Прикладная Самара рождается в секциях..

Екатерина Самыкина

Екатерина Самыкина

Может быть когда-нибудь специалисты сделают дореволюционную карту Самарской губернии, на которой будет показана промысловая специализация как уездов, так и отдельных сел. Еще недавно рассказывая про открытие ФОКа в Георгиевке Кинельского района я писал, что когда-то в этом селе были развиты плетение мебели и бондарное ремесло, бочки и  плетеные кресла пользовались успехом в городах — потом все это заглохло. Почему? Постоянно спрашивая об этом в деревнях я ответа не получал.

И вместе с тем не редко встречаю информацию, что сегодняшние ремесленники Италии — это представители цехов, которые в большинстве своем работают по семейной традиции еще со средних веков, уже 500-800 лет. Итальянские ремесленники — уважаемые люди. Неплохо обстоят дела с ремесленниками и во Франции — там людей этих прикладных специальностей поддерживают как обучая их, так и предоставляя им налоговые льготы.

эта вешалка меняется по сезонам года

эта вешалка меняется по сезонам года

В России с ремесленниками непросто, они не организованы, их не отделяют от представителей другого малого бизнеса (торговли).

И вместе с тем, и у нас есть очаги, где энтузиасты готовят ребят, которые умеют работать руками, занимаются трудом на границе прикладного мастерства и творчества. Именно к такому профилю относится например Студия дизайна и декора в Клубе творчества и развития «Энергетик», входящего в социальный блок Электрощит Самара. Возглавляет студию Екатерина Самыкина. Именно с ней и был у меня разговор о превратностях обучения подобному творчеству.

научить ремеслу детей

научить ремеслу детей

—  Екатерина Владимировна, у вас какое образование?

— В 2002 году я закончила Московский государственный университет сервиса и службы быта. По специальности конструктор-инженер из меха и кожи. Хотя в нашем деле ты учишься до конца жизни, руку набить здесь невозможно.

экология преображения

экология преображения

— Когда вы поняли, что у вас тяга к такому профилю?

— Я всю жизнь этим занималась. В клуб «Энергетик» пришла в 2006 году — это была первая работа. Пришла рисовать, художником, потом поменяла профиль работы на декор и дизайн

— А вообще где в Самаре  есть еще аналогичные секции?

— Они должны быть, как минимум, в каждом районном Дворце пионеров, еще есть частные студии и дополнительное образование (в Энергетике — для детей занятия бесплатны, они прописаны в коллективном договоре Электрощит Самара, подписываемом ежегодно — ИК).

лампочки бу обрели вторую жизнь

лампочки бу обрели вторую жизнь

— Какие навыки дают ребятам занятия в секции и куда можно пойти учиться после ее окончания?

— Самое главное — это развитие мелкой моторики, от которой зависит умственное развитие — чем больше развиты детские ручки, тем больше развито мышление, еще мелкая моторика это всегда позитивный настрой, не зря ею советуют заниматься даже в хосписах. Через выход положительной энергии мы меньше подвержены депрессиям в нашем урбанизированном мире.

Что касается образования после секции, то его можно продолжать в любой отрасли — мы пробуждаем детскую любознательность, заставляем широко открыть глаза на мир и увидеть облака, потому что второй раз они такими же не бывают.

новая жизнь старых вещей

новая жизнь старых вещей

Клуб работает так, чтобы человек пришел к нам и нашел себя — поэтому у нас много разных техник занятий. Иногда в школе нам внушают, что мы что-то плохо делаем. А кто мерило такой оценки? Все очень субъективно. В «Энергетике» сейчас занимается резьбой по дереву зам. министра, а когда-то очень давно ему внушили, что он не может этого делать…

Я своим ребятам предлагаю творить — ткни мне пальцем, что ты хочешь делать, а я помогу всеми своими знаниями.

К тому же мы изучаем окружающий мир — когда работаем по разному дереву и видим разную кору у древесины- говорим о ней, когда работаем с пенькой — говорим о пеньке.

— У вас делают инсталляции из металлических вещей?

— Железных поделок у меня нет, хотя я пилю сама, работаю на станках, года два назад на токарном научилась.

Что подталкивает вас к вашим поделкам? Как происходит процесс творчества? Может в голове заранее складывается готовая композиция?

Все живое меняется, самый простой пример как меняются композиции для детей по сезонам года. В сентябре вешалка в нашей аудитории украсилась осенней тематикой и стала не похожа на ту, которой она была еще недавно.

Вообще все по разному идет — когда есть тема быстрее придумываешь, форсируешь, пропускаешь сюжет через себя

Недавно, например, в теме подготовки празднования очередного юбилея Самары меня вдохновили «Легенды Жигулей» — так появилась серия картин

— На профессиональных дизайнеров в Самаре готовят в строительном институте (он входит в СГТУ), какова роль сообществ профессионалов для вас?

