Достоинство блошиного рынка (часть 1)

Париж

Париж

Признаюсь честно — я не выношу людей которые пишут и говорят о городских блошиных рынках с презрением, как о чем-то недостойном.

Думаю: такие вещи чаще всего идут от нищеты собственного духа и гордыни, которая называется понтами.

Поэтому, когда информационные агентства в Самаре начинают смаковать нечто подобное, а потом еще и укорять «блошками» муниципальных чиновников — это говорит только об одном — неумении работать с информацией и презрении к окружающим людям.

В Европе барахолки — это не просто цивилизованный бизнес, это и лицо того или иного региона, его особенности.

Например, в Париже именно на многочисленных барахолках можно увидеть настоящих парижан, а еще детали, как нынешнего времени, так и ушедших 20 и 19 веков.

тут торгуют люди, которые уважают себя и других

тут торгуют люди, которые уважают себя и других

dsc_3714

Особенно меня поразило уважительное отношение французов к своей исторической памяти — о таком ажиотаже, как вокруг старых фотографических карточек, я даже помыслить не мог. Тут же люди покупают и часами рассматривают чужие фотографии, сделанные 100-150 лет назад.

Честно говоря я не раз вспоминал в этот момент то собственное разочарование, когда в Толевом или на 5 Киркомбинате узнавал от людей, что собственные домашние фотоархивы они выбросили за ненужностью.

Еще в богатой Франции поражает то с какой бережностью люди относятся к своим вещам. Там даже сломанных детских деревянных коняшек выносят на блошку — вдруг кому-то понадобиться и человек возьмет это в реставрацию.

Старые чайники, мясорубки, плакаты, ящики от кока-колы, значки — чего только нет на блошках.

А самое главное — это то достоинство с каким парижане продают эти вещи. Его невозможно подыграть. Люди, которые торгуют на блошках гордятся своим занятием и не видят в нем ничего недостойного или позорящего их.

Недавно bbc рассказало, что на блошке во Франции случайно нашли гравюру Дюрера. Это конечно исключительный случай, но вот предметов из недавнего прошлого французской колониальной империи там продают великое множество. Это и африканские ритуальные маски, и предметы старого быта из Индокитая — сегодня все то, что предки когда-то привезли в страну галлов можно недорого купить на блошках Парижа.

В общем, когда бродишь и рассматриваешь рынки старых вещей во Франции не понимаешь одного — почему такое же нельзя организовать и в России, Самаре. С таким расчетом, чтобы туда несли не все подряд подобранное на помойках, но то, что хранилось дома, а потом стало ненужно и потеряло свою актуальность.

Больше всего меня поразило, когда я увидел как распродают запасы из старых винных погребов какого-то поместья. Там продавали и покупали даже початые когда-то бутылки. Вот это культура потребления. И никто не плевался рядом — посетители блошек Парижа даже по внешнему виду очень культурные люди, а тем более никакому французскому журналисту не пришло бы и в голову оплевывать в своем формате подобные рынки — они часть национальной культуры и думаю вносят свой вклад в национальную экономику. 

Пора нечто подобное организовывать и в России, понятно, что здесь первоначально будет набито много шишек, но любую дорогу осилит только идущий — я знаю, как много у нас было и есть даровитых людей, которые делали эксклюзивные вещи своими руками, как много того, что не возьмут антиквары, рассчитывающие на стандартный спрос. А вообще рассуждать о таких вещах лучше постфактум — рынок сам все расставит на свои места. Что будет востребовано, а что нет.

 

окончание следует

Реклама

11 responses to “Достоинство блошиного рынка (часть 1)

  1. При всём уважении. В Самаре «блошки» не пройдут даже не из-за отсутствия «спроса» ( в конце-то концов у нас в Городе на реке… полно интеллигентных и интересующихся людей), а именно из-за отсутствия «предложения». Всё, что было в 19 и первой половине 20 века или вывезено, или погибло.
    Даже в Москве, даже в Питере! нет такого выбора, как в Париже.
    Да что с Парижем сравнивать. В Люцерне (город в десять раз меньше Самары), блошиный рынок любой мегаполисный за пояс заткнет.
    Я то же этой темой очень интересовался в своё время и по «блошкам» любил ходить.
    Максимум возможного — это «Птичка», на которой выбор не велик.
    А вот что касается «более-менее» цивилизованного предложения: открытки, марки, монеты — так у нас в городе по субботам — филателисты, а по воскресеньям — монетчики и значкисты в своих клубах. Но и у них выбор не велик.
    Кстати, материал блошек — это, как ни крути, ТБО. Твердые бытовые отходы. На полигоны иногда такие вещи из контейнера/мусоровоза поступают — похлеще любого Дюрера 🙂
    Вот — тема для репортажа: Что Клычу и его ученикам удавалось находить на сортировках…, а также на решетках канализационных очистных (в молодости, конечно) 🙂

    • конечно, интересно — напишите
      но у меня товарищи в 1990-е искали старые часы по городу и селам, говорят, что столько всего хранится на квартирах — мама не горюй

