Самара 1917 год — революцию в селе взорвали мигранты?

эта книга не знакома 95% самарцев

эта книга не знакома 95% самарцев

Почему-то в рассказах о русской Революции 1917 года мы привыкли слышать о городских пролетариях и солдатах, Советах и большевиках, эсерах и Красной гвардии. Между тем, в России 100 лет назад был еще один детонатор недовольства, особенно в селе и этим фактором были мигранты. Беженцы из Западных областей Российской империи. С Польши, Украины, Прибалтики, Беларуси. С начала 1 мировой войны в глубь центральных регионов России были планомерно переселены миллионы людей. Их содержание легло непомерным бременем на жителей русских губерний, особенно на селе, где условия труда заставляли людей бороться за выживание.После февраля 1917 года к ним присоединились и миллионы, получивших свободу военнопленных, многие из которых подались в бега.

В принципе то, что происходило тогда в России напоминает то, что происходит сегодня в Западной Европе с одним отличием — к нам тогда хлынуло культурное и христианское население Европы, а не Азии — Африки и те же эвакуированные поляки не насиловали на привокзальных площадях жительниц Самары и Вятки, как это происходит сегодня в Германии. Однако обязанность для населения РИ ежедневно кормить и содержать мигрантов, часть из которых вместо работы грезила о будущих майданах на своих окраинах и раздувала зерна гнева в России, в том числе и в селах Самарской губернии, находящихся вблизи железных дорог.

Сегодня я даю начало описанию революционных событий в селах самарского Междуречья (Кинельский район) после 1914 года. Эта хроника взята из замечательной книги «История Междуречья» Владимира Кривобокова и Ольги Кудряшовой.

Читайте сами и думайте, это не совсем то о чем вам рассказывали в школах:

19 июля 1914 года. Россия объявила войну Германии. Началась первая мировая война или, как ее в народе прозвали, «германка».

3 августа на ст. Кинель прибыл первый эше­лон с военнопленными австрийцами, а 22 августа Кинель встречал первый эшелон с ранеными рус­скими солдатами.

14 сентября сельские сходы сел Большая Малышевка, Новый Сарбай, Георгиевка и Бобровка вынесли приговор о закрытии казенных и частных винных лавок. В селах объявлен «сухой закон».

2 октября прибыли с фронта первые ране­ные: Г. Миненков из с. Богдановка, Н. Лындин из с. Алексеевка, П. Солопов из с. Грачевка, Георгиев­ский кавалер И. Плутагаров из с. Кинель, Г. Кири­лов и В. Волков из с. М. Малышевка, Д. Никитин из с. Сколково, Н. Дьячков из с. Бобровка, И. Качалин из с. Домашка. Это были первые жертвы с «герман­ки», и пойдет нескончаемый поток похоронок в крестьянские избы. Более двух тысяч убитых, ра­неных и пропавших без вести крестьян-земляков из сел района легли на алтарь той войны. К сожа­лению, архивные данные донесли до нас имена и фамилии только 263 солдат. Алексеевка — 35 человек, с. Кинель — 30 человек, с. Чубовка — 41 человек, с. Сырейка — 57 человек, с. Богдановка — 31 человек, с. Бобровка — 52 человека, с. Парфеновка -17 человек. По остальным селам архивных данных… не обнаружено.

15 января 1915 года в Кинеле возле озера Моховое строится заразный барак для военнопленных на 25 коек. Больных в сутки привозят до 70 человек.

29 мая 1915 года на станции Кинель произошло событие, которое изменило коренным образом от­ношение к пассажирам. Пассажир А. Скоробогатов в пьяном виде подлез под вагон отправляющегося поезда. Поезд тронулся, человек погиб. Его жена Татьяна Никифоровна наняла адвокатов, которые в суде доказали, что Самаро-Златоустовская ж/д не обеспечила пешеходам безопасность перехода на ст. Кинель. И обязали ж/д выплатить единовременное пособие в размере 750 руб. жене в связи с потерей кормильца. Руководство Самаро-Златоустовской ж/д приняло решение, чтобы не отвечать за глупость пьяных пас­сажиров, построить на всех станциях пешеходные переходные мосты для пассажиров. Через два месяца первый деревянный мост был построен на ст. Кинель, а затем и на других станциях.

