Не так давно новый глава Родника г-н Дормидонтов заявил, что комбинат готов ежемесячно выпускать до 300 тысяч декалитов (ящиков) водки.
Смелое заявление. Не знаю правда насколько реальное в современных условиях.
Решил освежить память, как обстояли раньше дела с объемами на Роднике.
Золотое время производителей водки пришлось на начало 1990 годов, когда после «сухого закона» любые объемы 40-градусной уходили в торговле влет. Наоборот в декабре 1992 года рассказывая депутатам как идет сотрудничество трех монополистов (Родника, Пивкомбината, Табачки) с торговлей города зам. главы администрации Самары Владимир Братчиков тогда сетовал, что тот же Пивкомбинат желает за свою продукцию валюту, а вот Родник заключил договора с 400 магазинами мегаполиса и все равно водки не хватает.
Это было сказочное время — никаких тебе монополистов в виде торговых сетей, а в городе еще работают сотни независимых магазинчиков (правда с оборотными средствами у них было туговато), зато счастья добавляли появившиеся фирменные торговые точки Родника на Ленинградской и Владимирской.
Кроме внутренней торговли — водка через Совместное Предприятие «Самара» отгружалась и в Германию. Общая картина в 1994 году была такова: из установленных на комбинате 8 линий, на внутренний рынок работали 2-3 — они давали до 2 тыс.декалитров водки в смену каждая и 1 линия из 4, которые установлены в экспортном цехе. В месяц объем доходил до 240 тыс. дал.
Затем у Родника появляются три конкурирующих между собой дилера — компании Гусенкова, Милеева и Голякова. Каждая из них старается попасть в фавор на комбинате у директора Николая Мазалова, наращивая объемы продаж, как внутри области, так и за ее пределами.
Между тем, регион в 1990 годы все больше заполняла импортная и иногородняя дешевая водка (особенно осетинская) и вот уже на излете 1990 годов мы узнаем, что только лишь в результате рекламы зонтичного бренда лимонада «Родник» объем ежемесячных продаж водки с 140 тыс. декалитров в 1999 году поднялся до 240 тыс. дал в 2000 году и это составило 57 процентов алкогольного рынка Самары. Говорилось это в самые окаянные и пьющие годы после дефолта.
Дальше больше в 2001 году, когда еще не сняли Мазалова уже 67 % всей водочной продукции, продаваемой на территории Самарской губернии, носило фирменный знак Родника. Это был пик.
И затем июль 2002 года. Резкое сокращение сбыта «родниковской» водки с 250 тыс. дал. в 2001, до 120 тыс. в 2002 году.
Затем кратковременный подъем — октябрь 2002 года — 210 тыс. дал, в ноябрь — 270 тыс. дал, декабрь – З06 тысяч. Новый пик. В январе 2003 г. 150-160 тыс дал. (в это время традиционно объемы снижаются, сказываются праздники и реализация декабрьских остатков).
Все эти цифры озвучивались по старому комбинату на Льва Толстого, в новом же на 22 партсъезда мощности были заложены на производство 375 тыс. дал. (по другой информации 5 млн. дал в год).
Однако сколько на самом деле там лили горячительного узнать сложно, но не случайно же Меркушкин пытался нарастить долю присутствия местных производителей алкоголя в торговых сетях региона с 30% (!) до 80%. Подняли до 50%, а потом натолкнулись на противодействие центральной ФАС и поддерживавших их силовиков.
Перед закрытием завода в 2014 году он производил ежемесячно 100 тыс. дал. По сравнению с 2013 г. производство водки сократилось на 66%
В 2016 году «Родник» возобновил производство с 50 тыс. дал., для сравнения Жигулевский завод — выпускает аналогичный объем водки.
В настоящий момент, когда продана торговая сеть Родник Розница, а у правительства региона отсутствует система по стимулированию продаж местного крепкого алкоголя в торговых сетях региона, даже в том случае, если новое руководство завода действительно начнет выпускать по 300 тыс. дал. водки непонятно как будет реализовываться этот акцизный товар. Если только водка у нас будет не выпускаться по чьей-то лицензии…
Кстати, для справки: в соседнем с нашим регионом небольшом городке Бузулук (около 100 тыс. жителей) некогда работало два своих ликеро-водочных завода: Умновский и Бузулукский. Об их мощности говорит тот факт, что в 1990 годах только на одном Умновском заводе выпускалось 150 тысяч декалитров водки под 40 брендами, все акцизы шли в оренбургский бюджет, а в городе были сотни рабочих мест, связанных с производством и логистикой 40 градусной….
А вообще вон и статистика говорит, что количество потребляемого алкоголя в России на душу населения сократилось почти на 40% с 2006, население, несмотря на кризис, стало в разы меньше пить именно водки и она потеряла свое свойство «жидкой валюты», которое имела прежде.