На днях увидел, что в областном правительстве обсуждали несколько амбициозных инвестиционных проектов в том числе «Промышленный комплекс по выращиванию рыбы». Подумалось ничего себе — министр экономики Александр Кобенко уже лет 5-6 с этим проектом, при нескольких губернаторах носится — выращивание рыбы на Волге в районе ГЭС — и вот снова возню на эту тему начал.
Вот, что значит оперативная память у самарцев короткая, люди так и проглотят новость, не подумают, что это обычный информационный шум. Хотя первый раз рыбозавод Министерство экономразвития обещало волжанам еще при Артякове, ровно 10 лет назад — в феврале 2008 год. Тогда нам говорили, что аквакультурный комплекс для круглогодичного содержания маточного стада и выращивания молоди стерляди будет в Волжском районе мощностью 12 млн штук рыбы — 2 млн штук стерляди и 10-12 млн штук молоди щуки. С тех пор на шум чиновников Минэкономики о рыбозаводах мало кто реагирует. Только при Меркушкине, при поддержке федерального центра Минсельхозу удалось запустить рыбозавод в селе Екатериновка Безенчукского района первое госпредприятие подобного профиля, построенное в России за последние 15 лет. Екатериновка не решает проблемы продовольственной корзины самарцев, оно занимается возмещением ущерба, сохранением рыбных запасов, восстановлением стерляди и щуки в Саратовском водохранилище.
Сам же обратил внимание на промысловую рыбу в сентябре прошлого года на агропромышленной выставке в Усть-Кинельском, где многие посетители останавливались у детского бассейна, в котором плавала пара-тройка форелей за 450-550 руб. В общем рыбы было в сотни раз меньше, чем посетителей выставки. Тогда то я и подумал, е-мое, всего-то нет ничего времени прошло с тех пор, когда эту форель выращивали в промышленных масштабах и люди уже забыли те времена, когда они ели нормальную рыбу, произведенную не в Норвегии или Чили, а у себя в водоемах области. Правда делалось это в кооперации с социалистической Германией и при поддержке тольяттинского ПО Синтезкаучук. Выращивали в Сускане и другую рыбу: в 1991 году, например, «урожай» карпа и толстолобика составлял около 1500 тонн.
Потом поинтересовался у специалистов, а как вообще работало промышленное рыболовство в нашем регионе раньше, оказалось, что его расцвет пришелся на 1970 — 1980 годы, тогда рыбхозы кроме Сускана работали еще в Елховском и Кинельском районах (тут я описывал, как выращивали мальков на т.н. Грачевских прудах). Городская торговля в те годы даже отказывалась брать некондиционную рыбу, так много ее было, а потом случилась приватизация и новые собственники стали только извлекать прибыль, а вот инвестировать в производство, включая ирригацию и закупку мальков, забывали. Так и похоронили все известные рыбохозяйства Самарской области, про одно из которых я хочу напомнить сегодня:
ФОРЕЛЬ ИЗ «СУСКАНА»
Раздался всплеск. Большая рыбина выпрыгнула из воды, на мгновение застыла в воздухе, показав сверкающее на солнце серебристое тело с темным отливом на спине. Что-то знакомое улавливалось в окраске и движениях. Невольно пришли на память бурные, холодные горные речки заоблачных Тянь-Шаня, Чаткала, Памира… Там у водопадов, валунов, у нависших над водой зарослей боярышника и дикого абрикоса резвились, жируя, маринка, осман, зубастая хищница — форель. Но откуда взяться этим видам здесь, в рыбхозе «Сускан»?
Внимательно осматриваю садки зимовального комплекса. Здесь — совсем еще личинки, здесь — молодь, а это уже рыбины граммов по 300—400… Неужели форель?
Говорят, что когда-то водилась ручьевая форель в речках Жигулевских гор. Но когда это было?
— Что это? — задаю вопрос находящимся рядом с нами рыбоводам.
— Форель, А все это вот хозяйство, — и показывают на целый ряд бассейнов-садков, — наш форелевый участок.
Бывший тогда начальником участка А. Н. Болоцкий, зачерпнув сачком, выловил несколько форелей. Мы рассматриваем ее. Настоящая, с пятнышками. Фотокорреспондент пытается сфотографировать, но рыба энергичная, бойкая — плещется, обдает брызгами, и моему коллеге так и не удается сделать снимок.
С чего вдруг в «Сускане» начали разводить форель?
— Еще с 1976 года ихтиологи и биологи лаборатории государственного НИИ рыбного хозяйства Тольятти пытались развести форель в наших краях, — говорит инженер. — Но где взять биохимические и температурные условия для ее выращивания? В воде выше двадцати градусов тепла она плохо питается и даже погибает…
Поиски ученых-энтузиастов подсказали выход — выращивать маточное стадо решили под гидроэлектростанцией, используя придонные, более холодные слои воды. Уже в 1981 году провели инкубацию икры от маточного стада. И в этом большую услугу рыбоводам оказали их шефы — коллектив производственного объединения «Синтезкаучук». На территории предприятия, где есть артезианская холодная и чистая вода, организовали инкубаторий. Туда же доставили и миллион икринок форели из Германской Демократической Республики. В 1982 году было получено 50 тысяч личинок.

рыбозавод в Екатериновке открыл Меркушкин
Сейчас форель прижилась и дает хорошие привесы. — В садках вместе с местной есть и десятки тысяч экземпляров молоди, завезенной из Эстонии, — поясняет А. Н. Болоцкий. — Здесь есть и ручьевая, и радужная форель. Нынче будет получено пятьдесят центнеров товарной форели.
