Конец бараков Машстроя

Евгений Альмяшев предлагает свою «машину времени», чтобы отследить как менялся Машстрой, родившийся в годы экстренной эвакуации военных заводов Тулы в Куйбышев:

Место, где в Самаре сходятся улицы Гагарина и Победы, видится мне весьма интересным. Нестандартная сетка улиц, близость железной дороги и Кировского депо ТТУ, разнообразные дома от разнообразных застройщиков. Ежели посмотреть на этот район сверху вниз, от улицы Советской Армии, панорамность обзора будет обеспечена. Снимок 1961 года:

Дом под номером один по улице Победы строился в два захода. В 1957 году ту его часть, которая выходит фасадом на Победы, построил завод «Строммашина». В 1961 году 9 ГПЗ возвёл вторую часть этого дома, выходящую окнами в сторону разветвления Победы — Гагарина — нынешнего сквера Самарских Космонавтов. Процесс строительства второй части и отражён на фотографии. Общежитие по Победе, 3 также находилось на балансе «Строммашины» и в дни выборов являлось местом для голосования избирателей, приписанных к здешнему избирательному округу. Вот список, датируемый январём 1965 года:

А вот спутниковое сопровождение этого списка с указанием границ округа:

Многоугольник в границах между Гагарина, Победой и Кировским депо — это квартал 587. В нём, а также и в соседних кварталах отметились строительные цеха сразу нескольких куйбышевских заводов. Это имело место как в «спутниковые» периоды, так и позже. Если взять снимок от июня 1966 года, то некоторая динамика за неполные полтора года будет налицо:

Дом по Гагарина, 128 со встроенной стоматологической поликлиникой строился заводом аэродромного оборудования «Старт». Фундамент для дома по улице Победы, 5 готовился заводом «Металлист». Этот же завод наметил в соседнем квартале строительство общежития по Днепровской, 5.

На следующий год (май 1967 года) внешний вид данного района будет таким:

Оба жилых дома, про которые писалось годом ранее, уже готовы, а вот общежитие ещё не доведено до конца. Завод «Старт» занимался новым домом по Гагарина, 126. В одном из соседних кварталов возводится дом по 2-му Безымянному переулку, 3 А.

Список к выборам от января 1967 года может иметь некоторые отличия от спутника мая 1967 года (для новостроек четыре месяца — это немало), но привести данные стоит:

А вот и снимок дома по Гагарина, 126 из многотиражки «Старта» от 04.11.1967 г.:

При сравнении с нынешней застройкой можно убедиться в том, что полвека назад в квартале 587 хватает пустот. Строить было где. 12 августа 1968 года многотиражка 9 ГПЗ сообщило о планах по строительству дома на Гагарина, 124, причём его угловая часть должна была иметь аж 12 этажей. Учитывая, что на тот момент времени в Куйбышеве не было сдано ни одной двенадцатиэтажки, планы подшипниковцев не могли не впечатлять:

Само собой, стройка оказалась очень сложной и продолжалась до осени 1971 года. Строительный кран мог работать на высоте не выше десяти этажей, поэтому народу пришлось выкручиваться ради достижения заветной дюжины. Розоватого цвета дом вышел знатным. В будущем он будет систематически позировать для самых разных газет.

В «спутниковый» период не были построены два здания общежитий по Победе, 7 А. Фотографий с его строительства у меня нет, но я подозреваю, что как раз об этой застройке писала многотиражка «Строммашины» в номере от 05.08.1968 г. Речь шла о строительстве в районе остановки «Стахановская», которое велось совместно «Строммашиной» и заводом координатно-расточных станков (ЗКРС). Через дорогу от этого места находится дом по Победе, 10, который строился как раз для работников ЗКРС и оказался настолько «няшным», что о нём упоминается в книге «81 архитектурный шедевр».

Неподалёку от всего этого в 1980 году был возведён оригинальный дом-«трилистник» (Победа, 8 Г) для железнодорожников, см. «Волжскую Коммуну» от 03.09.1980 г.:

Тот район, который соседствует с местом «впадения» улицы Промышленности в улицу Гагарина, относится к «Металлисту» и застраивался преимущественно им. Если в 60-е годы там было немало бараков …

… то в 70-е на их место пришли дома в пять и в девять этажей (снимки домов по Промышленности, 313 и по Гагарина, 171):

И ещё об одном доме необходимо упомянуть. Это «свечка» по XXII Партсъезда, 10, которую строил завод «Прогресс». Ранее предприятие выкладывало дома в пять этажей ростом, а тут было решено сделать эксперимент с девятью этажами. Многотиражка «Прогресса» от 17.02.1970 г.:

Там же, от 18.08.1970 г. — «нулевой цикл:

Там же, от 27.02.1973 г. — эксперимент удался:

В 1973 году этот дом будет мелькать и в областных изданиях. Позже, когда у его подножия начнут строить станцию метро «Победа», ракурсы съёмок станут ещё более изощрёнными:

Что уж говорить — интересные места!

