Куйбышев. Застройка Черновских садов и ДОСААФ

застройка Гагарина, начало 1960 гг. фото Аnna — Liza

Евгений Альмяшев продолжает по крупицам воссоздавать картину застройки Куйбышева. Сегодня под его прицелом микрорайоны ДОСААФ и частично Черновские сады в Советском и Железнодорожном районах областного центра.

— В номере «Волжского комсомольца» за 27.07.1960 г. целая страница была посвящена будущему нашего города. Особый интерес я нашёл в том, что здесь же был размещён фотоснимок макета грядущей застройки микрорайонов ДОСААФ.

 

Для начала прокомментирую цветовую привязку линий к улицам. Красная линия — ул. Гагарина, жёлтая — Мориса Тореза, зелёная — Аэродромная, синяя — Партизанская, розовая — Авроры, голубая — Волгина, фиолетовая — Революционная и белая — Дзержинского.

Что можно извлечь из этого макета? Прямоугольники, занимаемые на Авроре уже имевшимся автобусным парком и будущей автостанцией, к застройке не предполагались. На Партизанской можно разглядеть квадратные пятнышки будущих девятиэтажек. Улицу Дзержинскую уже тогда решили не доводить до пересечения с улицей Гагарина, хотя по логике в бытность Дзержинской Первым проездом она была обязана доходить до Чёрновского шоссе — иначе какой же это проезд?

Также мы видим и бульвар по Второму проезду — Революционной (а одним из вариантов для названия этой улицы был как раз вариант улицы Бульварной) и незастраиваемое пространство в районе Дома Молодёжи. Там планировалась небольшая зелёная зона.

Район на макете, относящийся к Аэродромной в районе нынешнего ТЦ «Аврора», изначально планировался к более интенсивной застройке. В будущем свои поправки внесут Кардиоцентр и здание ДОСААФ. Особое внимание обращает то, что Аэродромную хотели застроить на всём её протяжении от Авроры до Дзержинской. Если бы эти планы были выполнены, трамвайное кольцо Авроры вряд ли бы удалось разместить там, где оно реально оказалось в 1963 году.

Гагарина, еще без зелени

Второй нюанс — проезжая часть Аэродромной завершается на перекрёстке с Дзержинской. Там, где сейчас идёт изгиб трамвайной линии мимо мебельной фабрики и городского кладбища в сторону Тухачевского, мы видим тупик. По сумме всего вышесказанного могу выдвинуть гипотезу — макет застройки составлялся исходя из того, что территория ещё не планировалась к её соединению со старой частью города трамвайными маршрутами. Соединение бы осуществлялось за счёт автобусных маршрутов, идущих от Московского шоссе и Гагарина по Революционной. Вот из-за чего на макете нет соединения Аэродромной с Тухачевской и нет места для трамвайного кольца у Авроры.

 

11 responses to “Куйбышев. Застройка Черновских садов и ДОСААФ

  1. Спасибо, очень интересно! Особенно понравилась фотография «Гагарина, ещё без зелени». Такие фотодокументы потрясающе передают дух времени, им цены нет. Хотя и грустно их смотреть: сейчас этому ребёнку уже далеко за 50, а большинство из взрослых со снимка, вероятно, уже в мире ином…

  2. Фотки шикарные. Утащил к себе сразу же. Разворотная петля трамвая на Уссурийской доставляет.

    «Волжская Коммуна» от високосного 29 февраля 1964 года — репортаж об открытии кинотеатра «Весна»:

    https://postimg.org/image/754omfugnf/

    • Ирине будет приятно прочитать твою оценку ее фото 🙂

      пионеры у директора Весны — это класс, в 22 школе у меня сын 5 классов учился

        • Игорь все мои фотки отсмотрел и отобрал, что нашёл интересным. А фотографии эти делал мой папа, Константинов Александр Сергеевич,инженер-конструктор завода Фрунзе. Он умер в 1988 году, а мама — стоящая справа женщина в светлой косыночке — в 2012м. Вот.

          • Ирина, большое спасибо за то, что сохранили эти замечательные фотографии и делитесь имя с нами.
            Дай Бог Вам здоровья.

    • в фойе продавали мороженое в вафельных стаканчиках, накладывали и взвешивали. вспомнила, аж расстроилась.

  3. У меня отец от 24-го завода получил «двушку» с окнами на стадион «Восход» в конце 1988 года. Мы переехали за несколько дней до армянского землетрясения.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s