Поезд на Красную Глинку прибывает со станции Зубчаниновка…

красным обозначен путь к станции Царевщина

Поезд на Красную Глинку

ходили паровозы

рельсы появились в конце 1930 гг.

Еще несколько лет назад в социальных сетях Самары очень любили обсуждать вопрос о поезде на Красную Глинку — был он или нет…

Для тех кто ездит на электричке в Курумоч и видит железнодорожные пути, идущие вдоль завода Электрощит Самара такой вопрос даже не стоит, ясно же что эти пути ведут к основной ветке.

Вопрос в другом — как это работало и как выглядело.

Ваш покорный слуга свой подход обозначил по другому — в музее завода Электрощит, который недавно открылся в школе №118 я сначала спросил директора школы Наталью Шишкину, как из поселка можно пройти на современную жд ветку Самара — Жигулевское море. Наталья Николаевна обозначила путь из поселка: по ул. Батайской до «дороги любви», потом по этой дороге до шлагбаума, затем по хребту вверх и перевалив через него можно спуститься к платформе Царевщина.

такой была станция

— А вы знаете, что раньше поезд ходил в саму Красную Глинку спросила меня Шишкина и показала документы из которых следовало, что еще в 1938 году через Сок был построен жд мост, а в 1939 году дети поселка Красная Глинка уже бегали на жд станцию смотреть, как отправляют поезда. Это были первые объекты строительства Куйбышевского гидроузла.

В 1944 г. на Красную Глинку ходили пассажирские поезда из Куйбышева, только не с городского вокзала, а с Зубчаниновки (современной станции Средневолжская). Поезда были составлены из товарных вагонов, в которых были набиты лавки, они не отапливались. На станции Красная Глинка пассажирам сразу в глаза бросалась яркая электрическая надпись с названием станции.

Пассажирские поезда ходили до 1950 года, затем ветка стала служит заводу Электрощиту и другим промышленным предприятиям поселка, а здесь было и отделение Куйбышевского авиационного завода для перевозки промышленных грузов. Народ же стал добираться на автобусах, которые сюда ходили с Хлебной площади, а летом на речном транспорте.  Одними из последних пассажиров этой жд ветки стали немцы, жившие в Управленческом. В далекий фатерлянд они отправлялись из Куйбышева со своей домашней живностью, урожаем с огородов и даже с заработанными автомашинами.  Составы состояли как из пассажирских, так и товарных вагонов для грузов.

лучшие годы завода

коллектив школы

7 декабря 2009 года здание жд станции Красная Глинка, находившееся напротив ДК Искра пережило сильный пожар.

Обо всем этом и не только узнал в музее Электрощита, посмотрел также и на красивую экспозицию и оформление музея, в котором принимали участие известные самарские художники.

Другой новостью для меня стал тот факт, что бывший глава Красноясркого района и экс-министр сельского хозяйства (2007-2010 годы) Геннадий Демченко тоже выходец из Электрощита, при Советской власти он возглавлял подсобное хозяйство завода, расположенное в Красноярском районе — совхоз «Уголок Ленина» (ныне Демченко занимается свиноводством).

Удивило меня и то, что школа №118, в котором располагается музей, была сдана строителями в 1989 году, это одно из самых новых учебных заведений в Самаре.

Наталья Шишкина

фото с Демченко

В общем, открытый музей завода Электрощит несет много познавательной и даже практической информации, вот думаю, разведай, протопчи и опиши энтузиасты маршрут станция Царевщина — Красная Глинка, проходящей по пересеченной местности и возможно, что здесь возникнет пешеходный маршрут одного дня.

О своих впечатлениях о Красной Глинке со стороны жд линии, идущей на Жигулевское море, расскажу потом.

