Когда Киркомбинат был жилым (Куйбышев до Заводского шоссе)

1927 год Киркомбинат, дома видны на карте

И снова обращаюсь к неизвестной Самаре — вернее окрестностям города в старые времена. Карта 1927 года показывает, что там, где сейчас пролегает Заводское шоссе раньше была небольшая жилая зона, пригородная зона, но не дачи.

Там, где в настоящее время располагается поселок Чуваши были сады, а возле нынешнего Киркомбината жили люди, рядом были озера, родники, река Самара, заливные луга и все это прекрасно позволяло жить за счет домашнего скота и рыбалки.

управление Киркомбината

Посмотрел списки избирателей на выборах 1945 года: названия жилых домов на этой территории, где проживали люди, звучат очень экзотически:

Дома набережной реки Самарки от Толевого завода до Кирпичного завода, с №1 по №41 включительно, клуб гражданского Киркомбината, избиратели проживающие в школе №53, стандартный дом №5, избиратели проживающие в железнодорожной станции 133 км, дом №3, избиратели проживающие на территории Киркомбината наркомата, дом бывшей бани, казармы №1, 5.

другие остатки жилья и социалки на Заводском

Короче, люди здесь в лучшем случае жили в частных домишках, в худшем  в приспособленных помещениях типа бывших бань, железнодорожных станций и школ. К тому времени сюда пришла и работа — на новых Толевом заводе, Киркомбинате, Мясокомбинате, Жиркомбинате.

выборы 1945 года

Это не было сплошной жилой зоной, не случайно Анвар Бульхин в то время молодой сотрудник строящегося в 1950 годы кабельного комбината рассказывал, что новые рабочие селились тогда в ближайшем тогда хулиганском поселке Запанской и добирались по жд на работу — т.е. Бульхин не видел даже поселка Мясокомбинат поблизости, поскольку из него в отсутствие дорог с твердым покрытием было менее удобно добираться, чем из Запанского. Видимо такая же история была и с Киркомбинатом на месте нынешнего Заводского шоссе — здесь располагались островки жилья посреди непролазной грязи, которая кончилась в этих местах лишь, когда появилась промзона. Хотя и сегодня многие люди в этих местах используют в качестве дорог жд пути.

на Киркомбинате и своя библиотека была, для тех кто жил и работал рядом

штамп завкома

10 responses to “Когда Киркомбинат был жилым (Куйбышев до Заводского шоссе)

  1. Когда я жил и работал в Бугуруслане, самый простой путь весной от аэродрома лётного училища до жд вокзала был пешком по жд путям (сначала по вспомогательной ветке, идущей к станции от завода Радиатор, а потом по главному пути). Поскольку во время снеготаяния грязь в частном секторе была чудовищная, там даже в резиновых сапогах было трудно и долго идти.

      • В 2013-14 годах была попытка возрождения завода, он производил салазки сидений для Приоры. В декабре 2014 года завод остановился. Потом был пожар на территории завода летом 2016 года. В общем, не факт что он снова заработает (нужно значительные средства вложить).

        • а когда все схлопнулось там тысячи полторы работало или уже меньше? их на гусей перебросили или там тоже все померло?

          • Зато как Бугурусланское лётное училище реконструировали

            Красота! Небо и земля по сравнению с разрухой, которая царила там в 1990-х и начале 2000-х.

  2. А тот Киркомбинат, который дал название ЖД платформе и который расположен в километре от моего дома, он был гражданским или наркоматовским?

    • думаю, там гражданский, а гулаговский там где 4 зона — Киркомбинат, там же тоже производство было

  3. Я думаю, что сам завод — киркомбинат — был гражданским. Так как я был мальчишкой во второй половине пятидесятых, жил с родителями на улице Русской, и часто в тех краях бывал — ходили с друзьями на Самарку, пересекая сам завод, и самостоятельно организовывая себе экскурсию по нему, знакомясь с производством в буквальном смысле, не встречая какой-либо охраны, а к тому же, любимым местом приключений были карьеры, что располагались около самого завода — оттуда брали глину на производство кирпичей — то полагаю, что в те времена завод не входил в систему ГУЛАГа. Когда я попытался проделать тот же маршрут где-то в годы восьмидесятые — обнаружил уже полную непроходимость маршрута до Самарки — уперся в стену тюрьмы.
    Чудные были места и детские приключения в те годы. Были мы по сути безнадзорными детьми — родители работали с утра и до темна мы были предоставлены сами себе. Но учились неплохо. Помню что я единственный раз в жизни был отличником в третьей четверти второго класса — в начальной школе № 34 кажется ( номер школы точно не помню).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s