Почему наше будущее зависит от библиотек и мечтаний

Лекция Нил Геймана (фрагменты):

…Однажды, мне довелось побывать в Нью-Йорке и подслушать разговор о строительстве частных тюрем, быстро растущей отрасли промышленности в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свое расширение — как много камер потребуется? Сколько заключенных будет, скажем, через 15 лет? И они нашли способ с легкостью предсказать это число, благодаря очень простому алгоритму, основанному на статистике всех детей 10-ти и 11-ти  лет, которые не умеют читать. Которые совершенно точно потом не будут занимать увлеченным чтением свой досуг…

…Наши дети должны встать на путь к чтению: любая книжка, которая им понравится, будет продвигать их дальше, шаг за шагом, в мир литературы…

… Мир может выглядеть иначе, чем он есть. Все может быть по-другому.

Я был в Китае в 2007 году на первой в истории этой страны утвержденной партией выставке, посвященной научной фантастике и фэнтези.

В определенный момент я наткнулся на одного из руководителей и спросил его: Почему? Ведь научная фантастика подвергалась запрету столь долгое время. Что изменилось?

“Все просто”, — ответил он мне, “Китайцы были непревзойденными мастерами во всём, что касалось создания вещей, если другие люди приносили им чертежи. Но они не делали улучшений и не изобретали ничего. У них не было воображения. Так вот, они отправили делегацию в США к Apple, Microsoft и Google и они расспрашивали о своей жизни людей, которые в этих компаниях творили будущее. В результате китайцы выяснили, что все эти сотрудники, инноваторы, будучи еще мальчишками и девчонками, очень любили читать научную фантастику”.

Художественная литература может показать вам новый, другой мир. Мир, в котором вы еще ни разу не были. И после того как вы побываете в других мирах, вы уже не будете так довольны миром, в котором вы родились. Недовольство это хорошая вещь. Недовольные люди могут исправлять, совершенствовать существующий мир. Чтобы мир выглядел иначе, чтобы он был лучше…

Другой способ разрушить любовь ребенка к чтению, это не иметь книг вообще. И не дать им пространства, где эти книги можно было бы читать, если они все-таки есть….

Суть библиотек заключается в свободе. Свободе чтения, свободе идей, свободе общения. Суть заключается в образовании (которое отнюдь не заканчивается после того как мы заканчиваем школу или университет), суть заключается в развлечении, в создании безопасного пространства, в доступе к информации.

Я боюсь что сейчас, в 21 веке люди не понимают что из себя представляют библиотеки и каково их назначение. Если вы воспринимаете библиотеку как ряды полок с книгами, она может показаться вам чем-то устаревшим в мире, в котором не все, но большинство книг существуют в цифровом виде. В таком случае вы абсолютно не уловили смысл библиотек.

Я думаю это связано с природой информации. Информация имеет ценность, и нужная информация имеет огромную ценность. За всю историю человечества, мы жили в века с нехваткой информации, иметь требуемую информацию всегда было важно, и всегда она чего-то стоила: когда делать посев, где найти определенные вещи, карты, истории и рассказы — всегда хорошо обсуждалось за столом и в компании. Информация была ценной вещью, и люди ей обладавшие, или знающие где ее достать, могли неплохо на этом заработать.

В последние годы мы перешли от экономики с дефицитом информации к экономике, движимой избытком информации. Согласно Эрику Шмидту из Google, сейчас каждые два дня человечество создает столько информации, сколько было произведено нашей цивилизацией с начала времен и до 2003 года. Кому интересно, это около пяти эксабайт ( миллиард гигабайт) информации в день. Тут проблема уже не в том, чтобы найти редкое растение в пустыне, а в том, чтобы найти редкое растение в джунглях. Теперь нам не обойтись без помощи, чтобы ориентироваться в этом обилии информации  и находить необходимые нам вещи.

