Самарский интернационал — как заселялись села 63 региона

старинная церковь в Красносамарском (Моче)

старинная церковь в Красносамарском (Моче) — ее видно километров за 10 от села

Сегодня в МИРе состоится расширенное заседание комиссий областной Общественной палаты, регионального штаба ОНФ , силовых структур в 63 регионе с участием ГФИ по Самарской области. Будут рассматриваться вопросы в т.ч. противодействия использования информационных технологий для пропаганды ксенофобии и национализма.

А я вот подумал какое-такое противодействие, на какой базе — они сами то хоть понимают о чем будут говорить — еще недавно в Самаре, под рецензией Петра Кабытова, издавали книги, на мой взгляд, пропагандирующие сепаратизм. Что же до национализма, то даже картина заселения Самарского края представителями разных губерний Российской империи изучена и представлена в сети крайне плохо. Похоже у нас нет хороших этнографов — все рвутся только противодействовать (за это, видимо, больше платят). Даже на сайте Губернской думы выложены какие-то детские и скудные сведения по чувашам в регионе (здесь), мордве (здесь), татары сами формируют свое информационное пространство (здесь). Что же касается русских, то руководство их национальные организаций было больше увлечено Русскими маршами, а еще раньше борьбой с «происками сионистов».

Поэтому свои поиски того, как заселялся наш край в 18-19 веках я провел по малотиражным районным изданиям, рассказывающим про историю Кинельского, Богатовского и Нефтегорского районов.

И вот что получилось:

В конце сентября 1738 года на реку Самара с реки Моча переведены казаки-татары, которыми была основана слобода Мочинская, ныне село Красносамарское…

Село Домашка (Никольская слобода) основано в 80-х годах 18 века Поселение основывали отставные казаки Красносамарской крепости. В 90-х годах  18 века большая группа переселенцев из Курской, Орловской губерний, украинские и мордовские крестьяне из Тамбовской губернии поселились в Домашке

село Новый Сарбай основано в начале 19 века переселенцами, мордовскими крестьянами с Правобережья Волги

село Георгиевка, основано в начале 19 века переселенцами (мордва, чуваши) с Правобережья Волги и из Пензенской губернии.

село Съезжее возникло в 1787 году, начальное население составили русские и мордва. Русское население в основном принадлежало к однодворцам, всего его имелось в 50 дворах 130 человек, мордовские крестьяне которых было 343 человека, населяли 59 дворов

на военном мемориале в Красносамарском практически все фамилии русские

на военном мемориале в Красносамарском практически все фамилии русские

село Виловатое возникло в 1787 году, начальное население составляли русские и мордва. В 1796 году в деревне насчитывалось 34 двора русских удельных крестьян (196 человек) и 26 мордовских дворов (259 жителей), село делилось на 2 части — русскую и мордовскую

село Максимовка возникло не позднее середины 1787г. начально население составляли русские и мордва, на начальных этапах своего развития Максимовка являлась преимущественно мордовским поселением, число русских дворов составляло 7 (63 человека), мордовских — 29 дворов (239 человек).

село Богдановка, основано переселенцами из Маршанска Тамбовской губернии, — поселок Хохлы (ныне Кравцевский) входящий в сельское поселение Богдановка заселен переселенцами с Украины

село Бариновка (изначально Баровка) основано в 1780 году, жителей всех считалось 700 человек, из них 250 малороссиян, остальные выходцы из Тамбовской, Воронежской, Курской и Харьковской губерний.

Всего же Бузулуский уезд, ранее входивший в Самарскую губернию, населяли крестьяне из 24 губерний Российской империи. Самый большой поток переселенцев был в 1825-1834 годах.

Переселившиеся по приглашению правительства крестьяне получали от последнего от 50 до 100 рублей ассигнациями на семью, в лесистых местностях — по 25-50 бревен на постройку дома, а в степной местности вместо леса деньгами — 40-50 рублей. Некоторым переселенцам выделялись казенные подводы для переезда, в течение 3-х лет переселенцы не платили налогов из них не брали рекрутов в армию, в последующие 3 года налоги уплачивались в размере 50%.

По переписи 1884 года в Бузулукском уезде русских — 360192, башкир — 7422, мордвы — 7408, чуваш — 3609, татар — 5679,

Использованы книги Край Богатый, 2001 Самарский университет, В.И. Петрушин «Главное русло реки», Самара 2006, В.И. Кривобоков, О.И Кудряшова «История Междуречья».

