Машстрой, родивший Чуваши (взгляд из Тулы)

Машстрой вырос у жд платформы 137 км

Машстрой вырос у жд платформы 137 км

Странно, но чаще всего с куйбышевским заводом Металлист связывали рождение двух частей поселка Машстрой — Верхний (от Гагарина вверх) и Нижний, а вот частный поселок Чуваши, который тянулся от Металлиста в сторону 5 проезда (ул. Авроры) якобы относился чуть ли не к самострою.

Ясность в этот вопрос внес тульский историк Борис Гусев, который в статье Тульские металлисты в Куйбышеве, Тульский краеведчский альманах №3. — 2005 г. достаточно подробно расписал как это было на самом деле. Гусев пишет:

— городу Куйбышеву (ныне Самара) правительством отводилась особая роль…. на очень короткое время стал «запасной столицей». Принимая тысячи беженцев, десятки эвакуированных заводов, его население увеличилось почти на четверть миллиона. … Спешно, но продуманно застраивались огромные пустынные территории, занятые ранее пашнями и огородами.

сегодня на Машстрое есть и такие замки

сегодня на Машстрое есть и такие замки

…В конце октября и начале ноября тульские эшелоны прибыли в Куйбышев, в один из его новых районов — Молотовский. Туляков разместили недалеко от пригорода Безымянка, что в 20 километрах от города, в поселке «Машстрой». В тот момент в поселке было несколько двух-, трехэтажных домов, частных домов, разбросанных хуторами на обширных пашнях, две школы, баня с пошивочной мастерской, клуб, два магазина, поликлиника, детский сад в старом барском доме и учебный аэродром. На месте будущего завода — фундамент несостоявшегося завода нефтяного оборудования, рядом — недостроенные бараки, землянки, конюшни….

К декабрю 1941 года одновременно со строительством цехов завода для его работников поставили более 100 палаток и вырыли 50 землянок. Летом 1942 года начали индивидуальную застройку улицы Промышленности, обеспечивающей подъезд с основных магистралей к заводу, и параллельных ей — Стандартной, Бобруйской. У стен нового завода возник целый массив каркасно-щитовых одноэтажных домов, с высокими тесовыми крышами, рассчитанных на две семьи с приусадебными участками по 9 соток.160220164359

…Многие из прибывших горожан быстро научились ухаживать за скотом и птицей, работать на огородах, выращивать сады. Женщины, на руках которых были дети, брали на дом работу в пошивочной мастерской. В суровую зиму 1941-42 гг. присамарские сады вымерзли. Курильщики перешли на махорку со своих огородов и базарный самосад…

В 1943-1944 годах около тысячи семей переехали в эти новые дома. Исчезли в поселке землянки. Черновское шоссе (ныне — проспект Гагарина), построенное военнопленными немцами, и проложенная рядом трамвайная линия длиной 12 км соединили Куйбышев с Безымянкой. В 1952 году по опыту горьковчан началось возведение жилья методом народной стройки. Целый квартал двухэтажных домов был возведен руками рабочих и служащих. В 1970-е годы широко развернулось строительство жилья хозспособом. В 1977 году в поселке был снесен последний барак. Сегодня бывший поселок «Машстрой» — современный благоустроенный микрорайон в основном 5-9-этажнои застройки и со своими станциями метро: Гагаринская, Спортивная, Советская. А среди этой многоэтажной застройки — первые улицы 1940-х годов у стен нового завода на берегу Самары, напоминающие тульскую Чулковскую слободу на берегу Упы: своим видом, уютом разросшихся садов, над которыми нависают огромные корпуса современного завода…

Итак, что главное в этом материале — из него следует, что частный сектор Чувашей был связан не только с Киркомбинатом, но и с Металлистом — рабочим этого завода давали сотки не только под строительство жилья, но и для ведения приусадебного хозяйства.

А вот с расположением Машстроя относительно Самарки Гусев похоже не совсем разобрался — там отстраивались сотрудники Мясокомбината, Дрожжевого завода, Куйбышевской железной дороги (дорога давала даже суду под стройку) и Фрунзе.

Кстати, туляки в Чувашах дают ответ на вопрос и по поводу такой плотной заселенности района старобрядцами — старообрядчество известно в Туле с 18 века в связи с официальной регистрацией  в этом городе т.н. записных раскольников. 

 

16 responses to “Машстрой, родивший Чуваши (взгляд из Тулы)

  1. Несколько постов назад сетовали о картах в низком разрешении — и вот опять…
    Платформа 137 км — Стахановская, платформа 135 км — Киркомбинат?
    Слева от парка Дружбы — поселок Компрессорного завода: что это за завод?
    Во дворе Экономического университета — озеро Чайское? Сейчас на его берегу бассейн «Чайка».

  2. Помнятся бараки по нечетной стороне ул. Промышленности от Измайловского пер. Они стояли торцем к дороге, как-бы закрывая «Металист». Где-то в 70-х их снесли и построили многоэтажки, а по другую сторону трамвайной линии посадили ёлки.