1915  год. В селе Домашка появились первые беженцы из западных губерний России — поляки, белорусы. В течение 1917 года в селах района шел нескончаемый поток беженцев. Станция Ки­нель принимала ежедневно по несколько десятков семей беженцев. Население с. Кинель увеличилось с двух тысяч до трех в течение одного года.

5 ноября 1915 года старая ж.д., соединяющая Кинель со Смышляевкой, была ликвидирована из-за того, что поезда приходилось водить на большие подъемы и спускать с крутых уклонов. Новая трасса с 5 ноября пролегла через пригород (Алексеевская) с левой стороны параллельно реке Самара и на Смышляевку. Станция Кинель с этого времени стала станцией первого класса. Она уже относилась к крупнейшим станциям старой России.

1916 года, 2 сентября. Ст. Кинель. Телеграфисты станции, 16 человек, сделали попытку начать экономическую забастовку, но не были поддержаны другими служащими и вновь встали на работу.

1917 год. Хроника событий

…Февральская революция всколыхнула весь …район сверху донизу. В деревне стали создаваться новые органы власти: волостные и сельские исполнительские комитеты, называвшиеся «Комитетами; народной власти», которые избирались на сельских сходах.

8 марта в Домашке образован первый в… районе «Комитет народной власти». Возглавил его! Николай Кананыхин. Сельское общество пожертвовало 1 тыс. пудов пшеницы и 2 тыс. пудов собрали добровольно крестьяне для армии.

11 марта в Алексеевке состоялось первое заседание волостного «Комитета народной власти», на котором был избран исполком в составе 7 человек из представителей сел Кинеля, Сырейки, Чубовки, Алексеевки и Смышляевки. Председателем избран М.И. Исаев из Алексеевки. По всем селам волости приступили к сбору хлеба и денег для армии. Первый сбор дал 200 пудов хлеба и 320 руб. денег.

12 марта в с. Бузаевка создан свой сельский «Комитет народной власти». Собрание проводили! школе, председателем избрали местного священника О. Сайкина. Все собравшиеся единогласно выразили поддержку Временному Правительству и Государственной Думе.

21 марта в с. Богдановка проходил Съезд представителей всех волостей нашего района по во­просам помощи беженцам. В районе проживало более 2,5 тыс. беженцев с западных губерний Рос­сии. В Домашкинской волости — 506 человек, Алексеевской — 472 (в основном все жили в Кинеле), Богдановской — 481, Бобровской — 370, М. Малышевской — 385, Б. Малышевской — 298.

сельское население Самары было недовольно не насилием со стороны мигрантов, как это сегодня в Германии, а тем, что их надо содержать во время войны

сельское население Самары было недовольно не насилием со стороны мигрантов, как это сегодня в Германии, а тем, что их надо содержать во время войны

Местное население отрицательно относилось к беженцам, так как продовольственное содержание целиком лежало на сельском обществе. Беженцам выдавали паек: детям до 14 лет и тем, кто старше 50 лет.

24 марта на ст. Кинель создан профсоюз ж.д. рабочих, введен восьмичасовый рабочий день, суббота — семичасовой. Сверхурочные допускались с согласия профсоюза. Сокращение часов работы 1 влияло на размер зарплаты.

25 марта в Бобровке для раненых солдат силами молодежи был устроен спектакль… В антрактах играл духовой оркестр и пел хор, имевший у публики шумный успех. Исполняла арии из опер Евгения Беневоленская.

4 апреля член уездной земской управы Михаил Хаяров из Бобровки вошел в состав исполкома уездного «Комитета народной власти».

На ст. Кинель арестован машинист А. Бахтин, у которого обнаружены два письма в поддержку и защиту царя.

12 апреля распущенные из запасных полков на Пасху в отпуска солдаты, прибыв в свои деревни, стали наводить порядок.