Относительно заселения других частей 63 региона, то какую-то информацию дают сайты отдельных населенных пунктов (системы здесь нет)

Пестравка (здесь)

Изначально село формировалось многонациональным — северная сторона Пестравки была заселена мордвой, на южной стороне реки Пестравочки селились беглые крестьяне из русских, центр занимали русские и немецкие ремесленники. В конце излучины Большой Иргиз поселились украинцы. в 1836 г. появилось селение Августовка (Лемеховка, в 1850 г. имело 78 дворов украинских крестьян (792 чел.) и 15 русских дворов (143 чел.) и относилось к Пестравско-Выселковскому (Тамбовскому) обществу.

Красноармейский район (по сайту СГД — здесь)

Казенные села были довольно крупными. Так в 1859 году село Волчанка, стоящее на реке Сухая Вязовка, имело 82 двора с населением 1 959 человек(малороссы). Самым небольшим казенным поселением в начале 19 века была деревня Дергачи, расположенная на реке Моче, на почтовом тракте «Уральск-Самара». В ней насчитывалось 73 двора с 638 жителями (мордва).

Деревня Воздвиженка, основанная на р. Моче, имела 115 дворов, в которых проживало 886 человек (русские, мордва).

Кинель — Черкассы (здесь)

Основание села Кинель-Черкассы связано с укреплением восточных границ Московского царства и заселением Самарского края. История Кинель-Черкасс имеет прямую связь и с освоением Оренбургского края. Последнее, ведущееся за счет башкирских земель, проходило в кровополитной борьбе с коренным населением. Поэтому на башкирских землях, главным образом по рекам Самара и Урал, было решено строить крепости. Но поскольку для службы в них на месте получить людей было нельзя, началась вербовка украинцев (Черкасс).
20 августа 1739 года на имя начальника Оренбургского края генерал-лейтенанта князя Урусова был послан Указ царицы Анны Иоанновны, в котором говорилось, что «…для поселения в упомянутых же крепостях принимать вам из Черкасс…». Весной 1742 года переселенцам был сделан смотр. В Оренбургские крепости прибыло 618 семей в количестве 3356 человек, из них 851 человек был определен в казаки. Людей расселили в крепостях Рассыпной, Татищевской, Чернореченской. Однако они не прижились в этих местах — служба здесь была слишком трудной. Украинцы неоднократно заявляли о своем желании вернуться на родину, что, наконец, им и разрешила сделать вступившая на престол Елизавета Петровна.

Но 46 семейств с разрешения Сената остались, перейдя на жительство вглубь края, на реку Большой Кинель. Здесь в 1744 году они и основали Черкасскую слободу. В связи с тем, что слобода была образована на реке Большой Кинель, она стала называться «Слобода Кинель-Черкассы». Поселение было на левом берегу реки.

Места занятые казаками изобиловали рыбой, птицей, зверями и лесом, земли были плодородные и поэтому понравились выходцам из Малороссии. За сорока семействами последовали другие переселенцы с разрешения правительства из Харьковской и Киевской губерний.
К этим переселенцам мало-помалу присоединялись остатки из войск Пугачева и даже разноязычные племена: чуваши, мордва, татары.

Около 1772 года кончились переселения вольницы. Доселе малороссы были в Кинель-Черкасской слободе преобладающим народом. После усмирения Пугачевского бунта в Кинель-Черкасскую слободу пришли два ходока из Тамбовской губернии: Юдай и Макар Кицев и попросили малороссов принять их в свое общество.

Вслед за ними последовали другие переселения тамбовцев. Впоследствии сюда стали переселяться крестяне из малоземельных губерний: Курской, Полтавской и других. Помещиков здесь не было, поэтому село было названо «слободой» как крупное село, не знающее крепостного права.
В конце 18 века (1793) в Кинель-Черкасской слободе насчитывалось уже 455 дворов, 2846 чел.

Реклама

6 responses to “Самарский интернационал — как заселялись села 63 региона

  1. Сам факт проведения такого мероприятия радует, значит в общественной палате угрозы со стороны интернетов видят!

    • и что? лучше бы деньги на этнографические исследования сначала нашли, чтобы было от чего отталкиваться

  2. Очень-очень извиняюсь за «не в тему», но тут вот какой анекдот откопал:
    «Лазил по сайтам в поисках работы, и возник вопрос: косарь зелени — это должность или таки размер зарплаты?» 🙂

    • какая прелесть! а вот из моего давнего стройотрядовского: фабричная этикетка на упаковке с паклей, которой мы какие-то щели затыкали — «рвань чёсаная».

  3. на пол-пути от Курумоча до села Старая Бинарадка была, как говорили в Бинарадке, «немацка слобода», от которой в 70-80е оставались несколько могильных крестов, по которым тогда ориентировались пешие туристы.

  4. Уведомление: В блогах: как заселяли самарские земли | Новости Самары·

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s