  3. Была в Сети небольшая фотография улицы Промышленности. Слева в кадре, судя по всему, кусок крыши остановочного павильона на 9 Мая. Сев на этой остановке, можно было отправиться в сторону Советской Армии. Мы регулярно ездили так домой из парка «Дружба».

    http://postimg.org/image/5gxzqadh1/

  4. Завод нефтяного оборудования потом появился на 113 км, но в конце 40-х? Самарский резервуарный завод, а тогда завод рулонных конструкций.

  5. Игорь, не совсем в тему: а не в курсе, двух-трехэтажные дома в квадрате Измайловский-Бобруйская-Южный проезд-Можайский как появились? Это киркомбинатовские?
    Если правильно помню (мал тогда был совсем) в конце 70х — начале 80х там ещё и бараки были: на их месте вроде и начали тогда строить 9-этажки.

    • думаю это начало 1950-годов
      там есть дома и от Судоремонтного завода на Есентуковской, вообще их появление на Южном проезде совсем не удивительно — жд тогда была как трамвай с интервалом движения по городу 15 минут

      • Про жд — верно. Родители на работу (Прогресс и Фрунзе) ездили именно на электричке. Самый удобный и близкий к нашему дому транспорт был.

  6. Гусев пишет про «…детский сад в старом барском доме».
    Это что — просто его оплошность по незнанию или действительно, на месте Машстроя до революции была чья-то вотчина?

    • там же сады были и значит люди там жили, а в районе поселка мясокомбинат были монастырские владения — разливные луга

  7. Хотя завод «Металлист» и находится рядом с границей Чувашей, он едва ли осваивал площади, расположенные от него через дорогу Советской Армии. Обработав многотиражки «Металлиста» за весь доступный период и по 1988 год включительно, я не нашёл в списках заводских домов ни Южный проезд, ни Бобруйскую, ни Промышленности (исключая отрезок этой улицы от Советской Армии и до конца). Куда явственнее здесь след 9 ГПЗ, расположенного в трёх перегонах от платформы Киркомбинат (бывшего 133 км).

    Подшипниковцы застраивали нижнюю часть Аэродромной (дома №№ 126 и 127), им же принадлежало здание по Измайловскому переулку, 10 А. Я бы очень хотел узнать о былой принадлежности самого первого здания Чувашей, имевшего этажность выше трёх — диковатой одноподъездной четырёхэтажки по Бобруйской, 93 А, но пока данных не имею. Зато про второй заметный дом — пятиэтажку по Южному проезду, 186, можно смело сказать, что она строилась в интересах комбината строительных материалов. Она упоминается в планах районной застройки на 1973 год и изначально была рассчитана не на 56 квартир, а на все 70. Разницу отъел магазин, занявший весь первых этаж.

    Впрочем, сегодня речь о другом. В многотиражке 9 ГПЗ в номере от 03.02.1956 г. нашлась заметка следующего содержания.

    https://postimg.org/image/h9p77g8jx/

    Итак, в 1951 году профсоюз нарезал заводчанам земельные участки для индивидуального жилищного строительства на 133 км железной дороги, т.е. возле Киркомбината. [Про дальнейшие проблемы жильцов, связанные с отсутствием воды и электричества умолчу.] Означает ли это, что именно в тот год было застроено пространство между Промышленностью и Киркомбинатом — то, которое я каждый день вижу из своего окна? Дома по Промышленности, по Стандартной, по Бобруйской (исключая её нечётную сторону от Боевого до Измайловского переулка)? Вполне возможно, хотя свою лепту в застройку могли внести и железная дорога с киркомбинатом.

    Как известно, в городской прессе регулярно появлялись списки улиц Куйбышева с номерами домов, «нарезанные» по избирательным округам. В январе 1950 года список по району Чувашей, расположенному у меня под носом выглядел бедновато (ощущение того, что Южный переулок — это старое название улицы Бобруйской), а вот в январе 1954 года появилась современная нумерация домов, изрядная часть которых дожила и до сегодняшнего дня.

    https://postimg.org/image/saju5pzof/

    https://postimg.org/image/fl2c8vflb/

    О наименовании улицы Стандартной. В послевоенные годы при упоминании жилья очень часто добавляли пояснение: «шлакоблочный», «новорублённый», «старорублённый», ну и, естественно, «барак». Встречалось мне и слово «стандартный», обозначавшее, судя по всему, обыкновенный частный дом — по типу деревенского. Возможно, эта улица в Чувашах получила своё название именно из-за того, что была застроена обыкновенными домами?

    • ситуация такая — от Советской Армии до Измайловского пер. площадка формально была закреплена за заводом и людей могли в любой момент снести и это кроме того, что много заводчан жило на Бобруйской и рядом

    • Андрей в Штатах прошел мучительный путь от левого и либерала к консерватизму и лекция это движение в том же направлении

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s