Когда поэты пели о преображении родного города

эту редкую книгу может получить гость блога

В моих руках уникальная книжка — это стихи Самуила Эйлдина (в то время еще не члена Союза писателей) и Сергея  Кошечкина о Куйбышеве конца 1950 годов, издана в 1962 г. Раньше я уже несколько раз рассказывал про нее, а теперь могу и подарить один экземпляр книги тому, кто первым сделал на нее заявку здесь в комментариях.

Однако самого меня поразило в ней другое — отношение волжских литераторов к тому преображению Куйбышева, которое шло в те годы. По сути дела Эйдлин и Кошечкин вдвоем выступали тогда в роли местного Маяковского, горлопана и агитатора. Хотя если исходить строго из контента книги (там описано возведение  только одного дома на Льва Толстого) — размах того же жилищного строительства в городе, до начальства поквартальной застройки города хрущевками,  был явно не того масштаба, что мог вызывать творческий энтузиазм.

когда после длительного перерыва приезжаешь в центр Самары, где появилась брусчатка, город кажется тебе обновленным

И тем не менее именно этот самый, не показушный энтузиазм Эйдлина и Кошечкина в старой книге вызывал у меня вопрос — а почему профессиональный цех самарских литераторов молчит сегодня? Их не радует как идет обновление нашего города перед мундиалем? Или им нечего сказать? Тогда можно провести конкурс среди молодых авторов…

10 responses to “Когда поэты пели о преображении родного города

  1. Пишу не ради книжки, так как она у меня где-то стоит на полках, а что бы покомментить 🙂
    1. Лично мне брусчатка на троттуарах очень нравится. Всё лучше, чем потрескавшийся асфальт. И действительно, город начинает выглядеть обновленным. Правда, посмотрим, как будет года через два-три (морозы, наледи, ремонты коммуникаций с последующим восстановлением покрытия ????). Время покажет.
    2. Кажется, поэзия в Городе на реке…, а также и в Стране, да и во всём Мире, умерла. Последние поэты были шестидесятниками (Евтушенко, Вознесенский и Ко), ну и может еще Высоцкий (???).
    Поэзия умерла, потому что «умер» читатель, ценитель поэзии.
    Плохо это или хорошо? Сказать сложно. Думаю, что просто дань моде, Времени.
    Ну, это как с бальными танцами. Нет раутов, балов и пр., а значит и танцевать мы (начиная с нашего с вами поколения и лет на десять старше) в большинстве своем не умеем. Даже относительно простые танцы, такие как вальс, фокстрот. Вспоминаю дискотеки семидесятых (первую у нас в школе устроили где-то классе в седьмом). Кроме тряски под попсу уже ничего не могли 😦
    Так же и с Поэзией, наверное. Серьезная прозаическая литература, безусловно, измельчала. По правде сказать, она уже лет сто, как измельчала, но всё же сохранилась до наших дней. Да тот же Пелевин с Генерацией Р. Можно, наверное, еще назвать современных писателей прозаиков. А вот поэтов, так точно нет 🙂
    Нет, ну может быть и есть кто-то чуть ли не уровня «Серебряного Века» 🙂 но только никто его не знает 😦

    Впрочем, мои рацеи не означают, что «…Искусство умерло». Нишу Поэзии, вероятно, заняло что-то другое… ???

    • ну, как бы вам ответить… не совсем так
      в Самаре работал великий поэт Михаил Анищенко. он не умел торговать собой и потому периодически жил в нищете. но его даже Евтушенко великим называл — правда, правда. вот здесь его можно почитать https://www.facebook.com/search/top/?q=%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D1%88%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%85%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
      есть еще поэзия Лейбграда, Лейхциера, но первый мне не нравится, а а второй еще философ и оппозиционер, его не читал, потому говорить не буду, но факт, что некоторые знакомые дамы в возрасте очень от Лейбграда экзальтируются
      есть еще поэты Георгий Квантаришвили и Кузьма — о них писал в блоге

      • Прочитал о Михаиле Анищенко и, конечно же, его стихи. Безусловно, я не спец. по поэтике и далек от литературоведения. Однако ж, в юности очень любил поэзию. Сам стихосложением не грешил, больше «стихоплетством» 🙂 . Однако здоровую поэзию всегда любил и одно время, еще в студенчестве, неожиданно для себя увлекся Лексическим языкознанием (хохма, сам себе удивляюсь, чем тогда увлекался 🙂 ).
        У Анищенко, безусловно, очень лирический слог. Тем более, что несколько лет он прожил «на той стороне» Волги (Шелехметь), природа и пейзажи которой, уж поверьте, настраивают на соответствующий лад. (У меня от Василей, например, с их гривами и протоками иной раз просто «крышу сносит»).
        Однако, всё-таки, Анищенко, поэт региональный, не более. Очень много подражательства, «есененщины», если хотите. Но Есенин, так же как и Рубцов, первыми были и им дозволено.
        Ну и, кроме того, на мой взгляд, в поэзии, в отличие от прозы, иногда более важна форма, а не содержание. Звукопись важна, лексические повторы, на уровне начальных слов или в окончание строки. Иногда повторение некоторых согласных почти в каждрм слове строки так «бьёт по мозгам читателя», что даже содержание на второй план уходит.
        А у Михаила Анищенко стих классический. Так, наверное, и нужно, но он здесь — один из многих. Далеко не первый.
        Продолжаю считать, что «Поэзия умерла».
        Впрочем, может я и ошибаюсь 🙂

  2. Игорь завтра приеду за книгой давно ее хотел.Кстати у меня есть книга «207 портретов одного города» с коментами Лейбграда мое мнение они ее не абсолютно не красят.

  3. Замечательные фотодокументы для иллюстрации преображения города Вы выбрали.

    Плиточка с песочком поверху. Красота! Прохожие в течение первой недели будут по колени в пыли, но это разве страшно? И ничего, что плитка эта не доживёт до весны — красиво зато. И слава Богу что не асфальт!

    Безвкусный новодел, вытесняющий историческую среду. Правда, скромноват он размерами — я бы поднялся чуть дальше по Вилоновской (или просто повернул бы фотоаппарат) и снял бы ту самую уродливую стеклянную 30-тиэтажку. Настоящая доминанта! Где ещё такую найдёшь, окромя Ленинского района Самары? Правильно, нигде. Ибо нигде больше городские власти над историческим центром города так издеваться не дают, только в Самаре. Да и переднеплановый угловой дом вроде бы не красный раньше был, но это уже мелочи.

    Преображение города в последние 15, а особенно последние 5 лет, идёт прямо-таки ударными темпами. Действительно, ну как можно не воспевать в одах этот город? Непонятно…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s