Убедите сначала Сурьянинова!

Подумалось мне — это вот за каким представители г-на Аветисяна мне часами рассказывают про его роль в Союзе машиностроителей России и вообще характеризуют, как человека — глыбу, способного построить в 63 регионе мусороперерабатывающий завод от РосНАНО.

Посмотрел я тут на глобальные размышления Дмитрия Сурьянининова, руководителя информационного холдинга, включающего «Самарское обозрение», насчет возможных перспектив Самарской области и вообще не увидел в них НИЧЕГО связанного с бизнесом Владимира Евгеньевича. Никаких прорывных инновационных и инвестиционных проектов. Ни в области энергетики, ни в области экологии, ни в области банкинга, ни в области каких-то арт-проектов. А ведь Сурьянинов очень информированный г-н. Или уже нет?

А Дмитрий Сурьянинов рассказывает только о возможных серьезных проектах в 63 регионе, в области строительства предприятий химического кластера, к которым ни сам г-н Аветисян, ни представляемые им бизнес-группы никакого отношения не имеют. Там, видимо, местных денег вообще нет.

И что же спрашивается те товарищи, которые назначены в мои главноуговаривающие не проводят информационную работу с Сурьяниновым, почему ему про Союз машиностроителей России не рассказывают?

Уговорите сначала Дмитрия Леонидовича (он же из вашей команды), начать писать комплиментарно про Аветисяна и его деловые перспективы в регионе, а потом глядишь и мы подтянемся, если он нас убедит, что местные ФПГ не только на контроль над приходящими инвестициями и территорией нацелились, но и сами что-то серьезное вкладывать планируют из того, что заработали непосильным трудом в Самарской области, в 1990-2000 годы.

А пока, что мы на московских силовиков лучше смотреть будем, у них то в альянсе с технократами из Ростехов проконтролировать эту тему получше получится… Особенно, когда местные интриганы их толкать под руку и мешать не будут.

Когда мемы развеялись

Все когда-то кончается. Что-то быстро, что-то очень быстро. История «мордовского» периода в Самарской области завершилась куда стремительнее, чем представляли многие.