53 responses to “Поезд на Красную Глинку прибывает со станции Зубчаниновка…

  1. Спасибо, Игорь, за очередной интересный материал!
    В данном случае станция Зубчаниновка упомянута, видимо, условно (она находится на ветке Самара-Уфа и к этой ветке не имеет отношения).
    В «ВК» от 01.01.1938 г. говорится о том, что подготовлены 1 километр полотна и станционная площадка у Зубчаниновки (местонахождение нынешней станции Средневолжская). В номере от 03.10.1938 г. сказано, что в эксплуатацию сдано 12 км (отрезок до нынешней станции Козелковская). В номере от 21.09.1939 г. сообщается о досрочном открытии движения по железной дороге Безымянка — Красная Глинка протяжённостью 42,5 км. Никаких остановочных пунктов на дороге в данный период построено не было, так как линия предназначалась лишь исключительно для транспортировки грузов и заключённых с Красной Глинки на Безымянку и обратно без промежуточных остановок.
    После начала консервации строительства Куйбышевского гидроузла (сентябрь 1940 года), в зиму 1940—1941 годов на участке между станциями Безымянка и Семейкино началось строительство двух погрузо-разгрузочных пунктов: платформа 5-й километр (вследствие развития на этом месте образовалась станция Сортировочная, в настоящее время станция Средневолжская) и платформа 11-й километр (вследствие развития на этом месте образовалась станция Мехзаводская, в настоящее время станция Козелковская). Это было сделано в рамках реализации постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 6 августа 1940 года «О мероприятиях по обеспечению строительства в Куйбышеве авиационных заводов № 122, 295, 337 и Безымянской ТЭЦ в 1941 году».
    В период с конца 1940-х до конца 1950-х годов основной задачей железнодорожной станции Сортировочная были погрузо-разгрузочные работы для промышленных предприятий Безымянского узла. Обслуживания пассажирских поездов в этот период здесь не производилось. В 1960-х годах в связи с электрификацией железнодорожной линии «Куйбышев — Жигулевское море», с массовым дачным строительством близ Зубчаниновки и началом движения электричек на участке от Безымянки до Ново-Семейкино были созданы новые станции и пассажирские платформы. В этот же период станция Сортировочная была переименована в Средневолжскую.

    • конечно, условно, я средневолжскую с середины 1960х помню — родители туда через весь город на трамвае везли

  2. В общем, платформа (нынешняя Средневолжская) в годы войны называлась 5-й километр, а потом (в конце войны или сразу после неё) стала станцией Сортировочная.

  3. А мы наоборот ездили со Средневолжской до вокзала, чтобы попасть в центр города (ЦУМ Самара и т.п.) из Негритянского. Удобно было — с одной стороны Средневолжская, с другой Мирная. При том плотном графике движения электричек ждать было недолго, минут 20 от силы.

  4. Эх! Всё своё детство на товарняках чалил!
    Как раз на Средневолжской залезал. Она в десяти минутах ходьбы от Елизарова. Один раз подцепился за поручень, влез, а поезд-то разогнался, разогнался!!! И только в Царевщине стал тормозить. Назад — уже на электричках. Домой вернулся к ночи… Выпороли… Печалька 🙂

  5. Музей, новая 30летняя школа, свиноводство — это конечно очень круто. Только самого главного я не увидал. Как была проложена тогда железная дорога. На участке стСтаросемейкино — стКрасная глинка. Наверное очень секретная инфа

    • что было в музее и в его экспонатах то и описал, меня больше тропа из поселка через гору на станцию Царевщина заинтересовала

      • Да ну не тропа, а дорога. Можно пешком пройти, потом сесть на редкую электричку и вернуться в город. Если есть велик, то машину бросить на глинке и на велике до станции и обратно

          • Да, я это прекрасно знаю. Там даже люди живут в таких 2x этажках барачного вида. Наверное все, что станцию обслуживали. Потому как больше там работать негде было. У нас даже работник оттуда в город ездил.

            Короче если хотся пешком и как делал я. Доезжал на полтосе до конечной. Потом за пригоршню денег местный таксист меня вез до развилки.Где дорога от глинки пересекается с дорогой любви. Ну и дальше шел на ст. Царевщина. Если банду любознательных собрать, можем вместе все сходить. Фотограф только обязательно нужен

          • блин, последняя фраза, все перечеркнула 🙂 только хотел спросить нет ли фоток
            можно сходить, сам загорелся 🙂

  6. Тема очень интересная, тем более что год назад доводилось сталкиваться с ней плотнее. Напомню динамичную фотографию из «Волжской Коммуны» от 16.06.1940 г. [здесь и далее — ссылки на эту газету]:

    https://postimg.cc/image/dfu39fsdz/

    Пассажиров много — вагонов мало. Привычная проблема для наших железных дорог. Заметка от 24.08.1945 г. о том, как тяжело уехать со станции Сортировочная, особенно если ты огородник:

    https://postimg.cc/image/y2ne88lo7/

    Вот как выглядело объявление по найму на Красноглинскую железную дорогу, опубликованное в номере от 17.04.1948 г. Как видим, отдел кадров у них располагался на Безымянке:

    https://postimg.cc/image/lcj5v5dpz/

    Судя по номеру от 30.05.1948 г., жизнь огородников за три послевоенных года не облегчилась:

    https://postimg.cc/image/yhyo13mzb/

    Номер от 01.08.1951 г. — строительство железнодорожного моста через реку Сок в сторону Гидростроя:

    https://postimg.cc/image/xtpti03nb/

    Номер от 15.04.1952 г. — открытие постоянного железнодорожного моста через реку Сок:

    https://postimg.cc/image/5i49l01rb/

    Номер от 30.05.1952 г. — о необходимости остановки поезда на 11 км Красноглинской железной дороги (будущей Козелковской):

    https://postimg.cc/image/t93n3a9pz/

    Ну и номер от 21.05.1953 г. — летнее расписание поездов, в т.ч. поезда пригородного сообщения по маршруту Куйбышев — Красная Глинка.