Реклама

14 responses to “Конец бараков Машстроя

  1. Со слов соседей машстроевские новостройки появились благодаря военным действиям в какой-то банановой республике. Зенитки в обмен на дефицитные в СССР бананы, бананы в обмен на кирпич и т.д.

  2. Меня в детстве интриговал вопрос, почему весь транспорт по пути из центра на Безымянку сворачивает влево с Гагарина на Победу, и что находится там, где продолжается Гагарина (если поехать прямо).
    Потом спустя много лет я стал сам часто ездить прямо по Гагарина до упора, через кольцо на 22-м, потом по Кр. Коммунаров и Физкультурной. Это позволяло в часы пик быстрее добраться до района Пугачёвской и в Восточный посёлок, объехав стороной традиционные пробки (у метро Победа и от метро Безымянка до пр. Кирова).

    • Ну так диагональный переход с Гагарина на Победы сложился как бы исторически, в роли кратчайшего направления из старой части города на Безымянку. Предположу, что в годы войны на отрезке Гагарина от Победы до XXII Партсъезда не было ничего окромя машстроевских бараков.

      • Спасибо за труды! Вот давно хотел спросить — дореволюционная дорога в Смышляевку как точно проходила? Как Гагарина — Победы — Аэроп.шоссе или Гагарина — Физкультурная? Или вовсе по Вольской (не случайно на картах 1930-х на этой дороге обозначена будущая больница Семашко).

        • Такое ощущение, что эта дорога шла в районе Дыбенко. Больницы же имени Семашко на довоенных картах по логике быть не должно.

          • Нехорошев рассказывает, что в до революции в районе Космопорта на Дыбенко была фабрика джутовых канатов, но мое ощущение от этой местности, что там всегда сады были
            хотя кто-то пруд на Булкина до революции и выкопал зачем-то

        • Если ориентироваться на карту 1940 года, то начиналась она примерно от пересечения современных Дыбенко и Революционной. И далее шла «под углом» до пересечения нынешних Победы и проспекта КИрова.
          http://www.retromap.ru/m.php#l=0020090&r=1419401&z=15&y=53.218280&x=50.256951

          • Интересно, почему в будущем от этой дороги отказались?

  3. Спасибо за интересную статью!
    Добавлю от себя ту самую статью из книги «81 архитектурный шедевр». Автор дома то ни кто-нибудь, а сам Петр Щербачев, построивший, например, Штаб ПриВО.

    Жилой дом,ул. Победа, 10
    Щербачев П.А.
    1951-1955

    «Это сооружение является свидетельством перехода от сталинской классики к функционализму периода массового строительства. При разработке квартала завода координатно-расточных станков архитектор проектирует 3 дома, из которых лишь один, являющийся римейком предыдущего (речь идет о доме железнодорожников — Арцыбушевская, 34а) описанного сооружения, был построен.

    Вместе с существующим 4-х этажным домом Главметаллосбыта он представлял собой начало ансамбля улицы Победы, выполненного в сталинской классике. В отличии от дома на ул. Арцыбушевской средняя секция отодвинута от красной линии и поднята до 5-ти этажей, а первый этаж в ней выделен аркадой витрин
    магазинов. Начавшаяся борьба с излишествами привела к
    упрощению архитектуры этого дома: парадным фронтоном
    и открытыми балконами по бокам центральной секции, лепниной с растительным орнаментом и стилизованной аркадой
    пришлось пожертвовать».

    Непонятно только, что это за дом — «4-х этажным домом Главметаллосбыта». Есть идеи?

    • странно 100 раз читал эту книгу, а вот дом Щербачева там пропустил, про 4 этажку на месте надо смотреть, по карте это только 1 безымянский пер. 1, 15

  4. «Волжская Коммуна» от 20.10.1939 г. Проблематика общежитий. Что меня удивило — уже в 1939 году применительно к району Машстроя существовал термин «Машстрой». То, что соседний завод «Старт» разместился на месте артели «Ход», я знал, но выходит, что и «Металлист» высаживался не в голой степи.

    https://postimg.org/image/ny1xhxfn7/

    • клуб кирзавода №6 — его снесли не так уж и давно — в районе Позорного нам про него рассказывали

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s