Разведение ее — дело нужное и выгодное для хозяйства. Зимовальный комплекс стоимостью 2,5 миллиона рублей загружен в году наполовину. Чтобы повысить фондоотдачу, решено организовать новый вид рыборазведения. К примеру, под форелевым участком 35 бассейнов-садков, а в будущем их будет загружено вчетверо больше. Уже на сегодня в рыбхозе имеются сотни тысяч штук молоди — а это, если считать по осени, тонны товарной форели — десятки тысяч рублей прибыли. Есть и свои проблемы. Рыба с очень сильной реакцией, постоянно в движении — это требует ее подкормки через каждые час-два. Нет автокормушек с часовым механизмом, которые выпускаются серийно. Не всегда имеется корм нужной рецептуры — для каждой возрастной группы свой состав, есть другие нерешенные вопросы.
Но, несмотря на эти трудности, дело по разведению волжской форели движется вперед.
…Мы подошли к садку, где были двух-трехкилограммовые форели. Вода сразу закипела. Сработал рефлекс — застучали по настилу — значит принесли корм. А в соседнем бассейне рыба пыталась по струе воды, стекающей на трубы, выбраться из садка — это природные инстинкты заставляли идти вверх по струе, как там, в горных речках.
— Все как в природе. — Рыбовод взял небольшую палку и швырнул в садок. На нее тут же набросились зубастые хищницы. — В период нереста самцы готовы загрызть друг друга…
— А в Волге есть форель?
— Бывает, попадает в водохранилище и, видно, климат ей пришелся — вырастает до четырех килограммов. А однажды наша рыболовецкая бригада выловила экземпляр в восемь ки-лограммов. Так что если какой рыболов скажет, что ел уху из форели, — это чистая правда.
…Потом, через год-два, мы снова побывали в рыбхозе.
Здесь многое изменилось. Уже действовали автокормушки с часовым механизмом. Главным экскурсоводом по зимовальному комплексу у нас был все тот же А. Н. Болоцкий, только теперь в должности заместителя директора по рыбоводству. Задаю вопрос, который меня постоянно интересовал.
— Как с перспективой развития форелевого участка производства товарной деликатесной продукции? Ведь, как мне помнится, планировалось в перспективе производить до двадцати— пятидесяти тонн ценной породы в год…

мальков стерляди подвезли даже Народному фронту для экологических акций
— К сожалению, мы решили отказаться от увеличения производства форели. Дело в том, что корм для нее слишком дорогой и себестоимость производства ее высокая. Но дело не в этом. Население нашего региона плохо знает вкусовые качества форели, а стоит она в несколько раз дороже, чем килограмм карпа, толстолобика… В прошлом году, да и не только в прошлом, у нас возникла проблема с реализацией форели. Часть удалось передать в дома отдыха, в санатории, а остальные… Могла бы насмарку пойти вся работа, да выручили шефы — коллектив объединения «Синтезкаучук».
И действительно, химики, которые много труда вложили в разведение форели, оказали большую помощь в этом вопросе сусканцам, они знают толк в форели. Вся она была закуплена для предприятий» общественного питания, распродана труженикам предприятия. По совместной договоренности форелевый участок решено передать полностью коллективу объединения «Синтезкаучук». Это будет своеобразное подсобное хозяйство объединения. Но помощь рыбоводы будут оказывать постоянную. Так что жить волжской форели и в «Сускане», и в Волге. И не один еще удачливый рыбак похвастается своим необычным уловом, когда на удивление всем покажет пятнистую красавицу, выловленную на волжских плесах.
Леонид НИКОЛАЕВ, Зеленый шум, 1988, Куйбышевское книжное издательство
Если нашим производителям не мешать они рыбную отрасль поднимут. А если электричество КФХ продавать по 8 рублей и за подвод газа пару миллионов брать… ОНФ прошлым летом пытались бескорыстно в Волгу полтысячи крупных стерлядок со всеми ветеринарными документами запустить , так инспектор Росрыболовства Козлов на федеральную структуру такую травлю устроил. Хоть в этой конторе и сменили начальника Забурдаева неделю назад, пока там » дальновидные» ребята будут инициативы запрещать и наша Река особо щедрой не станет.
мне вчера сказали, что какая-то крупная производящая структура из сферы производства продовольствия ушла из Самары в Орел, скоро узнаем кто это
Вот интересный пост, конечно, но по своему скромному рыбацкому опыту (на Васильевских островах, воложках и вплоть до Лбища, где самые «рыбные» в области места всё объездил), а также по общению с такими же «охламонами», которые всё свободное время проводят на рыбалке, так скажу. Что-то я ни разу не встречал форели на Волге. Щуку на троллинг ловил (вообще, троллить люблю 🙂 ), судака с переменным успехом на джиг, а зимой — балдежкой на бессмертник, жереха касмастером на бой… Даже летом сома восьмикилограммового на поставуху вытащил.
Ловлю практически с детства, так как и покойный дед у меня был рыбаком и обучал меня… Волгу между плотинами чувствую вдоль и поперек.
А вот форель ни разу не попадалась. Правда лет пятнадцать назад на платном питомнике под Сергиевском ходили с мужиками на «ручьёвку»… Но не зацепило. Не в плане рыбы, а просто не понравилось 🙂
В Екатериновке действительно, есть предприятие по выращиванию стерлядки и, кажется, щуки. Расположено как бы «на носу», напротив Лугового Ручья. Возможно, хорошее предприятие… И вообще, побольше бы таких предприятий. Но рыбы на Василях больше не стало. Каждый год недолавливаем 😦
В этом году зимой вообще плохо было. Зимним бесклёвьем называется. Может быть потому что долго воду не сбрасывали ? Не знаю. Но все недовольны. Вот так.