Но почему никто не объясняет, что само желание самоутвердиться — следствие примитивных комплексов.

        • Тема поднималась уже в 40-х годах, после войны. Зощенко где-то писал о своих опасениях, что люди могут пойти не по пути нравственного совершенствования, о по пути увеличения материальных благ. Вот, а многие революционеры думали, что удовлетворит человек свои минимальные необходимые потребности, и начнет симфонии сочинять и новые теоремы доказывать.

          • протребительский бум, т.н. мещанство с ним как раз раз в 1950 годы и начали бороться, да, марксизм потребности человека рассчитать правильно не смог, вернее западный смог, а советский родил такого монстра как нынешняя система

      • Да феномен того же рода, что и Дикий Запад. Когда сброд со всей Европы выгнал англичан, а следовательно всю более-менее элиту. Ну и началось. Пока не сформировалась новая.
        Так и тут последствия 1917. Вместо носителей культуры пришёл сброд из глухих деревень. Культуры никакой. Чуть что за нож.
        Разве что индустриальное общество да и менее доступное оружие. Плотное общежитие, непривычка к доступному (даже неадекватно легко доступному) алкоголю.
        А так суть одно и тоже, пойдёшь в соседний район, случиться может все, что угодно. Заявишь в милицию, так мент вчерашний бандит.
        Потом как-то устаканилось. С физическим истреблением самыми буйными друг друга в 90-е.

        • а что началось?
          во-первых старая аристократия никуда не делась
          а во-вторых больше столетия они осваивали континент, банды Нью-Йорка и тому подобное образовывались когда массово пошли мигранты из Европы

    • В последнее время у меня появилось отвращение ко многим советским фильмам. Вот возьмем комедии типа Кавказской пленницы или Операции Ы, что там показывают? Пьяных мужиков и бандитов! У меня дети, слава Богу, и не видели никогда пьяных, и не знают, что это. И что они подумают, когда увидят такие фильмы? Фильмы для быдла. Простите, если обидел кого, но вот, решил написать свое мнение. Считаю, что вот такие или подобные слои в советской культуре как раз и приводили к очередям за пивом и подростковым хулиганствам.

      • в Операция Ы был заказ ЦК на инвалидские артели послевоенные — их Хрущ как раз в то время разгонял — я писал уже об этом

    • да, фураги пошли с 1975 года повсеместно, а до них просто шпана была
      кстати, сухое венгерское в новом универсаме не революционной покупал сам лет с 15 — давали

  4. Эх, зверь темы пошли! И комментарии великолепные! Наконец-то! 🙂
    Завтра на работе потроллю, пока молодежь не видит 🙂 🙂 🙂

  5. «…почему в советское время, когда учили в основном хорошему, занимались с детьми воспитательной работой и в школах, и в лагерях, и в секциях, были пионерские и комсомольские организации, так много было разных хулиганов? А сейчас, когда воспитательной работы мало, наоборот, драк в школах и на улицах почти нет? Хочется понять правильно это явление…»

    Считаю, что даже в советское время основное воспитание детей шло от семьи. Ни школа, ни комсомол в 70-е, 80-е воспитывать не могли. Школьных учителей в некоторых случаях самих
    надо было воспитывать 🙂
    Комсомол был, конечно, мощной организацией, но в 80-х авторитетом среди местной шпаны…, да и не только шпаны…, не пользовался. Недаром, их за глаза называли «комсой».
    И школа, и комсомол в 70-е, 80-е действительно, чисто формально учили в основном хорошему, ориентировали детей на «равенство», а на деле — на уравниловку. Уравниловка подавляет личность. Подавляет индивидуальность. У подростков 70-80-х стремление войти в неформальные группировки, от «фураг» до «хипарей» было как бы стихийным протестом против диктуемой «сверху» уравниловки. И против показушной и набившей очень многим детям оскомину т.н. «воспитательной работы». А хулиганство, драки — это всё следствие протеста.
    Кстати, на стремление тогдашней молодежи (нас с вами, то есть) включаться в неформальные объединения, как не странно, влияла политика и идеология Коллективизма. Но воспринимали ее мы с точностью наоборот.
    Сейчас, действительно, воспитательной работы мало. Функцию «воспитательной работы»подростков взяло на себя «зомби-ТВ». Министерство по делам молодежи (или как там оно называется ???) даже показуху создать не умеет, в силу полной некомпетентности и ограниченности тамошних чиновников. И родители подростков (35+) ориентированы совсем на другие ценности, чем наши родители (мне 56). По сути дела, родители подростков — это как бы наши дети, или младшие братья. А мое поколение «продавшихся за колбасу» (был жуткий дефицит) воспитывало своих детей, несколько иначе, чем наши старики.
    А вот то, что сейчас в школах нет драк..
    1. В каждой школе — охранник. По возможности, разнимет.
    2. Из школы исключают сейчас, мне кажется, чаще, чем в наше время.
    3. Молодежь меньше общается друг с другом. Больше — виртуально.
    А вообще-то, мне кажется, групповые драки есть. Но не после школы. После ночных клубов.
    Как не покажется странным, но сейчас у молодежи значительно больше возможностей и, самое главное, мест, где провести досуг. Куча ночных клубов. Много свободного жилья. И есть И-нет.
    А вот в подъездах уже не потусуешь. Всюду замки.

  6. Да, лучше поздно чем никогда. Извиняюсь за свое «радикальное» мнение. Это чисто мое мнение, человека, прожившего сорок пять лет своей сознательной жизни на Безымянке. Самый был рассадник шпаны. Кроме того, вот уже более тридцати лет работаю с молодежью. Несмотря на многочисленные изъяны, всё-таки студенческая молодежь — есть авангард. Как бы , «лучшее из худшего». 🙂
    Сейчас потроллим по фильмам советской поры. Самая, можно сказать любимая тема 🙂

  7. Теперь по поводу фильмов…

    В чем-то согласен с уважаемым Konst по поводу отвращения к советским фильмам. А в чем-то нет. Но фильмы Гайдая — это особая песня. Ну ни как не могу относится к ним с отвращением.
    Действительно, на первый взгляд «…важнейшее из всех искусств» носит мощнейшую воспитательную функцию. Вернее — носило. Но, мне думается, подавляющее большинство в то время оценивали содержание «Кавказской пленницы» именно как комедию. Немножко, как сатиру, немножко, как гротеск.
    И только очень небольшая часть, наверное, проникались образами Труса, Балбеса и Бывалого, как «положительными».
    Интересно отметить, что и молодежь смотрит комедии Гайдая и не может оторваться. Они воспринимают эти фильмы, безусловно, по другому, отлично от нас с вами.
    Гайдай и Рязанов — это единственные шедевры.
    Патриотические фильмы, хоть и талантливо поставлены, но, действительно, много показухи. И сейчас они так не смотрятся.
    Кстати, в настоящее время, кризис кино во всем мире. И у нас, и в Голливуде. У них он нчался лет десять назад. Таких фильмов как «Аватар», например, уже давно не ставят. Тем более «Индианы»

    • В Северной Корее здорово придумали. Фильмы типа Хон Гиль Дона с одной стороны хорошо для молодежи своего времени подходили, с другой стороны там достижения системы подчеркивались. Ким Ир Сен говорил в 80-х годах, что отсутствие правильной воспитательной работы в Советском союзе приведет к краху системы.

    • На уровне отношения наверное лучше показывает Тарковский..
      — Ты же попадёшь в тюрьму
      — А мне и так везде тюрьма…
      Это пока что самое правдоподобное объяснение…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s