В трубу вперед ногами буквально за мгновение, по меркам сроков властных перемен, вылетели не только представители команды созидания, разговоры о плитке, курице, но и мэр Самары вместе с кучей заместителей и многое другое. И когда стих восторженный гвалт в духе «ура, мы победили деда!», история планово вернула всех к главному вопросу «Есть ли у региона хорошее будущее? И что делать, чтобы оно состоялось?».
Вопрос далеко не праздный. Более того, вопрос крайне болезненный. Для понимания стоит совершить простой экскурс в историю.
…Начало 90-х. Город Тольятти. Обороты на тольяттинской площадке превышают цифры, которыми оперируют при оценке бюджетов десятка среднестатистических регионов России. В городе открываются первые (не только в области, в Поволжье и, возможно, даже в европейской части России) супермаркеты и бутики. Первый банк мирового, казалось всем, уровня с филиалом на Кипре, первые частные школы. Бьющая фонтаном активность чиновников, вводящих ежегодно по новой школе.
Прошло всего около двадцати лет. В сухом остатке — депрессивный город с резко упавшим уровнем жизни и массовой безработицей, «гаражной» экономикой. Дотационный бюджет, верстальщикам которого даже не снится развитие. От гордо кидавшегося купюрами тольяттинского бизнеса начала нулевых остались в основном воспоминания. Гордость и некогда опора регионального бюджета – АвтоВАЗ, дававший до трети его доходов, ныне приносит убытки и является колоссальной проблемой. Автокомпонентная отрасль, не имеющая поддержки государства, уничтожена доминирующими зарубежными поставщиками и политикой менеджмента ВАЗа. Автомобильных оборотов уже давно нет. На плаву — предприятия химической группы, но и они целы до поры до времени. Еще год-два — и сменит собственника и, по всей видимости, выведет окончательно обороты из области «ТоАЗ», затем наступит время перемен на «Куйбышевазоте», лидеру которого совсем немало лет. Слышал ли кто-нибудь о великих инвестиционных планах «СИБУРа» в регионе и, в частности, в Тольятти? Навряд ли. Жители города не верят в лучшее — они верят в то, что их детям будет лучше в Москве, там, где средства, стягиваемые со всех сторон России, тратятся на миллиардные иллюминации и прочие шалости.
Не лучшие процессы происходили и в Самаре. Некогда гордость жителей, предмет зависти и направление воскресных поездок жителей соседних городов пришел в упадок и уныние. В городе из года в год (и это, если не ошибаюсь, уникальная ситуация для города-миллионника в России) падает стоимость квадратного метра жилья.
Падает и стоимость бизнеса. С экономикой дела обстоят немногим лучше. Поддерживающий частично Безымянку поток средств оборонного госзаказа не может скрыть главного — постепенно стирающегося на глазах символа «Самара космическая». Практически ушли в небытие авиационный завод и некогда интегрированный с ним «Металлург», который теперь не более чем низкомаржинальное звено в бизнесе американской корпорации «Алкоа». Многие предприятия Безымянки сокращены. В связи с уголовными делами на «Прогрессе» напрямую встает вопрос о риске утраты и без того зыбкой «самарской» составляющей в руководстве предприятия и самарской же версии ракетной «самостийности». Со всеми вытекающими — перерегистрация, сокращения, оптимизация и как там еще это называется. Новых выдающихся идей нет. Прежние власти с гордостью рапортовали, что главным драйвером региона стало жилищное строительство, читай — массовая застройка пригородов, а еще создание удаленных офисов ведущих столичных банков. Но стройки в пригородах постепенно встают — спроса в пустоте не бывает.
А удаленные офисы — это история на несколько лет. Затем, по мере развития программного обеспечения, станут не нужны и их сотрудники.
Самара выпала из самого главного логистического проекта страны — высокоскоростной железнодорожной магистрали. Она придет (если придет) в Казань. Разрушено некогда крупнейшее пароходство «Волготанкер», консолидировавшее в области центр речных перевозок…
Непонятны и перспективы малых городов. Стабильный практически все 90-е и нулевые Новокуйбышевск в этом году впервые дал крен по всем направлениям. Главный донор города — предприятия нефтепереработки — консолидированы на уровне Москвы. Они уже не являются не то что драйвером его развития — они уже не дают даже ориентиров. Сердце Сызрани — «Пластик» — разрушен и сдан на металлолом. Да, остается «Тяжмаш» и неф­тяная группа. Но что изменилось в Сызрани за прошедшие годы в части развития города? Ничего. Есть ли шанс изменить этот медвежий угол региона к лучшему?
Можно говорить обо всем этом бесконечно. Но если суммировать ситуацию вкратце, то стоит сказать, что в области закончилась эпоха освоения унаследованного от предков. Волна выноса производственных мощностей и вузов из Москвы в Самару в 40-х годах, строительство ГЭС и самарской группы НПЗ, строительство ВАЗа и химических корпораций в Тольятти — все эти процессы определили тот задел, который проедался в 90-е и нулевые. Далее началось падение.
Было бы глупо упрекать в произошедшем только жителей региона. Нет, свою, во многом отрицательную, роль сыграли процессы, идущие на федеральном уровне — концентрация налогов и выкачивание ресурсов, ограничение в самостоятельности субъектов, фактическое уничтожение местного самоуправления. В сжатые сроки была ликвидирована кровеносная система местного бизнеса — региональные банки.
На каком-то этапе казалось, что все это дурной сон, который вот-вот развеется. Во многом восторги по поводу смены Меркушкина как раз и связаны с ожиданием этого самого развенчивания всего дурного. Но если оставить в стороне все мемы — фонтан, стену, плитку и мордовскую куру, то можно понять, что это далеко не самые негативные процессы, а точнее, просто информационный шум. Главное, что скрывается за ним — отсутствие каких-либо примеров новой промышленной (либо иной) революции в регионе, аналогичной процессам 1940-80-х годов.
Единственная глобальная идея, которая могла бы дать толчок и которая обсуждается уже много лет — это идея строительства группы нефтехимических производств в Новокуйбышевске. Идея, надо сказать, еще времен СССР. Идут годы, уже несколько раз сменились собственники площадок, на которых должна была реализовываться идея, созданы аналогичные производства в Татарстане. А нефтехимического кластера все нет. Но он пока еще есть в идее. Чего-то более публичного и масштабного в части проектов, которые могли бы дать Самаре и области новое звучание, мне слышать не доводилось.
Появятся ли они? Кто выступит их инициатором? Получит ли Самарская область шанс на будущее, а ее жители поймут, что здесь должны оставаться их дети? Или же регион под давлением всех обстоятельств продолжит шагать по пути Тольятти, планово перешедшего из статуса «город-передовик» в категорию «город утраченной надежды»?
Пытаться получить ответы на эти вопросы сейчас и даже в короткой перспективе было бы наивно. Но искать их нужно гораздо быстрее, чем представляется. Самаре и региону нужны новые идеи и новый облик. Как внешний, так и внутренний.
Другого не дано.

4 responses to “Убедите сначала Сурьянинова!

  1. Думаю он, как умный человек, прекрасно понял, что теперь придётся дублировать «Волжскую коммуну». А зачем нужны две «Волжские коммуны»?

    • нет, Сергей, слияния ВПГ с областью на горизонте не стоит, хотя первые очень бы хотели, но не получается, пока они будут давить ДИА по информационным потокам — надеются продавить, отдать им сразу ДИА — будет ошибкой, попробуй ее не делать

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s