
Надежда Осипова на установке куполов и креста на Красной Глинке
Иногда мы видим в Торговых центрах Самары ящики с надписями что здесь можно пожертвовать на строительство такого-то храма. Поинтересовался у руководителя управления национальной и конфессиональной политики департамента мониторинга общественного мнения Администрации Губернатора Самарской области Надежды Осиповой, что на самом деле происходит. Ее мнение — на самом деле эти ящики никакого отношения к церкви не имеют, из официальных церквей никто подобным образом деньги не собирает.
Примерно в таком же ключе высказался доцент Национального университета им. С. Королева, видный специалист в области межнациональных и межконфессиональных конфликтов Михаил Федоров: Официальная Русская православная церковь в лице Патриарха уже достаточно давно отмежевалась от подобных сборов. Хотя раньше на моей памяти нечто подобное было и всегда происходило с благословения руководителей Самарской епархии. Так, лет 15 назад в Самаре собирали средства на Санкасарский монастырь в Мордовии.

Михаил Федоров (справа)
Самаре в этом плане повезло и если в Санкт-Петербурге даже судили мошенников из т.н. Российской православной церкви, а Шуйская епархия выпускала специальное обращение о людях делающих кружечный сбор у стен храмов и монастырей.
Однако с недавних пор спокойствие по поводу пожертвований в пользу РПЦ в 63 регионе оказалось под угрозой. Неприятность пришла с той стороны откуда ее не ждали. Более того, в деле оказались впутаны и материалы из блога, которые использовали на одном из сайтов.
«Город на реке Самара» уже неоднократно писал о строительстве Храма В честь святителя Алексия митрополита Московского на Красной Глинке — оно ведется при поддержке ЗАО «Самарский завод «Электрощит» — Стройиндустрия». Теперь же в поселке начало происходит нечто непонятное. Цитирую «Хронограф»: … в редакцию… поступило… письмо… В письме говорится о том, что пожертвования на строительство храма святителя Алексия якобы собирает соседний храм. Речь о храме Архангела Гавриила, сайт которого в сети интернет почему-то изобилует фотографиями храма святителя Алексия. А на странице соцсети Вконтакте содержатся фотографии с изображением настоятеля соседнего храма.

так идет строительство храма
… «Хронограф» выяснил, что настоятель храма Святителя Алексия ни о каком сборе средств не заявлял. О том, что ведется сбор средств соседним приходом — не знал. Соответственно, никаких денег на строительство храма святителя Алексия из числа пожертвований прихожан якобы не поступало. При этом известно о поступивших в соседний приход пожертвованиях.
Кстати, сбор средств на строительство храма святителя Алексия может вестись не только непосредственно в храме Архангела Гавриила. Выяснилось, что в сети интернет по адресу sv-alexey.jimdo.com находится сайт, который называется: «Сайт храма в честь святителя Алексия митрополита Московского». На сайте размещено множество фотографий и информация об этом храме (в том числе из блога «Город на реке Самара»). Однако на сайте имеется подраздел, названный «Храм в честь Архангела Гавриила». Именно в этом подразделе содержатся реквизиты для сбора средств. Примечательно, что в качестве адреса для пожертвований указан счет в ОАО «Волга-кредит банк» у которого была отозвана лицензия…
Скорее всего, кто-то из служителей намеренно мог внести путаницу для того, чтобы ввести верующих в заблуждение. На сайте говорится, что храм Архангела Гавриила до 1999 г. носил имя святителя Алексия, а затем был переименован по причине строительства на Красной Глинке нового храма. Прихожане вряд ли будут столь дотошно изучать подробности перипетий с переименованиями храмов, а тем, кто выразит возмущение, можно сказать, что храм в разных случаях именуется по-разному. Однако объяснение изобилию статей и фотографий об этом храме на сайте совершенно другого храма найти сложно. Причем в статьях о храме Архангела Гавриила фигурируют люди, не имеющие ни духовного, ни юридического отношения к храму святителя Алексия.