Библиотеки являются местами, куда люди обращаются за информацией. Книги это только верхушка информационного айсберга: они в открытом доступе, и библиотеки могут свободно и законно снабжать вас книгами. Все больше детей берут книги из библиотек, книги любых видов: печатные, цифровые, аудиокниги. Кроме того, библиотеки являются тем местом, куда люди, не имеющие компьютера или доступа в интернет, могут прийти и совершенно бесплатно выйти там в глобальную сеть…

Я не считаю, что все книги перейдут или должны перейти на экраны компьютеров. Как однажды отметил Дуглас Адамс, электронная книга Kindle уже более 20 лет на рынке, а печатная книга как акула. Акулы существуют давно, они населяли океан еще до динозавров. И причина, по которой акулы до сих пор еще не вымерли заключается в том, что акулы лучше любых других существ справляются со своей задачей: быть акулами. Печатные книги крепкие, их тяжело уничтожить, их можно вымочить в ванне, читаются при солнечном свете, удобно лежат в руке — они хороши для своей главной задачи — для чтения, и для них всегда найдется место. Их место — в библиотеках, библиотеки уже сейчас стали местами, где можно получить доступ к электронным книгам, аудиокнигам, DVD и к цифровому контенту.

Библиотека это хранилище информации и у каждого гражданина есть доступ к нему. В том числе к информации касающейся здоровья. И психического здоровья. Это место для общения. Это ваша безопасная зона, убежище от внешнего мира. Это место, где есть библиотекари. О том как будут выглядеть библиотеки будущего пора задуматься уже сейчас.

Грамотность важна сейчас как никогда раньше, в мире сообщений, электронных писем, в мире письменной информации. Нам необходимо читать и писать, нам нужны жители мира, способные без труда читать, осмыслять прочитанное, понимать нюансы и быть понятыми другими людьми.

Библиотеки действительно являются воротами в будущее. Очень жаль, что по всему миру мы наблюдаем как местные власти не упускают шанса закрыть библиотеки ради того, чтобы сэкономить денег, не отдавая себе отчета о том, что они жертвуют будущим, чтобы расплатиться за настоящее. Они закрывают ворота, которые должны быть распахнуты.

Согласно недавнему исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, Англия является “единственной страной, в которой старшая возрастная группа имеет больший уровень грамотности и количественного мышления, чем молодёжь, после учтения других факторов, таких как пол, социально-экономическое положение и вид деятельности”.

Иначе говоря, наши дети и внуки менее грамотны и хуже умеют считать, чем мы. Они хуже ориентируются в мире, не понимая его и не зная как решать проблемы. Их легче обмануть и ввести в заблуждение. Они не готовы изменить мир, в котором находятся, они менее трудоспособны. И все эти вещи сразу. И как страна, Англия будет плестись позади за остальными развитыми державами из-за нехватки квалифицированной рабочей силы.

С помощью книг мы можем связаться с миром мертвых. Книги являются способом получить урок от тех, кого уже нет с нами, людей, на ошибках которых человечество развивало себя, прогрессировало, базировало знания на основе уже полученных, вместо того, чтобы раз за разом постигать одно и то же. До сих пор живы истории, старее, чем некоторые страны, истории, пережившие культуры и здания, в которых они в первый раз были рассказаны ….

У нас есть обязательство поддерживать библиотеки. Посещать их, призывать других людей ходить в библиотеки, протестовать против их закрытия. Если вы не цените библиотеки, значит вы не цените информацию, культуру, или мудрость. Вы заставляете молчать голоса прошлого, и вы вредите будущему.

У нас есть обязательство читать вслух нашим детям. Читать им вещи, которые им нравятся. Читать им истории, от которых устали сами. Изображать голоса, чтобы ребенку было интереснее, и не переставать читать им вслух, даже после того как они научатся читать сами. Пусть чтение вслух будет для вас занятием, с помощью которого вы можете сблизиться с ребенком, когда телефон отключен, и ничто не отвлекает вас от процесса.

У нас есть обязательство пользоваться нашим языком.  Заставлять себя узнавать значение слова и то, где его можно применить, уметь доходчиво объясняться, произносить то, что мы держим в голове. Нам нельзя не давать языку развиваться, или вовсе делать вид, что он мертв и всё что остается делать, это почитать его; мы должны воспринимать его как живую вещь, которая течет, заимствует слова, позволяет значению слова и его произношению меняться со временем….

Альберта Энштейна однажды спросили,  как сделать наших детей умными? Его ответ был мудрым и лаконичным. “Если хотите, чтобы ваше чадо было умным”, — сказал он,  «читайте ему сказки».  «Если вы хотите, чтобы ребенок был еще умнее, читайте ему больше сказок». Он понимал важность чтения и мечтания. Я надеюсь, что мы сможем подарить нашим детям мир, в котором им будут читать, и они сами будут читать, мечтать и понимать….

Взято отсюда

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s