Поезд на Красную Глинку прибывает со станции Зубчаниновка…

красным обозначен путь к станции Царевщина

Поезд на Красную Глинку

ходили паровозы

рельсы появились в конце 1930 гг.

Еще несколько лет назад в социальных сетях Самары очень любили обсуждать вопрос о поезде на Красную Глинку — был он или нет…

Для тех кто ездит на электричке в Курумоч и видит железнодорожные пути, идущие вдоль завода Электрощит Самара такой вопрос даже не стоит, ясно же что эти пути ведут к основной ветке.

Вопрос в другом — как это работало и как выглядело.

Ваш покорный слуга свой подход обозначил по другому — в музее завода Электрощит, который недавно открылся в школе №118 я сначала спросил директора школы Наталью Шишкину, как из поселка можно пройти на современную жд ветку Самара — Жигулевское море. Наталья Николаевна обозначила путь из поселка: по ул. Батайской до «дороги любви», потом по этой дороге до шлагбаума, затем по хребту вверх и перевалив через него можно спуститься к платформе Царевщина.

такой была станция

— А вы знаете, что раньше поезд ходил в саму Красную Глинку спросила меня Шишкина и показала документы из которых следовало, что еще в 1938 году через Сок был построен жд мост, а в 1939 году дети поселка Красная Глинка уже бегали на жд станцию смотреть, как отправляют поезда. Это были первые объекты строительства Куйбышевского гидроузла.

В 1944 г. на Красную Глинку ходили пассажирские поезда из Куйбышева, только не с городского вокзала, а с Зубчаниновки (современной станции Средневолжская). Поезда были составлены из товарных вагонов, в которых были набиты лавки, они не отапливались. На станции Красная Глинка пассажирам сразу в глаза бросалась яркая электрическая надпись с названием станции.

Пассажирские поезда ходили до 1950 года, затем ветка стала служит заводу Электрощиту и другим промышленным предприятиям поселка, а здесь было и отделение Куйбышевского авиационного завода для перевозки промышленных грузов. Народ же стал добираться на автобусах, а летом на речном транспорте.  одними из последних пассажиров этой ветки стали немцы, жившие на Управе. На фатерлянд они отправлялись со своей домашней живностью, урожаем с огородов и даже с заработанными автомашинами.  Составы состояли как из пассажирских, так и товарных вагонов для грузов.

лучшие годы завода

коллектив школы

7 декабря 2009 года здание жд станции Красная Глинка, находившееся напротив ДК Искра пережило сильный пожар.

Обо всем этом и не только узнал в музее Электрощита, посмотрел также и на красивую экспозицию и оформление музея, в котором принимали участие известные самарские художники.

Другой новостью для меня стал тот факт, что бывший глава Красноясркого района и экс-министр сельского хозяйства (2007-2010 годы) Геннадий Демченко тоже выходец из Электрощита, при Советской власти он возглавлял подсобное хозяйство завода, расположенное в Красноярском районе — совхоз «Уголок Ленина» (ныне Демченко занимается свиноводством).

Удивило меня и то, что школа №118, в котором располагается музей, была сдана строителями в 1989 году, это одно из самых новых учебных заведений в Самаре.

Наталья Шишкина

фото с Демченко

В общем, открытый музей завода Электрощит несет много познавательной и даже практической информации, вот думаю, разведай, протопчи и опиши энтузиасты маршрут станция Царевщина — Красная Глинка, проходящей по пересеченной местности и возможно, что здесь возникнет пешеходный маршрут одного дня.

О своих впечатлениях о Красной Глинке со стороны жд линии, идущей на Жигулевское море, расскажу потом.