    https://postimg.cc/image/ghpgx356f/

    • от Сортировочной до Козелковской часа полтора идти пешком, для тех времен немного, правда с грузом не находишься

      • Пожалуй, там не часа полтора, а все сто минут будут, особенно с грузом. Когда я хожу гулять из дома в сторону Козелковской, первый час моей прогулки кончается в районе Физкультурной — Металлистов, второй час прогулки в районе Ракитовского путепровода, а третий час прогулки — на перегоне Яблочная — Козелковская. [За 5 часов 19 минут однажды зимой дошагал из дома до конечной остановки автобусов в Ново-Семейкино, но это уже разово.]

        • капут обуви после прогулок! я одни туфли убил — в прошлом сентябре купил, гравий хоть и плохенький, но свое дело знает

          • Игорь, извиняюсь за оффтоп — сломалась рассылка уведомлений на почту. Сегодня вдруг вспомнил, что давненько писем не получал, полез смотреть — много новых записей. Сейчас уведомление о подписке на комментарии тоже не пришло (нет, в спаме тоже нету).

          • Для подобной ходьбёжки исключительно удобные кроссовки или ботинки. У меня есть кроссы, в которых гонял с 2005 по 12 год, когда в уральском походе они «запросили каши». После чего были благополучно зашиты, дошли до конца похода и продолжают бегать по даче.
            Зимние ботинки Asolo двух видов повседневно убиваю с сезона 12-13 — трещины в местах сгиба пошли в первый же сезон, в остальном полёт нормальный, мегаудобно и тепло. Но снова бы не стал брать, вид потеряли слишком быстро, да и стоят как самолёт. Зато вот так куда-то на вылазки милое дело.

          • думаю, что качество производства в последние годы падает — по джинсам сужу, так быстро раньше не протирались

        • Очень интересная заметка.
          Средневолжская-Козелковская чуть больше 8 км — если бодренько шагать по дорожке вдоль путей, 80 с небольшим минут будет, в пределах полутора часов.
          Евгений, Вы супермен, зимой по столько бродить ) вдоль ЖД зимой же только по насыпи? Да и то снег обычно не жёсткий…

          • У меня выходило одиннадцать минут на один километр. Зимой часть пути была пройдена по насыпи и даже прямо по путям, что не лишено риска — надо не только смотреть вперёд, но и как следует слушать.

          • Я раньше, пока лето жил на даче, а пути не переложили, ездил на велике по насыпи от Алма-Атинской до пл. Дачная — в ту сторону было удобно навстречу поезду, а обратно труба, особенно при встречном ветре — каждую минуту приходилось останавливаться и башкой крутить. Но всё равно это было приятнее пылищи по Товарной, а поезд так ни разу и не встретил, расписание же электричек знал и избегал заранее. Потом гладкую насыпь заменили на крупный щебень, и удовольствие кончилось.

          • надо было по Дальневосточной а потом от Вишневой по грунтовке

    • Евгений, спасибо за очередной комплект интересных документов!
      В 1948 году поезд часто опаздывал на 3-5 часов. И это при такой небольшой длине линии…

  7. Вот интересно, за то что начальник ветки тов.Кричевский плохо заботился о пассажирах, его расстреляли или лес валить пошел на 20лет?

    • почитайте Сталина, удивитесь когда узнаете, что те кого он разносил в живых оставались 🙂

  8. ну вобщем если будет желание на вылазку, то скажите. Про фотографов говорил, потому как у меня только мыльницы есть. Зеркальным фотиком не обзавелся

    • как интересно в жизни получается — только первый раз этим летом задумался о пути с жд на Красную Глинку, в поселке эту дорогу только пожилая директор школы знала, а тут бац и человек на блоге оказывается там даже был….
      вот это не чудеса?