В с. Б. Малышевка группа солдат во главе с фельдфебелем 170-го запасного полка Малышевым явилась к местному землевладельцу А. Булыгину, реквизировала хлеб, охотничьи ружья и два старинных дуэльных пистолета. Потом солдаты собрали пленных мадьяр (венгров), работавших у Булыгина, и запретили им работать на эксплуататора. Перед уходом избили землевладельца и увели коней.

В с. Домашка председателем продовольственного комитета солдаты избрали артиллериста Беляева Сергея, дезертировавшего из Кавказской Армии.

В с. Богдановка солдаты во главе с рядовым Прониным разогнали весь «Комитет народной власти». Сами провели выборы и выбрали… Пронина. Протокола не вели. Уездным «Комитетом народной власти» солдатские выборы в селе Богдановка не признаны законными. Солдат Пронин заявил, что он плевал на буржуазные бумажки-протоколы и власть отдавать не собирается…

Ст. Кинель. Служащие и мастеровые службы тяги выразили недоверие своему начальнику инженеру Панкратову и отстранили его от должности.

В с. Бобровка была попытка ограбления волостного правления солдатами-дезертирами. Крестьяне отбили у них 30 тыс. общественных денег.

На ст. Кинель рабочие железной дороги реквизировали вагон, в котором находилось 24 бочки виноградного вина и 72 ящика одеколона. Все это вылито в выгребную яму.

В с. М. Малышевка совершено нападение на солдата С. Попова, который вел агитацию против Старого строя и был большевиком. Нападавшие нанесли ему сильнейшие ранения сердечником, вынутым из соседней повозки.

8-10 мая в Самаре состоялась Губернская Конференция эсеров, из Кинеля присутствовали деле­гаты Волков и Петров.

14 мая в селе Сырейка произошел сильный пожар, сгорело 69 дворов, церковь и амбары с обще­ственным хлебом — 2,5 тыс. пудов. Убыток составил 200 тыс. руб. Положение в селе ужасное.

24 мая в селе Богдановка состоялось заседание волостного культурно-просветительного кружка из крестьян и интеллигенции. Принято решение готовить население к выборам в Учре­дительное собрание, устроить кружки грамотности, детские площадки. Крестьяне собрали по­жертвования на эти мероприятия. Было принято решение: всем учителям Богдановской волости вернуться в школы для выполнения своих обязанностей. Главный инициатор — учительница Н.П. Глухова.

25 мая в Самаре на II Губернском крестьянском съезде М. И. Хаяров из Бобровки выступил с резкой критикой доклада о финансовом бюджете губернии и в составе группы крестьянских делегатов заявил: «Мы не уйдем отсюда до тех пор, пока не решим, чтобы вся земля перешла в руки тех, кто ее об­рабатывает!» После состоявшегося крестьянского съезда крестьяне повсеместно осуществляли захват частновладельческих земель через свои местные земельные комитеты.

29 мая в с. Домашка крестьяне начали выселять находившихся в селе беженцев из западных губерний. Сельское общество отказалось выдавать пайки и денежную помощь беженцам: паек — 6 руб. в месяц и 1 руб. 20 коп. — квартирные. Из Бузулука прибыли уполномоченные для предотвращения насилия. От Домашкинского общества выделились «отрубщики» и образовали свой поселок Широченский.

В Домашке работало у крестьян 42 военнопленных мадьяр и австрийцев. По решению схода они работали у солдаток и вдов. В Алексеевской волости находилось 82 военнопленных, из них в бегах 51. Принято решение клеймить одежду военнопленных на левом рукаве знаком «В.П.».

продолжение следует…

Реклама

12 responses to “Самара 1917 год — революцию в селе взорвали мигранты?

