Когда Аврора считалась горой (Куйбышев до Южного моста)

пробка с горки

Евгений Альмяшев произвел очередные архивные раскопки в старых газетах, получилось очень интересно в плане прикладной географии, знакомьтесь с его расследованием:

Небольшое рассуждение про Аврору тех времён, когда автостанции там ещё не было.

Аврора 1980 год, фото Михаила Волочкова

Десять лет назад на Форуме «Транспорт в России» была небольшая дискуссия. Началась она не с Авроры, а совсем по другому поводу, но в ходе неё один из иногородних пользователей Форума решил поделиться информацией из городских путеводителей по Куйбышеву 1966 и 1971 г.г. Первый из них был сдан в набор 22.07.1965 г., а подписан к печати 17.11.1965 г. Пользователь перепечатал оттуда данные о маршрутах транспорта в таком вот виде: Самарский народ, увидев несуразицу в части 22-го маршрута автобуса, сразу же стал указывать на ошибку-описку. Действительно, какой может быть «№ 22. Ж.-д. вокзал — Нагорная», если этот автобус всю жизнь ходил от Авроры и с улицей Нагорной не соприкасался и близко?

Бывают редчайшие случаи, как с улицей Ивана Булкина, когда название кочует по городской карте. С улицей Нагорной, печально известной в городе по своему соседству с «психушкой», такой номер не пройдёт — она получила своё нынешнее название ещё в 1949 году. Так что же, напутал пользователь? Нет, вот перечень всех автобусных маршрутов из обозреваемого путеводителя и там спокойно фигурирует Нагорная:

В 1965 году, когда верстался путеводитель, только-только возвели первые городские микрорайоны — ДОСААФ и Чёрновских садов. Ещё в первый год их застройки (1962) в районе будущего Дома Молодёжи появилась конечная остановка «Аэродромная», куда стали ходить маршруты автобуса №№ 2, 11 и 24. До Авроры общественный транспорт добрался годом позже, но не в автобусном, а в трамвайном формате. На спутниковом снимке 1965 года можно увидеть, что автостанцией «Аврора» и не пахнет:

https://poНедавно мне довелось подбирать сведения по истории улицы Аэродромная. В честь этого было решено залезть в подшивку «многотиражки» Средне-Волжского Транспортного Управления (СВТУ) под названием «Автотранспортник». Ранее я с нею не работал. В номере за 18 мая 1965 года (т.е. ещё до того как сдали в набор путеводитель 1966 года) можно было прочесть нижеследующее:

Как видно из заметки, первоначально 22-й маршрут оказался короче на один километр по сравнению с путеводителем или с трассой нынешнего 22-го, т.к. он шёл в сторону Авроры не от ЖД вокзала, а он Губернского рынка. Повторюсь — в тогдашнем Куйбышеве «микрорайоном», о котором упомянуто в заметке, мог быть только жилищный массив ДОСААФ и Чёрновских садов, т.к. других подобных микрорайонов (типа IV, VII или IX) ещё не было. Но какого чёрта делает Нагорная там, где должна быть Аврора? Автостанции «Аврора» в 1965 году не было, но улица Аврора уже существовала.

Предлагаю обратиться к ещё более давнему прошлому и порассуждать логически. Самые ранние вычисления улиц, домов и городской местности Куйбышева доступны с ноября 1937 года — 2 ноября были опубликованы первые избирательные списки по Куйбышеву.

Зададимся вопросом — к чему могла тяготеть территория будущей а/ст «Аврора» 80 лет назад? Чёрновское шоссе (Гагарина) тогда ещё не обрело ту мощь, которую придаст ему Великая Отечественная. Остаются два варианта, из которых можно взять один или оба — тяготение будет идти к Толево-рубероидному заводу и/или к аэродрому. На аэродроме избирательные округа ни к чему, т.к. люди там не проживают, чего не скажешь за Толевый, см. Избирательный участок № 151:

