Мастера учат работать руками Правительство

в социальном комплексе Электрощит Самара есть и такое

в социальном комплексе Электрощит Самара есть и такое

Сергей Плеханов

Сергей Плеханов

первый диплом - 1980 год

первый диплом — 1980 год

В этом человеке подкупает то с какой открытостью он обменивается и делится информацией, наверное так и должно быть у настоящего художника и учителя, а профессиональный резчик по дереву Сергей Плеханов не только официальный Мастер декоративно — прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел Самарской области (с 2015 года), но и преподаватель в КТР «Энергетик», входящего в социальный блок компании Электрощит Самара. На занятия к нему в студию приезжают после работы даже взрослые и серьезные люди, работающие в Правительстве Самарской области — умение работать руками затачивает мужской характер на виртуозность и профессионализм в любом деле.

работа в храмах имеет очень много подводных камней

работа в храмах имеет очень много подводных камней

украшение храма

украшение храма

такая икона укрепляет дом

такая икона укрепляет дом

Сергей Владимирович, где учились такому мастерству?

Я родился и провел детство в селе Калиниха Семёновского района Горьковской области, там мой дед Александр трудился плотником, и я рядом с ним с удовольствием возился с деревянными заготовками, постигая основы ремесла. Потом, когда моя семья переехала в село Ширяево, занятия резьбой не бросил. Сверстники гоняли по улицам, а я проводил время со стамесками и липовыми заготовками, вырезая свои первые панно, сюжетом которых стали волжские пейзажи. В десятом классе пришло первое профессиональное признание — дебютный диплом «Мастер Золотые руки».

Ну, а официально я нигде этому не учился, после окончания КИПТов (Куйбышевский индустриально-педагогический техникум) пошел работать 4 ГПЗ, потом было много преподавательской работы.

и это не все регалии Мастера

и это не все регалии Мастера

работы

работы

— Ваша резьба — насколько это укладывается в какие-то аналоги?

— Это домовая резьба, она не имеет четкого национального колорита, потому что брала изо всех культур — прялки, ковши — это, к примеру, русские элементы, ковш должен быть в каждом доме — это знак благополучия. Резной Спас нерукотворный — домашняя икона, по идее должна быть в каждом доме.

В занятиях исторической резьбой мне помогают книги заслуженного архитектора России Вагана Каркарьяна, посвященные тайнам узоров самарских домов. Образцы декоративных наличников подсмотренные Ваганом Гайковичем возрождают исчезающее деревянное кружево старинных городских теремков.

знакомый с детства сюжет

знакомый с детства сюжет

— А мальчишка во сколько лет реально может схватить задатки мастерства, чтобы он понял дерево, полюбил его?

— Это очень индивидуально, когда ручонки окрепнут, но реально к этому мастерству можно подходить с 13 лет, хотя я беру и младше потому что ребятам надо еще руку ставить — они не понимают, что такое черчение, они не умеет ни круг нарисовать, ни разбить его на части — ничего. Начинать надо с нуля — сейчас все убито, дети не умеют высчитывать и считать, когда я 20 лет назад работал в интернате №1 дети, особенно домашние дети, были несколько другими. При этом на обучение ремеслу уйдет как минимум лет 5, а как максимум 15.

Я бы с удовольствием занимался этим еще и под крышей Епархии, но сам я туда не пойду — захотят, пусть связываются со мной, свое портфолио я  Владыке отсылал.

Вообще же я бы советовал всем ребятам попробовать работу с деревом — это развивает аккуратность, чувство прекрасного. Когда у мальчишки получается первая работа, сделанная своими руками, у него столько радости!

— Любовь ребенка к резьбе потом переходит в любовь к природе?

— Конечно — дерево материал особый, если у тебя сердце нечистое, то ты ничего не сможешь сделать. Дерево — это что-то особенное. Вот если душа не лежит, ты не за что икону не вырежешь, хотя однажды на день рождения жены икона вышла у меня за неделю — был такой подъем, при этом обычно на нее уходит месяц. Это особый процесс, требующий спокойствия на душе, вдумчивости, близости к Богу. Я никогда не сяду за такую работу, если чем-то расстроен или разозлен. Пусть я буду работать над одной иконой целый год, это не важно. Важно, чтобы я чувствовал — то светлое, чем полна душа, воплощается в работе, будет радовать людей долгое время.

— С инструментом сегодня у тех кто хочет заниматься деревом — есть проблемы?

— Нет никаких проблем — были бы деньги. Причем сейчас можно купить как набор детских или взрослых инструментов, так и единичные инструменты. У меня самого есть как фабричный инструмент, так и самодельный изготовленный под мою руку. Инструмент — очень важен в нашем деле, так же как и на любом предприятии. Есть своя техника безопасности — прежде чем обратится к ребенку, который занимается учебой по резьбе, я обращаюсь к нему с просьбой отложить инструмент. Ребенку нельзя мешать во время работы, отвлекать его разговорами.dsc_7398

потом это превращается в картины

потом это превращается в картины

общение с инструментом требует техники безопасности

общение с инструментом требует техники безопасности

— То, что вы уже десять лет член Творческого Союза Художников России — что-то дает вам?

— Ничего не дает. Сейчас еще много разговоров о том, что мы возвращаемся к Гильдиям мастеров, ремесленным палатам, а чем они нам помогли, для чего их создают, с какими мастерами они работают — вопросов много. Когда приходишь на выставки, организованные ими, у них Китай, у них — изделия из колоний, это не плохие вещи, но они очень своеобразные. Колония вообще узнается сразу, у нее свой стиль, она обычно не выходит на выставки, не читает специализированную литературу. Еще представители этих организаций ездят по селам в соседних регионах, покупают там изделия подешевле, самарские мастера, когда им предлагают отдать половину цены никогда не согласятся на подобное — мастер знает себе цену, к тому же наша работа с инструментом достаточно травматична и больничные нам никто не платит. Не зря же, когда дети приходят ко мне в секцию я сначала разговариваю с их родителями — спрашиваю как с кровью, нет ли проблем с несворачиваемостью?

— Как устраиваются ваши выпускники?

— Практически каждый год я прошу в КИПТах за своих ребят, потом мои ученики заканчивают его чуть ли не с красным дипломом. Ну, а дальше все зависит от тебя самого, от знаний, умений и навыков.

2 responses to “Мастера учат работать руками Правительство

Добавить комментарий