      • Так это в девяностые. Самый бум был. Общество только-что расслоилось на богатых и бедных, и богатые скупали все подряд, от часов до наград.
        Когда в конце восьмидесятых я работал в Карелии на очистных и последний год доучивался в аспирантуре в Петрозаводском университете, так тамошние этнографы скорефанились с какими-то темными личностями из Питера и мотались по отдаленным северным сёлам (Карелия, Коми-, Архангелогородчина) в т.н. этнографичсеские экспедиции, а проще говоря, скупали у древних старух и дедков «доски» и пр., которые за тем толкали, сами понимаете, кому…
        Я, как-то раз напросился летом к ним в подобную «экспиздицию» 🙂 — хотел нетронутые Севера посмотреть.
        Приезжаем в практически заброшенную деревню на Пяозере (Лоухский район).
        Там ни дорог, ни света, ни водопровода и осталось несколько бабок — кержачек (староверы). Что бы к ним добраться — еще на старой моторке нас несколько часов везли. Так вот, мужики, практически за бесценок у них деревянную «утварь» скупали. Говорили мне, что это чуть ли не 18 век. Ну и иконы старообрядческие…
        А вот три года назад поехал в Петрозаводск Учителя хоронить. Встретился с этими мужиками после почти тридцати лет. Выпили, стали вспоминать. Говорят, что ничего уже не осталось — ни деревень, ни икон. Скорее всего — всё что можно скупили именно в девяностые.

  2. По поводу т..н. блошиных рынков.
    Сейчас он возник рядом с площадью Куйбышева по ул. Красноармейской. Увы, пока не выбрал время посетить данное пространство. Впрочем, считаю, «развалы» старины нужны самарскому обывателю..
    Вопрос у меня возникает экономический. А продавцы, которые располагаются со своим товаром на ул. Красноармейской, имеют законное право что-либо продавать? Я понимаю так, должен быть у продавца разрешительный талон (стоимостью, по минимуму, пусть 100 руб.) от администрации Самарского района.. Или у нас всё по понятиям: мзда (те же 100 руб.) в нужные руки ?
    Или, что для меня будет странным, продавцы «развалов» никому ничего не платят и не будут платить, так как не за что..

    • так они и рядом с Буревестником есть, но какая разница в развалах Парижа и Самары? там специализированные блошки с порядком и не видел, чтобы там ходили вышибалы как у нас — все дело в деталях
      есть допустим парки — есть в них свободные места — почему не отдать их что-то подобное а сборы — паркам на развитие
      и таких мест — тьма тьмущая
      сквер Урицкого к примеру, сквер Мичурина — только с условием, что в Ленинградскую где торговли китаем это не превратится

  3. «Блошка» на Красноармейской, а так же перпендикулярно ей, вдоль ограды сквера почти до ворот, существует уже давно. Как только осенние ярмарки начали по выходным делать, тогда наверное, и «Блошка» появилась.
    Конечно, по сравнению с Парижской — эта блошка просто барахолка (20-30 стариков, не более). Но некоторые «вещи» довольно занимательны. Есть значки и даже, изредка, знаки. Правда, очень «покоцанные», то есть со сколами эмали.
    Я почему так всё расписываю. Жена с подругой, когда ярмарка в октябре начинается, по выходным совершают «продуктовый шоппинг», а меня с собой берут в качестве носильщика 🙂 У них этот процесс достаточно долгий и очень нудный. Выдержать всё это трудно. Но, есть один «бонус». Пока они ходят и присматриваются, мне позволено «походить по блошке». Ну а потом уже вызванивают меня и… понеслось.
    Большинство продавцов, действительно, люди «бомжеватые и бичеватые», однако, есть очень интересные представители — настоящие фанаты, которые приходят сюда не ради наживы, а пообщаться.
    Никогда не забуду одного мужика, который собирает «соцарт» — советскую символику. Он не коммунист и по СССР не ностальгирует, но — хобби. Куча открыток, марок, значков периода 70-х. Есть разные эмблемы, флажки. Как он мне рассказал, когда-то на Арбате даже стоял, а сейчас — вот так. Был бы клуб, можно было и там выставиться, но фалеристы его к себе не допускают, а выборка (хобби) у него шире.
    Потом тётка — выставляет фигурки из Киндер-сюрпризов. Говорит, что больше ради обмена. Некоторые вещи вообще не продает, только меняет.
    Один дедка пробавляется часами, наверняка уже не работающими и, для «комплектности» добавил арифмометр и два раздолбанных «Ундервуда». Есть «самоварщики» — коллекционеры старых самоваров. Один самовар выставил, а остальные — под заказ, только по звонку.
    Особенно заинтересовал продавец посуды и старых фарфоровых статуэток (наверное, где-то 50-е гг.).
    — А почему в антикварный не сдаёте?
    — Всё что мог уже отнес, но там слишком долго. А вот это — из старых запасов. Еще отец собирал, ну а я спускаю, потихоньку. Выставлялся на «молотке.ру», но там требуют фото качественные. Ни чего продать не удалось.
    Изредка появляются продавцы марок. Но, в основном, те, кого с Чапаевской 103 прогнали. Марки «подранные», но встречаются и интересные вещи. Говорят, что даже «дилеры» марочного «олигарха» Загорского, не гнушаются блошку посетить. Ну, сначала, конечно, из Питера в клуб заезжают, по договоренности. А потом и на ярмарку.
    А вот серьезные нумизматы никогда на блошку не пойдут. Наверное, боятся, что «вычислят и ограбят». Всё же — солидное хобби и далеко не безопасное 🙂

  4. мама в конце войны и первые послевоенные годы училась в Куйбышеве, вспоминала — в овраге Подпольщиков был рынок с всем насущным — еда, одежда -, называли «вшивый рынок».
    Была много-много лет по выходным дням барахолка около крытого рынка на Воронежской, и последние годы — на ул. Аврора от М.Тореза до трамвайной линии — вот их очень жалко что запретили, они стали традицией и историей города. Ну и в 90-е и нулевые по Запорожской от Гагарина до Дыбенко, эту не оч жалко, она была вдоль жилых домов, спасала в очередные голодные годы и хорошо что исчезла.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s