Реклама

48 responses to “Поезд на Красную Глинку прибывает со станции Зубчаниновка…

  1. Спасибо, Игорь, за очередной интересный материал!
    В данном случае станция Зубчаниновка упомянута, видимо, условно (она находится на ветке Самара-Уфа и к этой ветке не имеет отношения).
    В «ВК» от 01.01.1938 г. говорится о том, что подготовлены 1 километр полотна и станционная площадка у Зубчаниновки (местонахождение нынешней станции Средневолжская). В номере от 03.10.1938 г. сказано, что в эксплуатацию сдано 12 км (отрезок до нынешней станции Козелковская). В номере от 21.09.1939 г. сообщается о досрочном открытии движения по железной дороге Безымянка — Красная Глинка протяжённостью 42,5 км. Никаких остановочных пунктов на дороге в данный период построено не было, так как линия предназначалась лишь исключительно для транспортировки грузов и заключённых с Красной Глинки на Безымянку и обратно без промежуточных остановок.
    После начала консервации строительства Куйбышевского гидроузла (сентябрь 1940 года), в зиму 1940—1941 годов на участке между станциями Безымянка и Семейкино началось строительство двух погрузо-разгрузочных пунктов: платформа 5-й километр (вследствие развития на этом месте образовалась станция Сортировочная, в настоящее время станция Средневолжская) и платформа 11-й километр (вследствие развития на этом месте образовалась станция Мехзаводская, в настоящее время станция Козелковская). Это было сделано в рамках реализации постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 6 августа 1940 года «О мероприятиях по обеспечению строительства в Куйбышеве авиационных заводов № 122, 295, 337 и Безымянской ТЭЦ в 1941 году».
    В период с конца 1940-х до конца 1950-х годов основной задачей железнодорожной станции Сортировочная были погрузо-разгрузочные работы для промышленных предприятий Безымянского узла. Обслуживания пассажирских поездов в этот период здесь не производилось. В 1960-х годах в связи с электрификацией железнодорожной линии «Куйбышев — Жигулевское море», с массовым дачным строительством близ Зубчаниновки и началом движения электричек на участке от Безымянки до Ново-Семейкино были созданы новые станции и пассажирские платформы. В этот же период станция Сортировочная была переименована в Средневолжскую.

    • конечно, условно, я средневолжскую с середины 1960х помню — родители туда через весь город на трамвае везли

  2. В общем, платформа (нынешняя Средневолжская) в годы войны называлась 5-й километр, а потом (в конце войны или сразу после неё) стала станцией Сортировочная.

  3. А мы наоборот ездили со Средневолжской до вокзала, чтобы попасть в центр города (ЦУМ Самара и т.п.) из Негритянского. Удобно было — с одной стороны Средневолжская, с другой Мирная. При том плотном графике движения электричек ждать было недолго, минут 20 от силы.

  4. Эх! Всё своё детство на товарняках чалил!
    Как раз на Средневолжской залезал. Она в десяти минутах ходьбы от Елизарова. Один раз подцепился за поручень, влез, а поезд-то разогнался, разогнался!!! И только в Царевщине стал тормозить. Назад — уже на электричках. Домой вернулся к ночи… Выпороли… Печалька 🙂

  5. Музей, новая 30летняя школа, свиноводство — это конечно очень круто. Только самого главного я не увидал. Как была проложена тогда железная дорога. На участке стСтаросемейкино — стКрасная глинка. Наверное очень секретная инфа

    • что было в музее и в его экспонатах то и описал, меня больше тропа из поселка через гору на станцию Царевщина заинтересовала

      • Да ну не тропа, а дорога. Можно пешком пройти, потом сесть на редкую электричку и вернуться в город. Если есть велик, то машину бросить на глинке и на велике до станции и обратно

          • Да, я это прекрасно знаю. Там даже люди живут в таких 2x этажках барачного вида. Наверное все, что станцию обслуживали. Потому как больше там работать негде было. У нас даже работник оттуда в город ездил.

            Короче если хотся пешком и как делал я. Доезжал на полтосе до конечной. Потом за пригоршню денег местный таксист меня вез до развилки.Где дорога от глинки пересекается с дорогой любви. Ну и дальше шел на ст. Царевщина. Если банду любознательных собрать, можем вместе все сходить. Фотограф только обязательно нужен

          • блин, последняя фраза, все перечеркнула 🙂 только хотел спросить нет ли фоток
            можно сходить, сам загорелся 🙂

