Толевый на карте куйбышевского метро 1930-х годов

водоканал - оранжевый, красный пунктир - наземное метро 1930 годов, синяя звезда - брошенная водокачка Ростелекома, желтый треугольник - станция водосмягчения

водоканал — оранжевый, красный пунктир — наземное метро 1930 годов, синяя звезда — брошенная водокачка Ростелекома, желтый треугольник — станция водосмягчения

За политической возней в Самаре народ как-то не обратил внимания на одну великую вещь — на блоге Евгения Синюкова перепощена карта того метро, которое Советская власть планировала и уже начинала строить в городе Куйбышеве в 1930 годах.

Даже страшно представить, как будет кусать локти демократическая общественность Самары, когда станет известно что проклятый тиран и большевик Сталин не только хотел превратить цветущий купеццкий «Чикаго на Волге» в индустриальный мегаполис, но и построить в нем метро одновременно с Москвой и Харьковом. Это какое же унижение!

Про само куйбышевское метро 1930 годов надеюсь подробно расскажет сам Евгений, а мое внимание на этой карте привлек район поселка Толевый.

Во-первых, по сравнению с картой города от 1927 года

здесь прибавилось каменоломен — рекомендую — посмотреть современным жителям частного сектора в Толевом, что было в том месте, где они сегодня живут.

А, во-вторых, заинтересовала линия водопровода, которая тянулась из старого города вдоль железной дороги на Безымянку. Она шла строго по линии будущего метро. Ее расстояние судя по отметкам на карте составляло от жд вокзала до Толевого 4680 м и от Толевого до Безымянки 3300 метров.  водоочистка была там, где красное

По трассе водоканала существовала даже станция водосмягчения (водоочистки от известняка). Судя карте она находилась, где-то на современной улице Кричевской, ближе к жд.

На  той же Кричевской в 1930 годы находилось городское овощехранилище (дожило до конца 1940 годов), а потом эта площадка была застроена в порядке самозахвата частным сектором.

карта выложена диггерами в отвратном разрешении, по ней можно ориентироваться только имея под рукой нормальную карту 1927 года

Что дает нам линия водоканала вдоль жд? Еще весной 2015 года мы с Евгением Синюковым поняли, что в компании СКС нет полной схемы городских водоканальных сетей части города, примыкающего к Самарке (например Запанского и Речной). Именно поэтому специалистам СКС приходится порой даже выполнять экспертизу, протекающей из труб воды, чтобы определить по составу жидкости их это вода или нет?

эта вода из непонятных сетей у жд уходила и в 2010 году, но только в 2015 году после экспертизы выяснилось, что вода — не водоканальская?

Реклама

15 responses to “Толевый на карте куйбышевского метро 1930-х годов

    • выкладывайте карту нормальную, кто у вас там жлобиться?
      люди все карты уже даже НКВДшные Куйбышева в сеть кинули, а вы все шифруетесь как дети…

      • Поддерживаю! А то т. н. диггеры очень уж любят играть в конспирацию.
        У вас вот в блоге очень часто попадаются интереснейшие карты, но к сожалению лишь разрозненные листы. Вы их где-нибудь в одном месте собираете / выкладываете? Например упомянутые НКВДшные карты, где их можно достать?

        • где достать на бумаге не знаю, а вот найти у меня в блоге можно по метам — Самара карты и фотографии, там сразу все фото вылезают

          • Я имел ввиду сканы, конечно. Вот например другие листы приведённой карты 1927 года…

  1. В какой степени целесообразно прокладывать линию метро параллельно уже существующей железной дороге, да ещё и столь близко к ней?

    • начало 1930 годов — только зона вдоль жд была цивильной — в других частях города был просто лес (сады) и отсутствие дорог