      • Неа. Не чудеса. Я этой дорогой не вчера шел, а несколькими годками раньше. Просто вы только начали интересоваться данной темой и нашли инфу по ней. Эту дорогу много кто знает. Ведь кто-то в сокские штольни лазит, кто-то и на кладбище времен заключенных в тех краях был и т.п.
        У меня просто дача на горелом, мне скучно было:)

      • Вроде ЖД как бы не бедствующая контора всегда была. Странно что только 2х этажки. Я думал у них свой микраш какой-нить есть хотя бы с панельками

  9. Очень интересное жд расписание 1953 года, в сравнении с 1970-ми годами:
    1. Поездов (дальнего следования) было в несколько раз меньше.
    2. Нумерация была совершенно другая.
    3. Поезда в Ашхабад и Сталинабад (Душанбе) ходили ещё через Куйбышев. Позже были построены новые ветки и эти поезда стали ходить вдоль северного Каспия и дальше южнее Аральского моря в Узбекистан. Кстати вот именно душанбинский поезд сохранил свой номер 23 вплоть до 1990-х годов (хотя и маршрут совсем другой).
    4. Электрички ходили максимум до Безенчука и Кротовки. Дальше можно было добраться до Обшаровки, Мыльной, Толкая и Похвистнево только на поездах местного сообщения, а в Сызрань видимо только на поездах дальнего следования.

    • Электрички (именно электрички) ходили тогда только от станции Куйбышев до станции Смышляевка. Электрификация Куйбышевской железной дороги была ещё впереди. «Волжская Коммуна» от 11.11.1954 г.:

      https://postimg.cc/image/dqkm5yfdn/

          • поселок машинистов — между ул. Промышленности и Южным проездом недалеко от Структурной, двухэтажки 1950 годов, настоящие курмыши

            да и в депо сейчас не весело, там же тоже жилые дома есть

      • Спасибо! Я знаю, что в 1944 году пустили электропоезда от Куйбышева до Заводской (Мирной). Думал, что к 1953 году уже до Кротовки дотянули провода.

        • Глянул Вики: отрезок Похвистнево — Куйбышев — Сызрань — Инза был полностью электрифицирован к концу 1958 года.

  10. Кстати, в районе станции киркомбинат,в узкой полосе между рельсами и заводским есть жилые дома. Вот блин как там люди то живут

  11. Не единожды гулял от Глинки и до Царевщины.. Вариантов от Глинки несколько, И по Батайской, почти до конца, затем за 9-этажками и через сараи, распадком на перевал. После него можно через Горный, а можно верхом, Но спускаться по распадкам. Их там хватает. Железная дорога функционирует и сейчас. С Щита периодически что то вывозят, возможно и к хладокомбинату сохранились пути. На одном дачном участке стоит семафор, самый настоящий. Вообще там атмосферно так…
    ЗЫ. Игорь, а в Запанском то пожарная часть все, закрыта, как мне сказали лет 6 назад. Сегодня туда дошел, распахнутые ворота боксов, разоренное и замусоренное здание. На каланчу путь не смотрел.

    • отличная прогулка — завидую белой завистью, значит эта мысль не мне одному пришла — тем более раньше электрички ходили очень часто, хотя судя по реакции молодых учителей в школе Красной Глинки — они про тропу уже не знают

  12. Здорово, спасибо большое за рассказ и иллюстрации! Давно интересовался этой темой, с детства ездил с отцом с Управы на Глинку «смотреть паровозы» — это были 1990-е, тогда составы с Электрощита часто ходили. Не знал про музей в 118 школе, надо как-нибудь посмотреть. Насчёт фотографий — мы с товарищами в 2016 году ходили по этой ветке, вот фотоотчёт: https://vk.com/album651140_234672797 Путешествие действительно очень впечатляющее и атмосферное получилось. Правда, саму станцию Красная Глинка не видели — ветка вроде идёт прямо от моста в сторону Электрощита, а где она сворачивает в сторону ДК Искра, не заметили.

  13. В 60-х…70-х годах прошлого века до станции Красная Глинка ходили электропоезда. Четыре оборотных рейса в день, между прочим. Столько же в то время ходило до станции Аэропорт. Об этом можно узнать из популярных и продававшихся в то время Расписаний всего-всего. В данном случае информация взята из изданий 1967 и 1975 годов. Летом до Красной Глинки ходил и речной трамвайчик «Москвич» (серия М). Но в середине 70-x вместе с Семейкинским (ныне Московским) первую крупную реконструкцию пережили Красноглинское и Волжское шоссе, и появившаяся возможность быстрой и комфортабельной автобусной связи вместе с коренной заменой автобусного парка (тогда же на Красной Глинке была построена существующая до сих пор автостанция) быстро угробили железнодорожные и речные перевозки (время в пути тех и тех превышало два часа)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s