Достоверность Самары в экранизациях романа «Хождение по мукам»

Самара не часто попадала в сценарии популярных кинофильмов, как место действия.

В романе Алексея Толстого «Хождение по мукам» Самара присутствует несколько раз — это 1914 год, когда перед войной Даша приезжает к отцу и к ней пристает провинциальный хлыщ, земский статистик Семен Говядин, это лето 1918 года, когда Самара переживает контрреволюцию и нападение чешских легионеров и осень 1918 года, когда в Самару в поисках Даши приезжает Иван Телегин.

слева — Говядин из советской версии экранизации, играл Александр Пашутин, справа Говядин образца 2017 г. (играл Александр Ревенко), справа — Говядин образца 1957 года

Все эти сцены замечательно прописаны в сериале, снятом режиссером Василием Ордынским в 1974-1977 годах, есть мнение, что отдельные эпизоды этого фильма снимали в Куйбышеве. Мало того, там просто веришь, что эпизод, когда за Волгой Говядин пристает к Даше снят на Поджабном или других островах рядом с Самарой, что заколоченный памятник Александру II — это современная площадь Революции, (по легенде «дом сестер» — это Куйбышева 73 на площади), а расправа над красными бойцами происходит на реке Самарка. Визуально все достоверно.

И совсем другое впечатление оставляет фильм снятый в 2017 г. режиссером Константином Худяковым. Там Говядин — это жирная, немолодая, задыхющаяся мразь, которой не к девушкам приставать, а о спасении души думать, тем более что Говядин там участвует в беготне с перестрелкой по Самаре, где его по новому сценарию Телегин и кончил (Толстой описывая самарца Говядина специально оговаривал что это худой и сутулый, всегда бледный мужчина, с русой бородой и зачесанными за уши волосами).

В фильме образца 2017 года нет узнаваемой и любимой нами Самары. Это типично пропагандистский антикоммунистический шаблон снятый к 100-летию революции, типа «Демона революции», там бывшие махновцы зачем-то рубят еврейскую семью, включая детей (хотя общеизвестно, что Нестор Махно строго карал за антисемитизм, а в его армии были отряды евреев). Даже не понимаю, зачем им надо было акцентировать, что события разворачиваются в Самаре, с таким же успехом можно было бы назвать любой другой городишко России.

В общем, последняя экранизация, снятая на бюджетные деньги (при поддержке Минкульта) рождает только отвращение к современному российскому ТВ и вопросы — в нашем государстве во время кризиса больше деньги тратить не на что, кроме как на тупую антикоммунистическую пропаганду?

Посмотрел рейтинги всех трех экранизаций «Хождения по мукам» (про первую снятую в годы оттепели 1957-1959 не писал, потому что там Самара представлена минимально в серии «Восемнадцатый год») мой вывод зрители минусуют современную кинопродукцию, они по-прежнему ценят только классику, а не всякую конъюнктурщину.

Рейтинги фильма

снятый в 1957 — 1959 гг. — 9,09 баллов (режиссеры Григорий Рошаль, Мери Анджапаридзе)

снятый в 1974 — 1977 гг. — 8,98 баллов (режиссер Василий Ордынский)

снятый в 2017 г. — 3,93 балла (сценарист Елена Райская, ранее писала сценарий для другого пропагандистского сериала «Империя под ударом»)

Советую посмотреть ролики, специально вырезал из сериалов все относящееся в самарским событиям в романе Алексея Толстого, сами поймете в чем причина моего возмущения.

20 responses to “Достоверность Самары в экранизациях романа «Хождение по мукам»

  1. Вот очень хочу покомментировать, но возможности планшетника не позволяют… постоянные опечатки 🙂
    Всё же попробую.
    Хождение по мукам (1974), мой любимый советский сериал. Сам роман, честно скажу, читал по диагонали и особо он на меня впечатления тогда не произвел. Мне у него гораздо больше нравятся Аэлита, Гиперболоид, Петр Первый, естесственно, ну и про Буратино 🙂
    А вот фильм, где в ролях играют Юрий Соломин, Ножкин, Алферова, Бурков (список можно продолжить) — просто шедевр. Смотрел несколько раз и еще бы посмотрел.
    А всё почему? Да потому, что советские актеры, во-первых играли «по Станиславскому», во-вторых, постоянно практиковались на сцене (зрителя не обманешь) и не были испорчены легкими, деньгосшибальными халтурками в сериалах.
    А тепер по нынешнему «кИнову», по другому я его назвать не могу…
    Толстой, по-видимому, хотел в своем романе показать метания русской интеллигенции в революцию и Гражданскую. Их сомнения, принятие/или не принятие догдашней Власти, как с той, так и с другой стороны. Для них те события, да вся их жизнь сопричастно с этими событиями, была настоящим «…хождением по мукам». Потому что, даже с учетом лакировки Алексея Толстого, образованная часть общества, очень немногочисленная в то время — инженеры, врачи, офицерство, а также и гуманитарии — креатив 🙂 согласиться с приходом диктатуры хама, ну ни как не могли. И это проскальзывает в фильме — 1974.
    А теперь -про нынешнее кИново (смотрел фрагментарно).

