Половина дипломов педуниверситета написана на Глинке

Светлана Евсеева

Светлана Евсеева

Как коротаешь время, когда гуляешь с маленьким ребенком в парках и на детских площадках? Кто-то радуется жизни, попивая из бумажного пакета пиво, а я читаю книги, которые раньше не открывал. Этим летом случай мне подарил знакомство с повестью Ивана Евдокимова «Левитан». Сказать, что она захватила меня — ничего не сказать, но самое главное — из нее я понял какие-то вещи, которыми жили русские художники — пейзажисты XIX века, их страстное ожидание весны и пленэра, их непростой путь наверх из такой нищеты, какая нам сегодня даже не снилась. А еще поражала та страсть, с которой великий русский художник в молодости мечтал о пленэре на Волге, ведь сначала он писал только подмосковные пейзажи.

выставка в сквере — о таких пейзажах Левитан мог только мечтать

С местными пейзажистами я пересекался в июле, когда компания Schneider Electric вместе с администрацией Красноглинского района Самары обновляла сквер Дружбы народов в поселке Южный — тогда на праздничной площадке, с шикарным видом на Волгу и створ Жигулевских гор работали маленькие художники, которыми руководила молодая женщина, Светлана Евсеева. А еще там же Светлана проводила и выставку детских картин. С ней я и решил пообщаться в Клубе творчества и развития «Энергетик», где она возглавляет секцию изотворчества «Радуга».

студию оформляли педагоги

— Светлана Юрьевна, повезло вашей студии с Красной Глинкой, здесь такие виды для художников!

— Да, повезло — половина дипломов Педагогического университета написана здесь на Глинке, у Жигулевских ворот. Хотя я сама пишу на той стороне Волги — в Подгорах и Выползово. Но с детьми, которые ходят в секцию КТР, мы далеко не ездили — все-таки большинство у нас из начальных классов, хотя и есть ребята и постарше, выходили во двор, писали с большой лестницы, которая находится позади ДК «Искра». Ведь главное — выработать у них привычку к пленеру. Вообще же дети любят художественное творчество — не всех можно заставить посчитать, но рисовать любят практически все и чем меньше ребенок тем больше

— Вы говорите про педуниверситет, а вообще, где в Самаре можно получить специальное художественное образование?

мольбертов хватит на всех

— Сама я закончила педагогический университет по кафедре изобразительных искусств, которая появилась в вузе в начале нулевых

В Самаре же есть художественное училище, ему уже 35 лет, в институте культуры есть декоративно-прикладное отделение, а  Архитектурно-строительном университете, который сейчас объединился с Техническим университетом, уже  5 лет работает отделение живописи, ну и отделение изо в педуниверситете.

Некоторые ребята, обучающиеся в нашей студии, думают  о продолжении образования в художественных школах, там учат 5 лет.

здесь царит пейзаж

— Как вы попали на Красную Глинку и в КТР?

— Сама я из центральной части города, перед вузом училась в 22 школе, после университета работала в школе искусств №6 на Чернореченской — это Ленинский район, потом переехала на Глинку и уже  2 года работаю в «Энергетике».

Когда пришла к Клуб здесь изо и декоративно-прикладное искусство вела один педагог Анна Васильевна Барышева, а потом наши секции развели по часам. Моя специализация, как вы успели заметить, пейзаж.

— А выставки как в сквере Дружбы народов совместно с Электрощит Самара вы часто делаете?

где красивее — за окном или на стене?

— Мы присоединялись к компании совсем недавно, но, как я слышала,  Schneider Electric проводит конкурсы на прекрасные темы — семья, экология, на мой взгляд, только это и стоит рекламировать сегодня.

Возможно мы будем принимать участие и в социальных проектах компании, связанных с детскими учреждениями — нам есть что показать на выставках.

Вообще же Schneider Electric уже давно в регионе занимается поддержкой искусства — Альянс Франсе проводит конкурсы рисунков, в т.ч. детских, спонсором которых выступает SE. Мы тоже участвовали в этом конкурсе на площадке Детской картинной галереи — там детское творчество возведено в ранг искусства.

— Расскажите про работу Вашей студии, почему туда стоит привести ребенка 1 сентября?

у всех стен свое назначение

— Наша задача не дать ребенку навыки, а развернуть его к эстетическому видению мира, научить видеть прекрасное вокруг.

Ведь даже голуби, если их долго рассматривать, могут дать очень много интересного для фантазии — как они распушают хвосты, поворачивают голову, какие у них движения — все ребята, когда мы рассматривали голубей, сидели, как завороженные. Хотя Глинку иногда называют поселком, это не совсем поселок, здесь нет домашних животных, нет большой разницы с городом, а голуби — это такая замечательная частичка природы.

Дети, которые ходят в нашу секцию становятся более терпеливыми, аккуратными, творчество влияет на мелкую моторику дошкольников, они учатся ровно держать ножницы.

рисунки на темы

— Как проходят занятия в секции?

