На Красной Глинке планировали отдельный город энергетиков

Еще в начале нулевых делая интервью с бывшим начальником городской торговли  Куйбышева Владимиром Березиным обратил внимание на его слова о Красной Глинке — (он руководил там райторгом в начале 1950 гг.):

— это был как бы отдельный город, у него была своя жизнь…

Потом Евгений прислал заметку Волжской Коммуны  от 2 июля 1939 года и тогда пазл окончательно сложился, газета писала:

— Все отчетливее вырисовываются контуры  нового социалистического города строителей Куйбышевского гидроузла на Красной Глинке. В лесах вырубаются улицы, строятся гудронированные дороги, быстро растут огромные кирпичные здания…».

Значит Управа и Красная Глинка задумывались в 1930-х годах точно так же как потом Тольятти в качестве отдельного города энергетиков.

Ну, а теперь предоставляю слово Жене…

И всего-то просмотрел «Волжскую Коммуну» за четыре месяца 1939 года (июль — октябрь), а информации по Гидроузлу и связанным с ним делам более чем. Вообще удобная маскировка — объяви стройку ГЭС и возводи под это дело хошь БТЭЦ хошь Красноглинскую ЖД хошь Мехзавод. Итак …

Номер от 2 июля — текущие дела Гидроузла.

Номер от 4 июля — планируем мост через Волгу.

Номер от 28 июля — планируем ЛЭП через Волгу.

Номер от 12 августа — роем котлован для котельной БТЭЦ, причём на фотографии уже есть две неслабые постройки. Планировалось ведь, что полное завершение Гидроузла состоится в районе 1948 года — до того энергоснабжение стройки должна была вести как раз БТЭЦ.

В том же номере была опубликована статья о проблемах дорожного сообщения между Куйбышевым и Безымянкой. Будущее Чёрновское шоссе (улица Гагарина) было очень нужным. Существовавшая же дорога (судя по картам НКВД — Безымянское шоссе) по своему дорожному покрытию оставляла желать лучшего. Обратите внимание — по озвученному направлению автотранспортом (а это преимущественно грузовики, способные перевозить 1,5 или 3 тонны груза) за год транспортировалось порядка 220 000 тонн разных грузов.

Номер от 21 сентября. Текущие дела Гидроузла. Между прочим, к 1 августа пущено движение по ЖД Безымянка — Красная Глинка. Длина у дороги марафонская (42,5 км). В первый месяц работы этой ЖД перевезена 59 301 тонна грузов. Если сравнить данный тоннаж с тем тоннажём, который шёл по Безымянскому шоссе на грузовиках, то ежемесячный пересчёт даст перевес ЖД над автотранспортом в 3,23 раза. Возможно, моё сравнение топорно, т.к. это два разных маршрута (Куйбышев — Безымянка и Безымянка — Красная Глинка), однако цифры показывают, как удобно возить грузы по ЖД. В статье также сообщается о том, что построено Красноглинское шоссе (вероятно, от нынешней развилки на Мехзаводе) и что строится Кировское шоссе.

Номер от 11 октября. Кировское шоссе построено, Красноглинское шоссе сфотографировано. По ДубльГИС 8 км — это как раз от Самолёта до трамвайного кольца БТЭЦ:

Номер от 16 октября — планы по развитию Гидроузла на 1940 год

Номер от 21 октября. Мехзавод — тот самый, который расположен в районе платформы Козелковская и нынешнего «Кошелька». В годы войны он будет выпускать бронекорпуса для Ил-2:

Реклама

15 responses to “На Красной Глинке планировали отдельный город энергетиков

  1. Отдельный город на Красной Глинке — вероятно, это из той же серии планов, когда хотели сделать отдельный город и на Безымянке. В блоге Другой Город упоминается докладная записка, сделанная сразу же после войны первый секретарём Куйбышевского обкома и направленная в Москву. В неё предлагалось все предвоенные и военные новострои типа Безымянки и Красной Глинки объединить в отдельный город под названием Жигулёвск. Если бы этот план сбылся, Куйбышев стал бы чем-то вроде Старого Города Тольятти.

    Не знаю, насколько эта версия правдива, но я только сейчас обнаружил, что Жигулёвск был бы логичен именно для объединённой Безымянки и Красной Глинки — если бы отделяли одну Безымянку, то ей до Волги и до вида Жигулей было бы ой как далеко. Северо-восточная граница города Безымянка вряд ли бы прошла дальше полосы отчуждения Линдовской железной дороги… Правда при таком раскладе делать отдельным городом нынешний район Мехзавода-Управы-Глинки был бы смысл лишь в том случае, если бы тогда же нарисовалось нечто вроде Кошелева.

    Ну а реальный Жигулёвск появится в 1949 году, вблизи реального место Гидростроя, так что это название будет неразрывно связано с плотиной ГЭС..

    • вот прикольно — старый Куйбышев, а по его периметру бегают толпы одичалых активистов, которые сражаются за каждую деревяшку начала 20 века

    • Евгений, стоит признать,что у Вас, — на основе открытых источников, — правильный, весьма приближенный к реалиям подход к изучаемой теме. В свое время подобную методику использовал Ким Филби.

      • Мне проще — у Филби не было персональных компьютеров, Интернета, да и ответственность у нас разная. )))

        Вот чего мне не хватает — так это снимков (спутниковых или с У-2 типа Пауэрса) нашего города где-нибудь 50-х — начала 60-х годов, т.е. до застройки того микрорайона, где я живу.

  2. Любопытно провести аналогии между Куйбышевым и Уфой. Там тоже была своя «Безымянка» — Черниковск, получившая название от села Черниковка близ Уфы. Подробностей пересказывать смысла нет — они в Википедии имеются. В 1936-1944 данная местность входила в состав Уфа, затем её вывели в отдельный город Черниковск (т.е. сделали то же , что предлагалось товарищем Жаворонковым), но летом 1956 года вновь слили два города в одну Уфу. В Уфе в годы войны тоже имелась футбольная команда с названием «Крылья Советов» и представляла она как раз Черниковск. [Встречал инфу о том, что в начале мая 1945 года наши «Крылья» должны были сыграть товарищеский матч в Черниковске с «Крыльями» тамошними, но по причине капитуляции Германии две команды дружно перепились.]

  3. Ещё две заметки из «Коммуны» сорокового года, касающиеся Красноглинской железной дороги. В номере за 16 июня дана фотография поезда с дороги на фоне красноглинских красот, а в номере от 4 августа (ко Дню Железнодорожника) приведена кое-какая статистика по дороге:

    https://postimg.org/image/eoztu418l/

    https://postimg.org/image/ny2048a4l/

    9 августа 1939 года — дата прибытия первого поезда на станцию Красная Глинка. Техническая скорость для дороги весьма невелика — 18 км/ч. Если предположить даже, что составы для Гидроузла формировались не на Безымянке, а на Сортировочной (нынешней Средневолжской; это сокращает длину поездки с 42,5 до 38,5 км), длительность поездки превысила бы два часа, если только машинист не кривоносовец.

    За расшифровкой показателей веса поезда (294 и 334 тонны) я обращался к знакомому железнодорожнику. Веса бывают разными, но по его мнению в данном случае подразумевался вес вагонов (тара + груз), но без учёта веса локомотива. Если взять двухосную платформу в весом тары в 9,5 тонн и с грузоподъёмностью в 20 тонн, то составчики получаются в 10-11 вагонов. Рекомендованная мне марка паровозов для этой ветки — паровозы серии «Э».

  4. подскажите а пригородное движение вообще было или нет по ст красная глинка

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s