  2. Пардон, отвлекся и случайно нажал «отправить».
    Подбор актеров — ниже плинтуса. Дворянки (разночинки ???) Даша и Катя — как будто с колхозной дискотеки прибыли. Телегин выглядит истероидным мажором, после недокура травки 😦 Ну, более-менее (на слабенькую-слабенькую троечку), выдает свой образ Павел Трубинер (Рощин), хотя и заклиширован сей актёр образами смершевцев или шпионов абвера.
    Полностью с Вами, Игорь Александрович, согласен, что Самарой там и не пахнет. Могли бы съездить и хотя бы какие-то виды заснять… поленились, наверное, или деньги сэкономили. Печально.
    В самом начале понравился Шагин, который играет Бессонова (Александра Блока), да и то, только потому что он и актер, и поэт и читает одно из лучших своих стихотворений — «Снегоносит зима, снегоносит». Но, разумеется, до Михаила Козакова покойного, ему как до Луны.
    И вот что еще… Непонятно, для чего в конце сериала, почти в титрах, объявили, что Рощин был в конце тридцатых расстрелян, Катя умерла в лагерях, а Иван Телегин погиб в сорок первом, кажется, в ополчении? Разве Толстой мог об этом написать?
    Полное халтурево, полное!!!

  3. Помню передачу еще на куйбышевском телевидении-встреча с кем то из съемочной группы. Натуру в Куйбышеве не нашли, а потому Самару снимали в Саратове. Запомнил потому,что,хоть и не люблю это слово, было обидно за город.

    • Саратов и Самара — очень похожие города, вот смотрю на альбом Старый Саратов — фото города до 1917 и вижу Самару

  4. Да, и вот что еще. Уж простите пожалуйста, уважаемые историки, я ведь в этой науке даже и не дилетант… Однако, как и у каждого интересующегося человека, у меня сформировано чисто субъективное, правда, ощущение времени. Ну-у, Того Времени. Так вот, когда смотрю исторические фильмы, причем не только советского периода, но и многие современные — и российские, и западные, как бы принимаю для себя, что именно так было ТОГДА. Смотрю, к примеру, фильм «Царь» или фильм «Орда» и хотя многие их критикуют, может быть даже вполне справедливо критикуют, но субъективно, как «зритель», я их принимаю по ощущению времени. То есть верю — воспроизвели достоверность именно того периода. И сюжетно, и событийно, ну и эмоциально, что ли… Не знаю, как объяснить 🙂 , надеюсь, понимаете…
    А вот в Хождениях-2017, нет ощущения Того Времени… Погружения в То Время именно так, как я его принимаю для себя. Ну, как бы время наших бабушек и дедушек.
    Например у актера, который играл Красильникова (полуграмотный крестьянин) на лице два высших образования нарисовано 🙂 И так почти во всем фильме. Короче — «Не верю» 🙂

    • вот и я говорю халтура, а не сериал, только Самару зря вплели в эту муть, причем съемки зачем-то делали в Риге, хотя действие романа там не происходит

  5. А я вот обращаю внимание на цитаты литературных «классиков», относящиеся к Самаре/Куйбышеву. У Горького Самара «грязная», утопает в грязи. У Солжницына и Гроссмана Куйбышев «пыльный». Таков же город и у Толстого, но есть уточнение: пыль на дорогах белая. Кстати, очень точно подмечено. Если заглянуть в котлованы новостроек Октябрьского, Советского и прочих «северных» районов, то глина там рыжая. А в «городе» она действительно — желтая и белая! Это к вопросу о достоверности. 🙂

  6. Прям на больную мозоль нажали. Ненавижу, когда фильм снимается «по мотивам», а не в меру буйная фантазия режиссёра делает из произведения чёрт знает что.
    1. Экранизации «Графа Монте-Кристо». В одном хранцузском фильмишке вырезали целого главного героя. В другом — в финале махач де Морсера и Дантеса (по сюжету де Морсер застрелился). Ну а чо, простите за орфографию, пиплу же надо зрелищ! Тьфу. Зато советский «Узник замка Иф» — шедевр. А какая там музыка!
    2. Хотел посмотреть наш свежий сериал про Холмса с Ватсоном. Еле досмотрел первую серию — исплевался, выключил. Ватсон, значит, у нас немолодой и толстенький (явно пивко любит), а Лестрейд похож на цербера… Ну-ну. И Холмс какой-то дикой. И все вместе абсолютно фальшивы. Бедный Соломин в гробу вертелся как волчок.
    3. В школе заставили посмотреть свежий французский «Войну и мир». Если бы смотрел сейчас, то выключил бы тотчас же, увидев Наташу Ростову-блондинку. А на будущий день рассказал на уроке всё, что я об этом думаю.
    4. А вот «Два капитана» 76 года — бальзам на душу. Точно по книге, даже реплики узнавал.

