Пару недель назад, описывая одну из тем коммерческого здравоохранения в Самаре зацепил профессора Александра Колсанова — директора Института инновационного развития СамГМУ, после чего меня неожиданно пригласили посетить этот самый институт.
Объехать в один день все лаборатории Института посчитал делом слишком поверхностным, а вот в корпус меда на Арцыбушевской, там где некогда была губернская тюрьма заехал, и не пожалел об этом.
Правда после всего увиденного остался немного в растерянности, поскольку проект Колсанова двигает в регионе то, что пока не успевает внедряться — в некогда индустриальной Самаре серьезные проблемы с промышленной базой.
Начну издалека — уже не год и не два, слышу в соцсетях со стороны Сызрани стоны насчет того, что практическое здравоохранение там валится. Дело дошло до того, что даже сдать анализы в этом городе — серьезная проблема.
Летом 2017 года, когда с этим муниципалитетом меня знакомил сызранский писатель Сергей Зацаринный поинтересовался у него, как же обрушилась медицина в Сызрани? Сергей показал медчанчасть завода Пластик и рассказал, что еще недавно местный олигарх Симонов, которому принадлежало это предприятие, оснащал ее самой современной аппаратурой, аналогов которой не было в городском здравоохранении. И все было хорошо пока завод Пластик не рухнул, а потом посыпалось все, включая и медицину всей Сызрани, какие уж там ноу-хау…
После услышанного, осенью поинтересовался у знакомых медиков — а куда же подевались доктора и медперсонал Сызрани, почему в этом городе такие проблемы с анализами и с тем, чтобы попасть на прием к специалисту.
Оказывается профи в Сызрани предпочли убежать из системы здравоохранения в разного рода профилактории и санатории — нагрузка там в разы меньше, а платят может даже и больше.
Пациенты Сызрани не устраивают медиков — город стремительно стареет, беднеет, они не получают даже чего-то похожего на желаемую отдачу.
Ну и как же быть в этой ситуации? Как обычному человеку без проблем сдать те же анализы?
В институте Колсанова мне показали, что результаты анализов можно увидеть при помощи тестов, себестоимость, которых копейки. Конечно тесты не дают всей полноты картины, но первичную информацию они позволяют собрать.
Поинтересовался, а когда же эти экспресс-анализаторы могут пойти в массовое производство. Оказалось здесь две заковыки — для внедрения нужна экспериментальная база (это дело поправимое) и пока нет производителей, которые взялись бы за изготовление подобных вещей — как вы помните фармацевтическая промышленность в Самаре была уничтожена еще в начале 2000 годов и ныне корпуса ее предприятий занимают разные там финансово-промышленные группы.
Ну, а кроме того в подобных вещах заинтересованы только региональный минздрав, жители населенных пунктов подобных Сызрани и разработчики, а практическая медицина (особенно ее коммерческий сектор) не очень заинтересована. Это удешевляет стоимость медицинских услуг в десятки раз, если не в сотни раз! Как же тут сверхприбыль извлекать?
Посмотрел, что насчет этого ранее говорил сам Колсанов, и хотя сам профессор очень корректен, он, тем не менее, выражается предельно четко:
— главная проблема заключается не в отсутствии у нас специалистов и идей, а в скорости их внедрения. Сегодня время течет иначе: каждый год отставания может превратиться в пять или десять лет, поэтому, если постоянно не наращивать точки компетенций, можно отстать совсем серьезно. Нужно строить поднимать точное машиностроение и станкостроение, использовать информационные и биотехнологии, перенимать опыт у лидеров отраслей, создавать условия для роста и развития сотрудников.
В общем, я считаю это полный финиш — медик, достаточно узкий специалист в своем деле на самом деле кричит о том, что в Самаре — нет возможностей для внедрения тех ноу-хау, которые он разрабатывает со своим коллективом. Это просто жуть.
Мы все видим, как в 63 регионе закрываются и убиваются заводы, некогда гордость всей страны, но то что у нас нет производств под внедрение тех технологий, которые ждет рынок, я еще не слышал. И это, на мой взгляд, катастрофа для Самары.
Есть ученые, есть коллективы, есть прорывные разработки, нет станков, нет обученного персонала, нет финансовых линий под это производство. Это что?
Что еще поразило в центре у Колсанова — там специалисты работают на 3D принтерах, причем не только иностранных, но и российских — оказывается их уже производят в некоторых субъектах РФ. Но не в Самаре.
Продолжение следует
Игорь, очень интересно! Давайте поднимем хай. Присоединюсь с удовольствием! Бросьте мне телефон Колсанова, а я пока пробью тему у себя в газете.
хай поднимать не надо, ситуация живая и подвижная, а вот контакты с утра уже передал другому сотруднику Социалки, он раньше отписался в почте — тут кто раньше встал того и тапочки 🙂 сорри
Ну, и слава богу. Лишь бы польза была.
Нина Павловна,здравствуйте! Вы в какой газете сейчас работаете?
В своё время на СКаТе с большим интересом смотрел Ваши выступления.
Володя, она в Социальной газете трудится
Спасибо, Игорь!
Была в Сызрани проездом — это же не маленький город! Неужели все настолько плохо с медициной? А взрослое трудоспособное население куда делось? Уехали в Москву?
очень плохо и с медициной и с занятостью, закрылся Пластик — это порядка 8 тысяч рабочих мест, сажевый завод, шахты в Кашпире работают кое-как, консервный завод, еще много предприятий умерло для такого города
пыхтят только НПЗ — Роснефть и кое-как Тяжмаш, но у него северный заказ под вопросом, на который он рассчитывал
молодежь бежит из Сызрани, сидели там пару раз в Маке — средний чек при нас был рублей 100-120
Обидно за город, ведь раньше был стратегически важным.
120 рублей в Маке?! С ума сойти, такой ценник … социалистический, почти задаром покушать