Фабрика, рожденная Линдовской железной дорогой

Евгения Альмяшев делает очередные краеведческие открытия, опираясь на публикации в старых газетах города Куйбышева:

-Хочется немного порассуждать о Линдовской железной дороге применительно к шоколадной фабрике «Россия». Начну с собственной невнимательности. Заключается она в том, что я только с чужой подачи заметил простенький внешне факт: трасса Линдовки на подходе к проспекту Кирова (со стороны Средневолжской) во 2-й половине 60-х годов была изменена из-за того, что старая трассировка частично попадала в зону строительства «шоколадки». Сравним 1965 и 1981 годы:

Я состою в Группе ВК, посвящённой Линдовке, а народ там весьма упёртый (в хорошем плане) и регулярно делает наводки на артефакты типа Постановления Куйбышевского обкома о строительстве будущей Линдовки (1942). Дорогу построили весьма оперативно, так что в 1943 году её уже могли фотографировать немцы.

Когда в 1966 году было принято решение о строительстве в нашем городе шоколадной фабрики, в расчёт принималась и удобная логистика с точки зрения доставки сырья на будущую фабрику и отправки готовой продукции с фабрики же. Вот что по этому поводу писала «Волжская Коммуна» в апреле 1968 года, когда ожидалась интенсификация строительства на фабрике:

Наличие готовой железной дороги позволило возводить «шоколадку» именно там, где она сейчас стоит. Без Линдовки её разместили бы в совершенно ином месте и не факт, что где-нибудь в Куйбышеве — возможно, был бы выбран другой город вообще. Заодно вспомним, что сейчас Линдовская железная дорога разобрана на большем протяжении своего былого пути, но её отрезок от «шоколадки» до станции Средневолжская исправно работает по сию пору.

Сама же дорога недавно была предметом судебных споров, из которых можно узнать кое-какие данные и о ней и о «шоколадке». Итак, решением исполнительного комитета Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся от 03.02.1966 г. № 54 «Об отводе земельных участков предприятиям, учреждениям и организациям под строительство» на отдел по делам строительства и архитектуры возложена обязанность по отведению Куйбышевской кондитерской фабрике земельного участка площадью 8 га в Кировском районе, к северу от металлообрабатывающего завода [это опытно-экспериментальный завод, на котором я проработал шесть с половиной лет], для строительства специализированной шоколадной фабрики. Данным решением № 54 Куйбышевской кондитерской фабрике предписывалось осуществить перенос существующей железной дороги Государственного подшипникового завода № 4 [т.е. Линдовской железной дороги], ныне [в 2016 году] принадлежащей на праве собственности ООО «Меридиан».

Проектом был предусмотрен перенос железнодорожной ветки, принадлежащей 4 ГПЗ с отведенного участка за пределы участка фабрики в сторону Сад-совхоза [будущего XII мкр.]; проектом предусмотрен и перенос существующей нагорной канавы [построена в 1949 году, см. газету «Волжская Коммуна» от 22.11.1949], тоже в сторону Сад-совхоза. Учитывая, что ранее отведенная площадь земельного участка для строительства шоколадной фабрики в размере 8 га была недостаточна, Главный инженер Куйбышевской кондитерской фабрики обратился с просьбой от 23.08.1966 г. № 4070 в отдел по делам строительства и архитектуры при Куйбышевском облисполкоме об отводе дополнительного земельного участка, смежного с ранее отведенным.

В ответ Решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся от 13.10.1966 г. № 586 «О дополнительном отводе земельного участка Куйбышевской кондитерской фабрике для строительства шоколадной фабрики» в Кировском районе на углу Кировского шоссе и ул. Ново-Сызранской [т.е. пр. Кирова и пр. Карла Маркса соответственно] был отведен дополнительный земельный участок площадью 2,5 га для строительства шоколадной фабрики с изъятием у садсовхоза № 1.

Железнодорожные пути были построены среди прочих объектов комплекса шоколадной фабрики и были приняты в эксплуатацию на основании Акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством комплекса шоколадной фабрики в г. Куйбышев, утвержденного Министерством пищевой промышленности СССР от 30.12.1969 г. Было указано также, что «железнодорожные пути нормальной колеи внутриплощадочные выполнены с врезкой стрелки примыкания к ветке ГПЗ-4. Предусматривается подача грузов к складу какао-бобов и складам молока и сахара /пути № 3-4/, к мазутонасосной /путь № 7/ и от склада готовой продукции /пути № 8-9/. Обслуживание путей и стрелок осуществляется фабрикой.»

Читать решение Арбитражного суда

Согласно справки об обеспечении фабрики железнодорожными путями, являющейся Приложением № 14 к указанному Акту приёмки в эксплуатацию подъездные железнодорожные пути № 1-2-3-4-5-7, стрелочные переводы 1-2-3-4-5 и улавливающий тупик № 6 находятся в эксплуатации. Сейчас за «Нэстле» (шоколадкой) закреплено 2208 метров железнодорожных путей.

Реклама

4 responses to “Фабрика, рожденная Линдовской железной дорогой

  1. Предположу, что промышленные объекты, обслуживавшиеся Линдовской железной дорогой, можно разделить на две категории. Первая категория — предприятия, существовавшие до начала строительства Линдовки. Именно в их интересах её и возводили — 4 ГПЗ, заводы имени Масленникова и Тарасова, а также скорее всего механический завод «Сокол» возле улицы Революционной.

    Вторая категория — предприятия, обязанные своим размещением уже существовавшей Линдовке. Про «шоколадку» уже написано. Сюда же можно отнести Дом Печати, бывший АБЗ на Советской Армии (сейчас там институт связи ПГУТИ) и, наверное, Самарскую ТЭЦ около XV мкр. Завод «Металлург» в этом список не включу, поскольку он расположен вблизи основного хода железной дороги Самара — Жигулёвское море и был бы охвачен стальными путями при любом раскладе.

    В «Волжской Коммуне» за 27 декабря 1959 года была опубликована здоровущая статья про будущее строительство Дома Печати. Наличие железной дороги, позволяющей подвозить на прирельсовые склады порядка 16 тыс. тонн бумаги в год, было оговорено в статье особо:

    https://postimg.org/image/60h065l3u3/

    • мы сегодня на одном из заводов смеялись над стращилками Кошелева перекрыть жд — там одни электрички ходят 🙂

      • Иногда и товарные поезда имеют там место. А перекрывать ЖД — гиблое дело: вот не успеет затормозить электричка, особенно если выскочит из-за поворота от Ягодной, и … ?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s