таким он станет в окончательном варианте
Кроме сайта существует еще и группа «Храма в честь Архангела Гавриила» в социальной сети Вконтакте, где для пожертвований указаны уже реквизиты ОАО «Сбербанк». Кстати… удалось обнаружить в интернете множество подобных объявлений с теми же реквизитами, где кроме реквизитов были еще дополнительно указаны два номера сотовых операторов МТС 89171160xxx и Мегафон 89371722xxx. Номера, как выяснилось, не для обратной связи, а также для перечисления средств на них. Если номера оформлены на частное лицо…, то проверка, сколько именно поступило средств на мобильный счет, а также, куда и как они были потрачены, представляется довольно сложной задачей. Разве что данными вещами не заинтересуется кто-нибудь в епархии или в компетентных органах.
В письме, кстати, говорится об еще одной странной детали. В ряде объявлений фигурирует имя отца Михаила. Автор утверждает, что лично побывал в храме по адресу 4 квартал, д. 22 на Красной Глинке. Пожертвования в храме Архангела Гавриила у него приняли, но сообщили, что службы проводит отец Пимен, а никакого отца Михаила у них нет. Далее автор поясняет, что по телефону в епархии сообщили, что человек под именем отец Михаил у них не работает и никакого отношения к указанным храмам не имеет.
«Хронографу» удалось выяснить, что владелец мобильного номера с сотовым оператором МТС имел отношение к сети магазинов «Едоша», которые имели признаки финансовой пирамиды и массово начали закрываться в прошлом году по всей стране. Сеть этих магазинов, куда для получения заработка нужно было привлекать покупателей, присутствовала и в Самаре, а номер одного из телефонов был указан для связи под объявлением для всех, кто хочет преуспеть в сетевом маркетинге. То есть можно предположить, что владелец номера из объявления о пожертвовании для храма когда-то имел отношение к пирамиде. Либо номер сменил нескольких хозяев. Прежний владелец собирал деньги для «Едоши». А теперь на тот же номер новый владелец предлагает перечислять деньги на строительство храма…
PS Да, блогеры порой не знают, как их слово отзовется, в каких ресурсах и для каких целях могут использоваться изготовленные ими тексты и снятые фотографии. Ведь работаем мы точно не для того, чтобы кто-то манипулировал общественным мнением нашей информацией.
Так ничего нового. Где деньги там и мошенники. И неважно на храм деньги собираются, на лечение ребёнка и даже на похороны близкого родственника. А уж по интернету тем более. И «жертвуя» таким не проверенным сборщикам жертв мы сами плодим мошенников. Периодически около торговых центров появляются «монашки» с ящиками для пожертвований. Они вам и службу закажут и за вас помолятся за определённую цену. А местная церковь сколько раз по телевидению предупреждала, что не ставит своих людей на улицы города и никаких сборов не проводит.
А моё мнение, что на монастыри вообще жертвовать деньги не стоит. Монастырь это общежитие монахов. Это ведь их решение монашеской жизнью жить. Вот они свой дом должны устраивать сами. Я же не собирал пожертвования на свой дом. Пусть трудятся, организуют какое-то богоугодное дело которое будет приносить доход. К этому труду на взаимовыгодных условиях можно и мирских людей привлечь. Например, какую-нибудь мастерскую или ферму, А так как сами должны вести аскетический образ жизни, то большую часть дохода на строительство необходимых помещений и храмов. Вот Сергий Радонежский запрещал своим монахам попрошайничать, а сам брал в руки плотницкий топор и шёл в деревни искать работу. А за работу брал не им установленную цену, а пожертвования сколько давали и что давали. Как-то в дверь позвонили — молодой монах у меня — инвалида просит деньги на монастырь. Работать иди и мысленно молись во время работы. Почему-то монахи на себя берут функцию быть какими-то посредниками между Богом и людьми. Старцы какие-то учат всех как жить. Кто их назначил учителями? Вообще когда кто-то «присваивает» себе религию, а простых грешных поучает постоянно как нужно «правильно» верить, как нужно «правильно» читать священные книги и как «правильно» их понимать. Не делятся о том как они это понимают, а именно диктуют как должен понимать. Мне это претит. И неважно кто это делает монах или священник. Вот в русском православии чтут Серафима Саровского. Почитаемый святой! А я никак не могу понять, как этот «святой» монах смел уговорить молодую послушницу Елену умереть вместо больного строителя храма. Ему видите ли храм нужно было достроить. И ведь Серафим уговорил и она послушалась и голодом себя уморила. Сирафим взял на себя роль Бога? Кому жить, а кому умереть. Жалко девушку. Ну и что что её тоже причислили к лику святых. Я не могу с этим согласиться. Кстати, не подумайте, что я против монастырей или священников. Только «за». Ну не может человек в миру жить — пусть идёт в монастырь. И священники нужны, но не диктаторы, а добрые наставники.
Браво!!! Отличный ответ!!!