  2. По «Надземному метро» (проект), сказать что-либо сложно. А вот по поводу водопровода…
    Известно, что все более-менее значимые станции в конце 19 и первой четверти 20 века имели сооружения для заправки паровозов. Можно увидеть водонапорные башни «старой конструкции» (то есть с «излишествами») вдоль большинства веток. В Кинеле, В Кротовке, в сторону Уфы, в сторону Москвы…
    Сначала, водозаборы были из поверхностных источников, чуть позже — из шахтных колодцев и скважин.
    Судя по всему водозабор на карте — поверхностный из Самарки. Скорее всего береговой, так как река мелкая и выносить оголовок в русло и вести самотечные трубы в насосную на берегу смысла не было. А по поводу станции умягчения воды…
    Все знают, что вода у нас жесткая, что в Волге, что в Самарке. Известняки, все же, Самарскую землю слагают. Чтобы накипи в паровозных котлах, да и в трубах не было, воду умягчали. Сейчас, в основном, ионообменные фильтры ставят, а в те времена известью умягчали. Ну, если популярно «подобное подобным» выводили 🙂
    В одном из Ваших постов даже фотографии полуразрушенного водозабора имеются, видимо, из тех времен. Я тогда еще предположил, что — для питьевых целей тот водозабор. А вот про железную дорогу как-то не подумал.
    И первые промышленные водопроводы в Городе на реке были, как раз не из Волги, а именной из Самарки!
    И, по правде сказать, все водоснабжение в Самаре, России, да и в Мире от железных дорог пошло. Это уже потом, для людей делать стали, ну, чтобы там с пожарами, эпидемиями бороться или «для комфорту» 🙂 А сначала — для паровозов… И специальность есть такая в теперь уже приказавших долго жить строительных институтах 😦 . «Водоснабжение и канализация» называется, ВК… Так вот, изначально ее в Питере, в Железнодорожном институте учредили, чуть ли не при Крепостном праве. Так и называется сейчас — Петербургский государственный университет путей сообщения имени Его Императорского Величества Александра Первого! Сам граф Клейнмихель Пётр Андреевич утверждал сию специальность!
    А тогда, не так как ныне. Завалишь зачёт или курсовик не сдашь — получи пять дён карцера, за провал экзамена али еще за какое безобразие (ну, преподу надерзил, типа) — десять плетей от экзекутора. Если не дворянин, конечно… А поборов со студентов — в жисть не было! Тогда б сразу на Сахалин, прямо по Пикулю… Ну, вам историкам, конечно, знать вернее!
    Кстати, здесь на Блоге много, чувствую, ВК-ашников сидит. И все под Никами шифруются, под этими, самыми… ой! слово забыл. Ну так еще фильм называется, где один синего цвета инопланетянин на драконе летает, и пиндо…, пардон, наших Стратегических партнеров из лука колбасит… 🙂

    А если серьезно, хороший пост, понравился! Спасибо!

      • КЛЫЧ (сбой в ID, никах, аватарах и прочей компфигне, поэтому вот так. А если не объявлюсь, подумают, что Тролль 🙂

        Рад, что понравилось!
        Как-нибудь надо бы в популярной форме рассказать о проблемах водоснабжения в Городе на реке… Причем, без чернухи, а чисто в историческом ключе. Рассказать, что некоторые проблемы просто невозможно решить на сегодняшний день и это — объективные условия, а не происки всяких «редисок» :-). Но рано или поздно, эти проблемы будут решены.
        Также, рассказать о проблемах водоотведения. Связать их как с природными факторами, так и с существующей застройкой, например. Показать, что и в других крупных городах, эти проблемы объективно имеются. Причем, не только в России, но и за рубежом.
        Описать все это в популярной форме, так как даже для «технарей» — все это будет выглядеть скучным…

  3. Судить надо по делам, а не по намереньям. А то так и Титова можно облыбызать за проект Фрунзенского моста, за автомагистраль центральную и тд. Список маниловщины можно расширить. Особенно.при советах любили копать котлованы и рыть каналы. Тут даже до этого не дошло. Не понял только как могут сочетаться водовод и метро, обычно такие коммуникации выносят из зоны строительства?

  4. Так карта очень схематичная. «Нитки» водовода (существующего) и метро (проектируемого 🙂 ) по факту могли и отстоять друг от друга на расстояние на много большее, чем допустимый разрыв. Мало того, водовод этот, по сравнению с Метро, сооружение малозначимое. Сортамента в двенадцать-пятнадцать дюймов (300 мм) за глаза хватит, чтобы воду от «заборника» протолкнуть километров на 10-15 для обеспечения всех паровозных нужд по ветке. И до Пятилетки могли дотянуть и даже до Средней Волги, а больше и не надо. А уже дальше, там свои водозаборы имелись, в Кинеле например, в Алексеевке. Я их в свое время все облазил.
    И потери напора всего-то метр на километр линии, для тогдашних насосов пустяк…
    А вот если уважаемый Мозговед метро называет «маниловщиной», то я с ним полностью согласен. Проект, в тридцатые, может и был. И не один вариант, а несколько. Но они, конечно, не были реализованы.
    Хотя, кто знает? Не надо лишать людей их Мечты 🙂 🙂 🙂

    • КЛЫЧ
      Да, башню знаю, красивая, прямоугольная. А вот откуда воду в нее забирали сказать не могу. Может и из речки.
      Кстати, за ради хохмы, а может и выпендрежа.
      Чтобы вытащить (на тройку) или наоборот, окончательно завалить студента-двоечника по ВК ему задавали вопрос:
      — Для чего нужна водонапорная башня?
      Если он отвечал, типа для создания напора, все, считай завалил. 🙂

  5. КЛЫЧ (снова в оффтоп хулиганю)
    Вот за что люблю Водоснабжение (имею в виду техническую дисциплину), что оно вне политики.
    Водопровод, он и есть водопровод: и при царистах, и при культистах, и при волюнтаристах, и при застоистах… И при Михал Сергеиче, и при Борис Николаиче.Ну и сейчас, при всем Уважении! 🙂

    А все же, не подглядывая в И-нет, естессно, для чего нужна водонапорная башня? Кто-нить может ответить?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s