Сам завод и соседствующий с ним посёлок расположены около железной дороги, т.е. сравнительно низко относительно района ТЦ «Аврора». Двигаясь по улице Авроры от ЖД в сторону одноимённых ТЦ и автостанции, требуется подняться в гору чуть ли не на семьдесят метров:

Обратите внимание, что в перечне домов Избирательного участка № 151 за 1937 год фигурирует и «дом на горе». Вероятнее всего это дом, обведённый красным кружком на спутнике 1965 года:

Восемью годами позже, когда в ноябре 1945 года печатались списки новых избирательных участков, в одном из таких списков фигурируют уже «дома посёлка Толевого завода на горе» — во множественном числе:

Не означает ли эта топонимика, что местность, которая располагалась в районе современных Авроры/Аэродромной, являлась своего рода «нагорной» относительно Толевого завода? Что в двухлетний промежуток времени между пуском самого первого автобусного маршрута с Авроры и строительством а/ст. «Аврора» стартовая площадка для 22-го автобуса величалась как «Нагорная»? Хотелось бы в это верить…

В 1967 году будет решено построить автостанцию, которая располагалась бы на Авроре. Это учитывало не только её соседство с трамвайным кольцом, но и будущую роль улицы Авроры, которая неминуемо возросла бы после строительства Южного моста. Сам мост построили в 1974 году, но работы по нему начались уже в 1967 году. В мае 1967 года будущую автостанцию уже можно разглядеть сверху, чего не было в мае 1965 года:

В путеводителе 1976 года маршрут автобуса № 22 «поумнел» и обрёл привычные названия конечных остановок.

В завершение сей беседы — фото самой а/ст. «Аврора» образца 1968 года:

31 responses to “Когда Аврора считалась горой (Куйбышев до Южного моста)

  1. Игорь, ей-богу, как и в случае Ваших рассуждений о 37-й школе и её местоположении, проще обратиться к документам и печатным источникам. Известный справочник «Улицы Самары». Издательство «Парус», 1997 год:
    Нагорный пер.
    Железнодорожный р-н. Между ул. Аэродромной и Партизанской, в районе автостанции «Аврора».
    ОС-70.
    Весь транспорт до автостанции «Аврора».

    Подставьте вместо «пер» — «Ул» и вся тайна разрешена

    • зато вручную это делать интереснее и там еще столько интересного нашлось, например. веревочная фабрика в Самаре

    • Вероятно, возможные претензии стоило бы предъявлять не в адрес Игоря, а в мой адрес, хотя изначально я не планировал свою заметку в отдельную Тему.

      В списках избирательных округов к Выборам 1965 года в Советском районе (см. «Волжскую Коммуну» от 27.01.65), куда входила территория будущей а/ст Аврора, Нагорный пер. не упоминается. Особенно стоит уделить внимание ИО № 103, который покрывает нынешний район ТЦ «Аврора» и, соответственно, одноимённую а/ст. Там перечислена куча улочек и проулочков, включая целиком улицу Тушинскую и одиннадцать разных переулков, но Нагорного переулка не видать.

      http://www.vkonline.ru/newspaper/1.1.1965

      В истории города был случай, когда один из переулков фигурировал в качестве конечного пункта сразу нескольких автобусных маршрутов — это переулок Специалистов. Если переулок Нагорный действительно существовал, почему его обозвали Нагорной — в женском роде да ещё и при наличии в Куйбышеве одноимённой улицы?

      • ладно тебе, какие претензии? а мне понравился твой розыск по городу
        кстати этот список 1937 года меня просто убил — там одни загадки, начиная от домов, бараков, кончая веревочной фабрикой, которая как говорят была где-то на Дыбенко
        ты больше вопросов родил своей заметкой, чем ответил на один из них 🙂

        • Насколько понимаю, все эти избирательные округа стали порождениями Сталинской Конституции 1936 года, хотя раньше 1937 года в ту же «Волжскую Коммуну» я ещё не заглядывал. При поисках «Нагорной» мне понравилось, конечно, что первому списку округов как раз в ту пору исполнилось 80 лет. Все желающие посмотреть его и, возможно, попытаться сделать топографическую привязку тех улиц, домов и районов к нынешним реалиям, могут легко найти сведения в номерах «Волжской Коммуны» от 2 и от 4 ноября 1937 года:

          http://www.vkonline.ru/newspaper/01.11.1937

          В целом же списки публиковались весьма регулярно и при анализе их динамики можно узнать немало нового по городам и населённым пунктам области. Меня, конечно, прельщал Куйбышев, но наверняка немало интересного найдут и жители Тольятти, Сызрани или Кинеля.