    ——
    Игорь, а «Тревожные ночи в Самаре» не изучали? С интересом всматривался в город, но увы, ни одну локацию не узнал.

    • нехорошев рассказывал, что в 1960 годы комсомол чтобы помочь дирекции фильма кинул их снимать все окрестности и курмыши города, выбирали натуру
      но как обычно у него — пленки не сохранил \

      насчет сериалов в точку — вчера смотрел на ютубе КГБ в смокинге по книге какого-то эмигранта, плевался, но досмотрел а потом там же на ютубе оставил рецензию, сегодня даже как-то пустовато стало 🙂 без туфты

  7. Тревожные ночи.. снимались в рабочем городке. Сейчас это Иверский монастырь. Раньше стояли бараки. Последний( на углу) совсем недавно снесли. И очень жаль старую аптеку на углу Фрунзе и Ленинградской( уже нет и не будет).

  8. По-моему современные фильмы как о прошлом так и о современном вообще смотреть тяжело. Например, все телефильмы в которых хоть как-то показана «наша медицина» я смотреть не могу. Такая дурь, что дальше некуда и критиковать невозможно. Но, что удивительно — некоторым нравится. Ну посмотрите современные телефильмы о ВОВ. Даже я, сугубо гражданский человек, вижу путаницу с оружием, разведчики захватывают и улетают на самолёте АН-2 ( первый полёт в 1946 году), марки автомашин вообще не учитываются. Для нас зрителей радистки разведчиков кричат в микрофон типа «Звезда, звезда …», хотя на самом деле в разведку ходили с простыми до гениальности радиостанциями «Северок» у которых и микрофона-то не было — только телеграф. Но очень надёжные, маленькие и «дальнобойные» рации. Типичные киношные эпизоды когда разведка пытается оторваться от преследования и один остаётся в прикрытии. И ему другие отдают диски от своих автоматов ППШ. Хотя на самом деле к ППШ походили только два «родных» диска которые ему подбирали на заводе. Ну а уж что наплели про штрафбаты не поддаётся даже критики. А вы там Самарских улиц в эпизодах не увидели! А всё почему? Да потому что все в современном мире правят деньги. Что заказали то и слепили — я так думаю. Раньше в титрах любого фильма консультанты значились и не один. Найдите сейчас в титрах хотя бы одного. Ему же платить нужно, да ещё и раскритикует идею фильма.

  9. Уважаемый semba! По всем пунктам с Вами согласен — и про самолёты, и про рации, и про штрафбаты. Достоверность в современных российских исторических худ. фильмах очень низкая. Но тем не менее, достойные фильмы встречаются, с хорошей игрой актёров. Я их смотрю как фантастику (или альтернативную историю) на тему «как могло бы быть», тогда проще 🙂 К настоящей истории это, конечно, отношения не имеет.

    • Да, я то же согласен с Вами!
      Но среди отечественных фильмов, начиная с нулевых, могу назвать всего несколько более-менее достойных. К ним я позволю себе отнести Турецкий Гамбит, Статский Советник, Обратная Сторона Луны. И, наверное, всё. Может быть что-то забыл, подскажите?
      Признаться честно и голливудские фильмы, начиная с десятых годов стали мельчать. Так, в нулевых почти каждый год выходило два — три фильма, а то и больше, подобных Аватару, 2012, например. Сейчас даже не пахнет такими шедеврами, как Индиана Джонс, Хищники, Чужие. Спецэффекты компьютерные просто зашкаливают, а сюжетец — так себе…
      Где-то у кинокритиков читал, что весь мировой кинематограф умирает 🙂
      Вот, китайцы пытаются что-то «наваять», но что именно, сказать не могу 🙂

      • Запад тоже ушел сериалы типа Игры престолов
        что же до наших то можно глянуть Крик совы, Забытый, Мосгаз, Черные кошки

        • Крик совы, Забытый, Мосгаз, Черные кошки
          ===
          Все сериалы про майора Черкасова замечательные: «Мосгаз», «Паук», «Палач», «Шакал».

      • Турецкий Гамбит, Статский Советник, Обратная Сторона Луны
        ========
        Согласен!
        Ещё «Бандитский Петербург. Адвокат» (с Певцовым и Серебряковым), «Ликвидация» (с Машковым) — эти фильмы можно пересматривать бесконечно. Очень яркие характеры, прекрасная игра актёров.

  10. Оплевался когда смотрел сериал, с Самарой ничего общего. Махно потешно так даже советские пропагандисты не показывали, а Дальский вообще-то умер упав с трамвая и не был таким быдлом, как Дюжев его изобразил.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s