— Я не отслеживаю их, у меня времени на такие вещи не хватает. Главные клиенты у нас дети от их запросов мы и отталкиваемся — как, например, сделать лучше ложечки, которыми кушают.

Я вообще за то, чтобы не покупать, а делать своими руками. Да, часто у нас дома всего полно, но в таких покупных вещах уходит душа, а здесь ты можешь творить все что угодно.

Мы превращаем обычные вещи (лампочки, рулоны туалетной бумаги, пробки шампанского, шишки) в красоту. Надо увидеть своим зрением суть такой вещи и преобразить ее. Все вещи — это то как ты к ним относишься и что в них видишь. Всегда и все можно превратить из минус в плюс, кроме войны — я так говорю детям.

В нашей секции есть много вещей, которые помогают увидеть красоту окружающего мира и его необычность, помогают превращать творческие вещи в авторские. Например, рога три месяца лежали на полу, чтобы каждый мог поднять и потрогать, вон там хранились коконы шелкопряда. Мой клуб — это как мой дом.

—  А где вы находите новые технологии, в интернете?

— Иногда да, но тут так дела обстоят — либо ты что-то руками делаешь, либо в интернете зависаешь…

— Расскажите о детях, которые занимаются в вашей секции?

— Дети идут ко мне маленькие с 6 лет, растут со мной, потом, когда заканчивают секцию, приходят — советуются.  В основном девочки ходят. В клубе я сделала 4 выпуска — ребята учат меня, а я их. Хочу, чтобы маленький человек увидел мир и помочь ему в этом.  Занимаются каждый день 2-3 группы. Случайных людей здесь нет. Красная Глинка занимается, с Волжского приезжают, с Управы.

Основные работы для выставок уже постарше ребятишки делают.

— Ваша секция участвует в творческих конкурсах?

Да, не так давно в фестивале народного творчества под эгидой министерства культуры участвовали — наша девочка заняла там второе место, потом экспозицию фестиваля по всей области возили. Участвовали в международных конкурсах. Вообще же у нас целый талмуд наград, конкурсы проходят круглый год, но каждый отбор в творчестве — это всегда очень субъективно нравится — не нравится, мерило только мы сами.

Творец нашего профиля — это ремесленник высшего разрядка — это поэт, его ценят за творчество. Такое в каждой профессии это ценится. Мы прикладники — те кто работает руками.

Вообще же самая лучшая похвала для меня, это когда люди подходят и говорят — у вас, как у моей бабушки было. Значит я тронула что-то сокровенное еще с детства

— Ваша квартира, наверное, как музей, вся в ваших поделках, там  есть жизненное пространство для размещения предметов творчества?

Пустая квартира — моя мечта, ведь вещизм — это остатки прошлой эпохи, но мы дома с ней боремся, я, к примеру, очистила квартиру от книг — только то оставила, что надо, остальные отдала в библиотеку.  Мы  часто с семейных прогулок по природе приносим какие-то вещи, которые потом превращаются в поделки.

 

Реклама

13 responses to “Прикладная Самара рождается в секциях..

  1. В общественной палате собирали со всей области производителей подобной продукции. Там есть и реестр этих мастеров. Идея проста : предложить каждому ремесленнику в производстве сувениров идти в одном направлении-ЧМ 2018 и при этом использовать разрешенные символы. А то ФИФА уже подали в суд на казанских мастеров за слишком смелое использование забрендированных символов мундиаля.В палате действует Общественный комитет ЧМ 2018 , вот туда и звонить мастерам!

  2. КЛЫЧ
    Тема и материал, поднятые в данном посте, безусловно благородные, что говорить. Но есть на мой взгляд, ряд обстоятельств, сдерживающих развитие малого бизнеса, связанного с народными художественными промыслами, применительно к условиям Самарской области.
    1. В регионе народный художественный промысел традиционно, был развит фрагментарно, эпизодически. Поволжье (даже, включая плетенную мебель в с. Георгиевка, до Революции) — это не Палех (с 18 века), Жостово (с начала 19 века), Оренбургские платки (с 18 века, а может быть и ранее)… Трудно будет найти массового платежеспособного покупателя. Деятельность будет ограничена социо-культурных фактором, а не экономическим, что не есть для подобного бизнеса хорошо.
    2. «…потом все это заглохло. Почему? Постоянно спрашивая об этом в деревнях я ответа не получал».
    Наверное, потому, что в других регионах, да в том же Палехе, семейные традиции не прерывались. У нас, те кто занимались когда-то высокохудожественными поделками перебрались в города, забыли умение своих предков и т.д.
    3. Скорее всего, в Самарском регионе более распространено песенное творчество, чем художественное. Тот же Волжский народный хор на весь мир славится.
    Впрочем, может быть я и ошибаюсь.
    Но для детей, конечно, развивать подобную деятельность — очень здорово!

