Сергей Капица: Россию превращают в страну дебилов…

Оказывается сын лауреата Нобелевской премии, русский ученый и просветитель, академик Сергей Петрович Капица буквально бил тревогу перед своей смертью:   Его заботило одно — духовная, культурная и нравственная деградация России. Вот, что он говорил в 2009 году за три года до своей кончины:

— Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас.

Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?»

 Зачем человеку читать?

«Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга.

Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо и вместе с ним — чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих.

Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, — 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?»

«…Вопрос потери интереса к чтению — это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира — в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача — перестать подчинять культуру коммерции.

Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии!

И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это.

Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами — воровством, насилием, обманом!»

Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии — разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас — вновь их в это пространство вернуть.

Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами — они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом?

Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё — глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

СЕРГЕЙ КАПИЦА: КАК РОССИЮ НАМЕРЕННО ПРЕВРАЩАЮТ В СТРАНУ ДЕБИЛОВ

5 responses to “Сергей Капица: Россию превращают в страну дебилов…

  1. Какая хорошая статья. Спасибо. Как бы это донести до всех людей.

  2. Полагаю так. В первую очередь необходимо развивать в детях и юношестве т.н. Тягу к интеллектуальным видам деятельности. Как этого достичь — отдельный вопрос. К сожалению, подавляющее большинство родителей умственным и духовным ростом своих детей практически не занимается, поверхностно считая, что это есть обязанность школы. А учителя, в большинстве своем, выходцы из нашего позорного современного пединститута (соц-гумакадемии или как там она сейчас называется?), сами оставляют желать лучшего.
    Чтение — один из видов интеллектуальной деятельности. Тяга почти такая же должна быть у человека, как, пардон, у заядлого курильщика к сигаретам (реклама табачных изделий запрещена и в данном уважаемом блоге отсутствует. Курение вредит здоровью 🙂 )
    Из под палки ребенка читать, конечно, не заставишь! Но, мне кажется, родители могут найти немного своего времени, чтобы начать читать с ним книги совместно… Читать и обсуждать прочитанное.
    Найти для ребенка какие-то стимулирующие рычаги. Начинать нужно постепенно, в виде игры… Например, совместные походы в детскую библиотеку, с младых ногтей. Среди обилия книг, волей-неволей, может возникнуть интерес, ненавязчиво побуждаемый родителями.
    Запретить или скорее всего ограничить своему ребенку телевизор или И-нет, конечно, можно. Но — до поры до времени. Вообще, очень трудно, если, вообще, возможно, что-нибудь по-диктаторски запрещать (ну, кроме, конечно, самых-самых «Запретных вещей века»).
    Теперь, по поводу Культуры…
    Точно так же как Родитель не в состоянии по-диктаторски принудить своего ребенка к чтению, так и Государство не может навязать населению Культуру «сверху». В лучшем случае, такой диктат пройдет «мимо ушей», а в худшем — сформируются двойные стандарты. Это как с «Евгением Онегиным», которого нам, 14-15-летним пацанам, навязывали в восьмом классе. Девочки, взрослея раньше, чем мы, рыдали, сопереживая Татьяне. А мы в тот период — тоже зачитывались Онегиным, но не пушкинским, а приписываемым, кажется, то ли Твардовскому, то ли еще кому :-). Я уже приводил где-то такой пример…
    Теперь, по поводу Капицы-сына, а вернее, его высказывания о том, «что за 15 лет воспитали страну идиотов». Он был, безусловно, уважаемым ученым и телеведущим. «Очевидное -невероятное», особенно, ранние передачи 70-х — засмотреться можно было. Но, все же некоторые его утверждения — очень-очень спорные… Все же, на детях природа отдыхает 🙂
    Не могу говорить за всю молодежь. Но тех ребят- технарей, которых я знаю, ну ни как идиотами не назовешь: компьютерщиков, экологов, нефтянников с «Территории». Да хоть бы, без ложной скромности, моих учеников. Эти 25-30 летние парни и девчата нас с вами за пояс заткнут.
    Конечно, их немного, но на них-то все и будет держаться, а не на «офисном планктоне»…

    Ну вот, прорвало Клыча, по пьяни. Пятница, конец недели. Извиняюсь конечно 🙂

    • КЛ вы почаще принимайте — такие развернутые ответы дорогого стоят 🙂
      спасибо за высказывание

      • Ну Спасибо, дорогой Игорь Александрович! А я уже было жалеть начал, что вдруг «Остапа понесло». А уже и не выкинуть, как нажал «добавить комментарий». 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s