— С начала учебного года набираются разновозрастные группы, возраст с 1 по 8 класс, есть 7 и 6 класс. В этом году я планирую, что будет две группы. Приходят ребята, в основном девочки, из школ №№118, 9, а также детского сада — начальной школы «Росток», стараемся, чтобы они домой после занятий попадали в дневное время до 17.00.  У нас не художественная школа, занятия по 2 часа 2 раза в неделю

В основном на занятиях мы делаем композиции, натюрморты, происходит разработка картин по темам, делаем эскизы, продумаем цвет.

Все рабочие моменты разрабатываем на композиции. Например, для темы «образ красоты» брали две эпохи готику и барокко, делали портрет в костюме и цветах человека и той и другой эпохи. Справились с темой все, тут же во время работы проходили и пропорции человека, были и многофигурные композиции.

Потом для работы брали образ современного человека, чтобы посмотреть в развитии, потом путешествия, среди них подводный мир на Красном мире, открытие Америки.

работы оценили

 

Число мольбертов у нас в секции рассчитано на количество учащихся.

— Ваши ребята участвуют в творческих конкурсах?

— Мы знаем графики проведения всех конкурсов на тему, которые нас интересуют, методисты «Энергетика» постоянно  мониторят подобные вещи.

В этом году одна наша девочка лауреат городского конкурса подснежников -это был конкурс для социально незащищенных детей, на награждение мы ездили в июне в лагерь «Волжский Артек». Еще был конкурс «Радужная кисть», его проводила школа №8 — оттуда мы тоже место привезли. Конкурс «Зеленая планета» — региональный этап всероссийского ежегодного конкурса и там наши участницы т девочки 5, 7 и 13 лет.

главное показать ребенку нужное направление

Ну, а еще в конце мая все работы ребят выставляются в холле КТР и  приглашаются родители. Это своеобразный отчет, тут сразу виден прогресс ребенка, а еще присутствует эффект праздника — смотреть картины приходят мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди, тети.

 

Реклама

10 responses to “Половина дипломов педуниверситета написана на Глинке

  1. Я опять, вероятно, не совсем по теме. Но тем не менее … . Я каким-то не таким родился. Все ближайшие родственники по маминой линии умеют хорошо рисовать, кроме меня. Я не просто не умею, я ну никак не умею. Даже примитивная птичка в моём исполнение трудно узнаваемое существо. Вот решать пространственные задачи по черчению это легко. И до сих пор всю жизнь я их на работе ежеминутно решал — я сторонник анализа электрокардиограмм с векторных позиций. Ну что такое вектора электрических полей в процессе возбуждения сердечной мышцы и что такое вектор кардиография я думаю понятно всем. А вот чертить на бумаге какую-то деталь на уроке черчения мог конечно, но как-то кривовато. А поэтому на биологии в институте всяких там блох и вшей мне в альбом рисовал мой тёзка и друг. А я ему на физиологии нервно-мышечные препараты и реоскопические лапки бедных лягушек (ой, сколько мы их искромсали! — не будет нам прощения на страшном суде), а также разные электрические схемы на физике. Так вот и учились. Он сейчас в поликлинике дипкорпуса работает. А поэтому я с восхищением смотрел на людей которые берут простой карандаш и на листе бумаги появляется или потрет или пейзаж. У меня вот внучка только что такой портрет нарисовала! А глаза…. глаза — они же смотрят, хотя и чёрно-белые на бумаге.
    Так вот далёкий 1987 год. Лето. Я после недавно перенесённого инфаркта миокарда попал в реабилитационное отделение санатория имени Чкалова под городом Куйбышевым. Погода и природа благоприятствовали хорошему настроению. А пейзажи!!! Волга, Жигули, почти ручные белочки и даже птички берущие семечки прямо с руки.
    Однажды вышел из корпуса и увидел седеющего мужчину за мольбертом. А на мольберте красочный пейзаж. Он работал вдохновенно. Периодически отходил в сторону и смотрел на своё творение с разных ракурсов. Снова подходи, делал мазок и снова отходил. иногда наоборот он как бы прилипал к холсту и руки двигались как у дирижёра симфонического оркестра. А картина на холсте на мой взгляд действительно была замечательной. Около него был рабочий беспорядок. Рядом пачка старых газет и какие-то куски разных тканей. Он постоянно брал то очередную газету, то тряпочку, вытирал о них кисти и бросал себе под ноги. А там уже целая гора перепачканных разными цветами, смятых газет и цветных тряпок. Всё вместе подчёркивало творческий процесс. Я пристроился недалеко на лавочку и наблюдал со стороны. Иногда к нему подходили отдыхающие и о чём-то говорили. Но я не хотел его отвлекать от творчества. Я не знаю сколько прошло времени, но вот, кажется, и последний штрих, последний мазок и шедевр готов. Художник критически осматривает своё творение, вытирает и складывает кисти. Потом тщательно собирает весь свой творческий мусор в охапку, делает несколько шагов вперёд и весь мусор летит вниз в тот самый красивый пейзаж который так вдохновил художника. А ведь несколько шагов в сторону и мусорный бак. И только тогда я понял. что передо мной был не художник, а ремесленник в худшем значении этого слова.
    И понял, что художник не тот кто научился рисовать. Это прежде всего культура видеть, культура понимать виденное и только потом умение изобразить.