          Списки участков для довоенных выборов можно увидеть в номерах «Коммуны» от 12.05.1938 и от 29/30.10.1939. Участки для первых послевоенных выборов были пропечатаны в газете от 07.12.1945. Далее по сталинским датам — 21.12.1946, 24.10.1947, 06.11.1948 (выборы народных судей), 25/26.01.1950, 20.10.1950, 31.10.1951 (выборы народных судей) и 26.12.1952. В зависимости от того, куда именно выбирали, списки округов имели ту или иную степень подробности.

          При Хрущёве газетные даты будут следующими — 26/27.01.1954, 28.12.1954, 05.01.1957, 17.01.1959, 20.01.1961 и 15.01.1963. Как видно по датам, публикации перешли на двухлетний цикл.

          Брежневские даты за 1965 (26/27.01) и за 1967 (20.01) годы лично для меня особо интересны. Их можно сопоставлять с имеющимися спутниковыми снимками Куйбышева и получать как бы двойную информацию — город на бумаге в виде улиц и номеров домов и город на снимках. При этом даже такое сопровождение иногда ставит в тупик по поводу точной идентификации тех улочек, которые в будущем окажутся снесёнными. Далее следуют газеты за 31.01.1969, 27.03.1971, 24.04.1973, 02.04.1975 и за 17.05/19.05.1977. Это то, что можно взять по Интернету через сайт «Волжской Коммуны», т.к. в период с 1979 по 2007 г.г. этой газеты на сайте нет.

      • «почему его обозвали Нагорной — в женском роде да ещё и при наличии в Куйбышеве одноимённой улицы?» — да кондукторы вон сейчас «ул. Антонова- ОвсИенко» произносят в автобусах и не спотыкаются. И с Нагорной что-нибудь подобное было.
        Всё это чрезвычайно любопытно.

        • Одно дело когда это произносят кондуктора, среди которых попадаются люди малограмотные — сам в автобусах неоднократно слыхал про «ОвсиЕнко», которая не певица, а вторая половина фамилии ленинца-троцкиста. Другое дело когда сие пишется в профильной малотиражке и уж тем более в путеводителях по городу.

  2. Уведомление: 1966. За Самарку на общественном транспорте | За Самаркой·

  3. Тоже сразу на память пришёл Нагорный переулок, здесь на снимках 65-67 годов он как раз посередине между Партизанской и Аэродромной. И он вполне себе просуществовал до конца 90-х годов, когда за забором автостанции в примыкании к улице Авроры ещё оставались пара-тройка частных домов. А что до «улица — переулок», мало ли, может конечная называлась просто «Нагорная». А то у нас буд-то не путают названия даже в официальных и около официальных документах, примеры «улица Высоцкого» — «переулок Высоцкого», на Ташкентской остановка трамвая «Лесная» часто пишут как «улица Лесная» …

      • Сейчас посмотрел у себя «Самарскую газету» за 19.05.2000 года с избирательными списками, там на избирательном участке 843/40 ещё значились два дома по Нагорному переулку №№ 12 и 14. А в 1996 году числился ещё и дом № 13.

        • В 80-е годы мы нередко пользовались а/ст. Аврора и я помню (визуально и вскользь) частный сектор, который стоял на месте будущего длинного «милицейского» дома, но чтобы какие-то из его «деревяшек» дожили до 2000 года? Неужели с ними покончило только строительство ТЦ «Аврора»?