  6. Тема очень интересная, тем более что год назад доводилось сталкиваться с ней плотнее. Напомню динамичную фотографию из «Волжской Коммуны» от 16.06.1940 г. [здесь и далее — ссылки на эту газету]:

    https://postimg.cc/image/dfu39fsdz/

    Пассажиров много — вагонов мало. Привычная проблема для наших железных дорог. Заметка от 24.08.1945 г. о том, как тяжело уехать со станции Сортировочная, особенно если ты огородник:

    https://postimg.cc/image/y2ne88lo7/

    Вот как выглядело объявление по найму на Красноглинскую железную дорогу, опубликованное в номере от 17.04.1948 г. Как видим, отдел кадров у них располагался на Безымянке:

    https://postimg.cc/image/lcj5v5dpz/

    Судя по номеру от 30.05.1948 г., жизнь огородников за три послевоенных года не облегчилась:

    https://postimg.cc/image/yhyo13mzb/

    Номер от 01.08.1951 г. — строительство железнодорожного моста через реку Сок в сторону Гидростроя:

    https://postimg.cc/image/xtpti03nb/

    Номер от 15.04.1952 г. — открытие постоянного железнодорожного моста через реку Сок:

    https://postimg.cc/image/5i49l01rb/

    Номер от 30.05.1952 г. — о необходимости остановки поезда на 11 км Красноглинской железной дороги (будущей Козелковской):

    https://postimg.cc/image/t93n3a9pz/

    Ну и номер от 21.05.1953 г. — летнее расписание поездов, в т.ч. поезда пригородного сообщения по маршруту Куйбышев — Красная Глинка.

    https://postimg.cc/image/ghpgx356f/

    • от Сортировочной до Козелковской часа полтора идти пешком, для тех времен немного, правда с грузом не находишься

      • Пожалуй, там не часа полтора, а все сто минут будут, особенно с грузом. Когда я хожу гулять из дома в сторону Козелковской, первый час моей прогулки кончается в районе Физкультурной — Металлистов, второй час прогулки в районе Ракитовского путепровода, а третий час прогулки — на перегоне Яблочная — Козелковская. [За 5 часов 19 минут однажды зимой дошагал из дома до конечной остановки автобусов в Ново-Семейкино, но это уже разово.]

        • капут обуви после прогулок! я одни туфли убил — в прошлом сентябре купил, гравий хоть и плохенький, но свое дело знает

          • Игорь, извиняюсь за оффтоп — сломалась рассылка уведомлений на почту. Сегодня вдруг вспомнил, что давненько писем не получал, полез смотреть — много новых записей. Сейчас уведомление о подписке на комментарии тоже не пришло (нет, в спаме тоже нету).

          • Для подобной ходьбёжки исключительно удобные кроссовки или ботинки. У меня есть кроссы, в которых гонял с 2005 по 12 год, когда в уральском походе они «запросили каши». После чего были благополучно зашиты, дошли до конца похода и продолжают бегать по даче.
            Зимние ботинки Asolo двух видов повседневно убиваю с сезона 12-13 — трещины в местах сгиба пошли в первый же сезон, в остальном полёт нормальный, мегаудобно и тепло. Но снова бы не стал брать, вид потеряли слишком быстро, да и стоят как самолёт. Зато вот так куда-то на вылазки милое дело.

          • думаю, что качество производства в последние годы падает — по джинсам сужу, так быстро раньше не протирались

        • Очень интересная заметка.
          Средневолжская-Козелковская чуть больше 8 км — если бодренько шагать по дорожке вдоль путей, 80 с небольшим минут будет, в пределах полутора часов.
          Евгений, Вы супермен, зимой по столько бродить ) вдоль ЖД зимой же только по насыпи? Да и то снег обычно не жёсткий…

          • У меня выходило одиннадцать минут на один километр. Зимой часть пути была пройдена по насыпи и даже прямо по путям, что не лишено риска — надо не только смотреть вперёд, но и как следует слушать.

          • Я раньше, пока лето жил на даче, а пути не переложили, ездил на велике по насыпи от Алма-Атинской до пл. Дачная — в ту сторону было удобно навстречу поезду, а обратно труба, особенно при встречном ветре — каждую минуту приходилось останавливаться и башкой крутить. Но всё равно это было приятнее пылищи по Товарной, а поезд так ни разу и не встретил, расписание же электричек знал и избегал заранее. Потом гладкую насыпь заменили на крупный щебень, и удовольствие кончилось.