  2. Там и тряпки. Конечно это не пластик. Но дело ведь не в скорости разложения мусора, а в душе «художника».

  3. То же хочу написать что-нибудь в оффтоп, но что бы немного и по теме данного поста, да и самого блога «Город на реке…»
    В конце семидесятых в Куйбышеве, в правом крыле здания Оперного театра, где в советские времена располагался Художественный музей, открыли общественные познавательные курсы по истории живописи. Я тогда учился в седьмом классе. Школа моя располагалась на Безымянке, и мы с одной девочкой — одноклассницей два раза в неделю, по вечерам, в течение почти двух лет мотались через весь город, что бы прослушать лекцию.
    Девочка мечтала после школы учиться на теоретическом отделении Репинки (ныне — Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина). А по слухам, справка об окончании Курсов давала в то время лишний балл при поступлении.
    А я увязался ее провожать, объясняя это «большим интересом к Искусству» 🙂 .
    Кстати, на курсах, почти как в художественной школе, преподавали рисунок и даже композицию. Хотя лично я вообще никогда рисовать не умел, не любил и занятия эти добросовестно пропускал, когда и девочка не могла по какой-то причине поехать в город 🙂
    К той девочке я в то время испытывал глубокие платонические чувства 🙂 . Ну и кроме того, получить хоть и поверхностные, но всё же более-менее системные познания о художниках, представлялось довольно интересным. Да и чем еще было заниматься в тринадцатилетнему пацану, кроме ошивания с компанией по металлурговским подъездам… Мама приветствовала моё тогдашнее начинание 🙂
    Отдельные лекции на курсах читала нам теперь уже покойная Анетта Яковлевна Басс. Она же и зачеты принимала. Принимала очень доброжелательно — все слушатели с первого раза, даже и не готовясь, даже и пропуская занятия, эти зачеты получали.
    А вот методика приема у нее была очень забавной. Анетта Яковлевна из огромной стопки открыток (наверное, не менее нескольких сотен штук) выбирала «свободным поиском» одну и поворачивала рисунком к экзаменуемому так, чтобы он не видел обратной стороны. После этого, она просила назвать художника, картину и примерный период написания.
    В то время Интернета не было, а дефицитные и очень дорогие фолианты издательства «Аврора» или «Искусство» было не достать !
    Но напротив Оперного театра, через площадь, прямо на улице Чапаевской, располагался книжный магазин, кажется, Издательства «Планета». И там, в букинистическом отделе продавали старые открытки 60-70-х годов выпуска, стоимостью от одной до трех копеек за штуку. Ну и кроме того, мы пользовались подшивками журнала «Огонек». Подшивки эти лежали в нашей библиотеке на Металлурге, расположенной почти напротив школы № 150.
    На разворотах каждого журнала, на роскошной мелованной бумаге офсетом были напечатаны репродукции известных художников с подробным описанием картин.
    За два года нам удалось посмотреть и запомнить, по дилетантски, естественно, огромное количество бумажных репродукций четырех ведущих музеев СССР, а также подзубрить основные школы и направления от Итальянцев до Соцарта.
    Анетта Яковлевна преподавала историю и теорию изобразительного искусства мастерски, в соответствии с определенной хронологией и географией, которые трудно не запомнить!
    То ли в девятом, то ли в десятом классе я эти курсы забросил. Надо было в институт готовиться и показалось мне всё это тогда каким-то несерьезным занятием. Да и отношения с девушками приняли более приземленный оборот 🙂
    Но вот что хочу отметить. До сих пор помню названия большого количества картин, художников и даже могу о них что-то рассказать.
    Все-таки, какая интересная штука — человеческая память: события сорокалетней давности, как будто вчера перед глазами, а вот новую информацию, по своей же основной работе, кстати — «сегодня прочитал, а завтра уже забыл» !
    Болезнь эта Эклером называется! 🙂 🙂 🙂

  4. Тогда девочка вдохновила, а сейчас, видимо, никто. А без вдохновения и запоминать не хочется. Это нормально.

    • Ну почему же никто, не вдохновляет, уважаемый Семба?
      Бывают СИТУАЦИИ, так, что потом … Но удается выйти сухим из воды! 🙂
      А склероз, увы, уже всегда со мной 😦 Даже Мемори не всегда помогает!

  5. Уважаемый Клыч, ну Вы о чём? Вдохновение от девочки в 14….16 лет и сейчас, когда «бывают ситуации…» и «ого-го ещё …», а голова остаётся на месте. Там вдохновение, а где «бывают ситуации …» просто ещё есть порох (гормоны) в пороховнице (понятно где). Там пошли учиться чему-то, а сейчас пойдёте переучиваться ради «ситуации»?

  6. Эх, интересную тему мы тут подняли с Вами, уважаемый semba, при молчаливом невмешательстве Руководителя Блога!
    Но продолжать ее — очень опасно (у меня супруга и взрослая дочь временами заходят на посты и читают, что я написал) 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s