          Известный мне (да и не только мне) Михаил Волчков, работающий в Центральной городской детской библиотеке и исследующий советский период города Куйбышева, поделился по зиме шикарной фотографией а/ст. Аврора, сделанной ориентировочно в 1981 году или несколько позже:

          https://postimg.org/image/3cbjw8611n/

          На плакатах-ромбиках между проезжей частью Авроры и пространством автостанции выражено намерение выполнить решения XXVI съезда КПСС, который проходил в феврале-марте 1981 года.

          • Да просто несколько номеров сохранил с избирательными списками конца 90-х ради интереса, когда ещё газеты выписывали.

    • Меня больше всего веселит остановка «Солнечная» на Ново-Садовой. Некоторые думают, что там пересечение с улицей Солнечной, хотя на самом деле там Ново-Вокзальная, а улица Солнечная идёт параллельно и ниже к Волге.

      Одно время полагал-надеялся, что уж названия остановок у нас приведены в порядок, но как оказалось, «обновляют» их только волевыми решениями по политическим мотивам. В случае Оврага Подпольщиков и Поляны Фрунзе соответствующие остановки переименовали довольно быстро. А только этим летом обнаружил, что бедненький «завод КинАп» как был, так и остался остановкой автобуса №61 на Первомайском спуске, хотя завода нет уже лет 15.

      Плюс, сейчас в Самаре очень много иногородних что кондукторов, что водителей, которые совсем-совсем города не знают. Откуда им знать Антонова-Овсеенко…

      • Для того, чтобы знать про Антонова-Овсеенко, вовсе не является обязательным быть уроженцем нашего города. А насчёт переименований по политическим мотивам можно вспомнить наспех слепленную Крымскую площадь на месте бывшей площади Урицкого.

      • Да что про иногородних говорить, когда например я, всю жизнь здесь проживший, называю свою остановку Плановый институт. Это уже на подкорке записано))) За пост спасибо. Интересная информация. Хотелось бы почитать в будущем про место моего обитания (в пределах улиц Антонова-Овсеенко — Санфировой — 22 партсъезда — Карла Маркса. Насколько знаю частный сектор за Плановым это посёлок от Катька,. Хотелось бы побольше информации про наш район.

  4. Между прочим, если фотокопировать и выложить компактно где-нибудь в Сети все эти избирательные округа за 80 лет, анализ динамики вряд ли окажется безынтересным. Списков-то накопилось штук тридцать, наверное.

  5. На днях вот что подумалось по поводу этого самого Нагорного переулка. На Аврору как на конечный пункт для маршрутов трамваи впервые пришли в ноябре 1963 года, а автобусы в мае 1965 года. Между тем ещё до этого существовал автобус маршрута № 13, ходивший по Авроре (тогдашнему Пятому проезду) мимо будущей автостанции в сторону Южного проезда и Чувашей. По крайней мере, в путеводителе по городу Куйбышеву за 1962 год этот маршрут уже имеется, хотя описан он весьма небрежно.

    https://postimg.org/image/qcmwhtw29/

    До 1962 года улицы Аэродромной не было — не было как такового и перекрёстка Пятого проезда (на тот момент времени — преимущественно в одноэтажном формате) с будущей Аэродромной. Скорее всего остановочным пунктом для автобуса № 13 был как раз Нагорный переулок, в отличие от Аэродромной уже существовавший. Позже этот остановочный пункт стал конечным (ну или начальным) для автобуса № 22. Логистически это место было удобно тем, что оно находилось в трёх минутах езды от ворот автобусного парка Куйбышева на Мориса Тореза.

    Для того же, чтобы отказаться от переулка в названии, потребовалось строительство а/ст Аврора, «забившей» переулочек своей общегородской известностью.

  6. Иногда школьные автобусы всё-таки были:

    https://postimg.org/image/bpi9jdehz/

    Я консультировался насчёт фотографии Бобруйской с автобусом — есть мнение, что там изображён не ЛАЗ, а ПАЗ, т.е. не автобус 13 маршрута, а либо школьный либо какого-нибудь водителя, здесь поблизости живущего.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s