          • надо было по Дальневосточной а потом от Вишневой по грунтовке

    • Евгений, спасибо за очередной комплект интересных документов!
      В 1948 году поезд часто опаздывал на 3-5 часов. И это при такой небольшой длине линии…

  7. Вот интересно, за то что начальник ветки тов.Кричевский плохо заботился о пассажирах, его расстреляли или лес валить пошел на 20лет?

    • почитайте Сталина, удивитесь когда узнаете, что те кого он разносил в живых оставались 🙂

  8. ну вобщем если будет желание на вылазку, то скажите. Про фотографов говорил, потому как у меня только мыльницы есть. Зеркальным фотиком не обзавелся

    • как интересно в жизни получается — только первый раз этим летом задумался о пути с жд на Красную Глинку, в поселке эту дорогу только пожилая директор школы знала, а тут бац и человек на блоге оказывается там даже был….
      вот это не чудеса?

      • Неа. Не чудеса. Я этой дорогой не вчера шел, а несколькими годками раньше. Просто вы только начали интересоваться данной темой и нашли инфу по ней. Эту дорогу много кто знает. Ведь кто-то в сокские штольни лазит, кто-то и на кладбище времен заключенных в тех краях был и т.п.
        У меня просто дача на горелом, мне скучно было:)

      • Вроде ЖД как бы не бедствующая контора всегда была. Странно что только 2х этажки. Я думал у них свой микраш какой-нить есть хотя бы с панельками

  9. Очень интересное жд расписание 1953 года, в сравнении с 1970-ми годами:
    1. Поездов (дальнего следования) было в несколько раз меньше.
    2. Нумерация была совершенно другая.
    3. Поезда в Ашхабад и Сталинабад (Душанбе) ходили ещё через Куйбышев. Позже были построены новые ветки и эти поезда стали ходить вдоль северного Каспия и дальше южнее Аральского моря в Узбекистан. Кстати вот именно душанбинский поезд сохранил свой номер 23 вплоть до 1990-х годов (хотя и маршрут совсем другой).
    4. Электрички ходили максимум до Безенчука и Кротовки. Дальше можно было добраться до Обшаровки, Мыльной, Толкая и Похвистнево только на поездах местного сообщения, а в Сызрань видимо только на поездах дальнего следования.

    • Электрички (именно электрички) ходили тогда только от станции Куйбышев до станции Смышляевка. Электрификация Куйбышевской железной дороги была ещё впереди. «Волжская Коммуна» от 11.11.1954 г.:

      https://postimg.cc/image/dqkm5yfdn/

          • поселок машинистов — между ул. Промышленности и Южным проездом недалеко от Структурной, двухэтажки 1950 годов, настоящие курмыши

            да и в депо сейчас не весело, там же тоже жилые дома есть

      • Спасибо! Я знаю, что в 1944 году пустили электропоезда от Куйбышева до Заводской (Мирной). Думал, что к 1953 году уже до Кротовки дотянули провода.

        • Глянул Вики: отрезок Похвистнево — Куйбышев — Сызрань — Инза был полностью электрифицирован к концу 1958 года.

  10. Кстати, в районе станции киркомбинат,в узкой полосе между рельсами и заводским есть жилые дома. Вот блин как там люди то живут

  11. Не единожды гулял от Глинки и до Царевщины.. Вариантов от Глинки несколько, И по Батайской, почти до конца, затем за 9-этажками и через сараи, распадком на перевал. После него можно через Горный, а можно верхом, Но спускаться по распадкам. Их там хватает. Железная дорога функционирует и сейчас. С Щита периодически что то вывозят, возможно и к хладокомбинату сохранились пути. На одном дачном участке стоит семафор, самый настоящий. Вообще там атмосферно так…
    ЗЫ. Игорь, а в Запанском то пожарная часть все, закрыта, как мне сказали лет 6 назад. Сегодня туда дошел, распахнутые ворота боксов, разоренное и замусоренное здание. На каланчу путь не смотрел.

    • отличная прогулка — завидую белой завистью, значит эта мысль не мне одному пришла — тем более раньше электрички ходили очень часто, хотя судя по реакции молодых учителей в школе Красной Глинки — они про тропу уже не знают

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s