  1. Шикарнейший пост! Хорошо знаю эти места между реками Самара и Б.Кинель (по работе много ездил в 90-е). Но никогда не думал, что так драматично там всё было в то время…

    • впервые с этой информацией из книги познакомился в 2011 году, но только ситуация в Европе с мигрантами дала понимание того, что кипело у крестьян, тем более что в 1917 году в дальние села беженцев не везли — все это было в русских селах вблизи жд, неравномерная финансовая нагрузка на разных крестьян
      представляю как ворчали бы современные жители Домашки и Малышевки, если бы на них пропитание сотен украинцев и поляков разложили в виде дополнительных налогов

  2. 5 ноября 1915 года старая ж.д., соединяющая Кинель со Смышляевкой, была ликвидирована из-за того, что поезда приходилось водить на большие подъемы и спускать с крутых уклонов. Новая трасса с 5 ноября пролегла через пригород (Алексеевская) с левой стороны параллельно реке Самара и на Смышляевку.
    ========
    Интересно! Не знал, что нынешняя трасса жд (через Алексеевку) — не изначальная. Видимо, ранее жд линия шла напрямую от Кинеля в Смышляевку, по буеракам. А потом сделали обход холмов слева, если смотреть со стороны Кинеля (существующий и поныне).

      • Вести линию напрямую — это переться вверх по холмам. Странно, что это неудобство вылезло только в 1915 году, а не в первые годы после строительства ЖД (1875-1877).

        Насколько мне доводилось читать биографию Ленина, в Алакаевку он ездил со станции Смышляевка, а не со станции Кинель, хотя по карте Кинель к Алакаевке ближе… разве что могло напрягать вероятное отсутствие удобной переправы через реку Большой Кинель…

        • точно ведь, да со Смышляевки — любопытные вещи вылезают, интересно а поселковые краеведы это как-то обыгрывали?

          • По идее, должны были быть в курсе.

            » Алакаевка расположена верстах в пятидесяти на восток от Самары. Общий характер местности — степной, но под самой Алакаевкой тогда были леса: крестьянский — под названием «Муравельный» и бывший Удельного ведомства — «Гремячий». Из города в деревню мы часть пути ехали по железной дороге до станции Смышляевка Самаро-Златоустовской железной дороги, другую часть, верст тридцать, — на лошади, на своей Буланке. Довольно часто выезжал на станцию я. Когда приходилось возить Володю, надо было держать ухо востро: он отмечал время по часам и в сухую погоду требовал ехать быстро. Для этого надо было настраивать ленивую Буланку при помощи кнута и все время следить за ней. Править лошадью сам Володя не любил, и вообще у него никогда не замечалось особого пристрастия к лошадям. Вся дорога шла степью и полями, и только под Алакаевкой начинался лес. И какой же чудный воздух был там, особенно после пыльной Самары! »

            Д. УЛЬЯНОВ (Воспоминания о В. И. Ленине, 1, стр. 59

        • Странно, что это неудобство вылезло только в 1915 году, а не в первые годы после строительства ЖД (1875-1877).
          =====
          Могу предположить, что в 19 века поезда были короткие, лёгкие, так что паровозы справлялись с крутыми подъёмами. К началу 20 века объёмы перевозимых грузов (и длина поездов) значительно возросли, и неудобство стало очевидным. Наверное, и скорости побольше стали, и число поездов тоже. Стало критичным, что состав плетётся на данном участке с черепашьей скоростью (а при снегопаде или гололёде вообще встаёт колом).
          На жд Оренбург-Ташкент, построенной в первые годы 20 века, уже учтена необходимость избегать крутых подъемов. При пересечении Мугоджарских гор (хоть и невысоких, в пределах 500-600 м над ур. моря) дорога выписывает замысловатые вензеля, а около станции Мугоджарская вообще делает практически восьмёрку (пересекая сама себя по мосту). И всё ради соблюдения небольших уклонов пути.

          • да, судя по гиганту паровозу на Комсомольской площади объемы перевозок и маршруты постоянно требовали изменений

  3. Кинельские давно в курсе старой ветки ж/д на Кинель 😉
    На местности отлично читается.
    Мы полтора года назад даже прокатились на великах по трассе старой ветки этой ж/д дороги.
    http://honzales.livejournal.com/14517.html
    А прошлым летом еще раз ездили смотреть на старый акведук этой ветки
    http://honzales.livejournal.com/38138.html

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s