    • да, города высосали активную часть населения из сел и насчет традиций все верно- слишком мало люди жили в деревнях, которые появились в 19 веке, чтобы все это поколениями передавалось

      • Вообще, очень в свое время деревню разрушали.
        Летом ездил на уазике в границах припойменной части района. Сличал по старым И-нет картам с тем, что в реале. Нашел очень много остатков старых (еще дореволюционных) деревенек. Даже старые-старые погосты нашел с могилами 40-50-х годов 20 века. Наверное, в Нефтегорском районе — еще больше, но как нефть нашли, «столица» из Утевки в Нефтегорск переместилась. То же в Безенчукском районе (из Екатериновки — в Безенчук). Очень много было хуторов от которых ничего не осталось. В том числе на берегах рек, да той же Самарски. Взять, например пос. Красная Самарка (не путать с существующим селом Красносамарское). В Красной Самарке даже крепость была. Охраняла солевой тракт. Там дачники все время монеты-чешуйки находят.

          • Эх, какой пост был шикарный! Прочитал. Вообще, слежу за Вашим блогом, но вот старые посты каждый раз нахожу для себя.

            Когда-то Екатериновка была центром района/волости (???), пока пгт Безенчук не развили. Он (поселок) был и до этого (по названию реки — Безенчук, а на мордовском — Писентик, забавное такое название 🙂 ). Ну, а потом, когда нефть нашли (кажется уже после войны), там НГДУ «Чапаевскнефть» разместили и центром района сделали. Много информации есть в Интернете.
            А Екатериновка — обалденное село! Почти каждые две недели, особенно летом, нет-нет, да заезжаю. Там много старых домов, есть развалины канатного завода, а также церковь очень красивая. И пойма между Екатериновкой и Никольским, вернее западный отрог Основной поймы — самое раздолье для Сталка. У меня уже куча фотографий скопилась и готовлю пост уже больше года. Всё руки не доходят с этим чёртовым кризисом. То одно, то другое… Как-нибудь обязательно напишу и вместе с фотками Вам на мыло переброшу.

  3. Может не совсем по теме поста, но очень меня тронула тема народного творчества, промысла народа Самарской области. Хорошее дело кружки- деткам и взрослым интересно и развивает, но как то не характерно для нашей области. На летних каникулах в старших классах ходили в многодневный поход по Рязанской, Владимирской и Горьковской (тогда ещё) областях. Где могли — посещали народные промыслы: хохломская роспись, роспись на шкатулках, вышивка, фабрика, где изготовлялись матрешки, и много что ещё. Практически везде существовали школы, художественные училища, где обучались дети. Там существовали (надеюсь, и сейчас тоже) трудовые династии Мастеров. Сейчас задумалась: а что же в Самарской области не было ничего подобного? Действительно, к ЧМ что можно показать людям? Конечно, поздновато уже что то выискивать и представить в необходимом масштабе. Поискала и вот нашла — смотрите ссылку:
    http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-samarskoy-oblasti-v-tselyah-razvitiya-turizma
    Не знаю, получится ли посмотреть?
    Что увезут болельщики на память о Самаре, кроме магнитиков, тарелочек и т.п.? Я без подкола задаюсь вопросом- у меня душа болит.😞
    Я может, конечно, не в курсе, и все обстоит нормально — 👌 ?

    • я на неделе отпишусь — как у нас ремесленники к мундиалю готовятся, все-таки они нашлись

    • вот насчет мастеров из национальных меньшинств никогда не сомневался — они даже на Кировском рынке времени не теряют даром и там вяжут такие же носки, как и на Северном Кавказе (Теберде, Кабарде)

  4. Спасибо Вам за этот пост! Моя дочь пятый год занимается у Екатерины Владимировны. И призер, и даже победитель (в прошлом году — первый приз взяли в категории декоративно-прикладного искусства на городском конкурсе Радужная Кисть). Дети ходят с удовольствием. Екатерина Владимировна, не побоюсь этого слова — гений. И как художник, и как педагог. Когда приходишь к ней в кабинет — хочется там оставаться как можно дольше, все проблемы и заботы куда-то уходят, остается лишь восторг и безмерное уважение. Редкий она человек. Восхищаюсь. Спасибо.

    • вам повезло что вы живете рядом с КТР я тоже слушал ее и думал, как плохо, что рядом со мной ничего подобного нет — я бы туда обоих сыновей водил — такая шикарная практика работы руками

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s