Поджабный Затон, родивший РЭБ

так затапливало Поджабный затон

так затапливало Поджабный затон в половодье

Еще 7 лет назад на блоге рассказывал о судьбе поселения Поджабный Затон на острове Поджабный.

карта 1964, поселение еще существует

Теперь в руки попала дополнительная литература, которая проливает свет на историю этого населенного пункта (В. Казарин Идут караваны судов, Куйбышевское издание 1985 г., тир. 5000 экз.).

Оказывается его судьба неразрывно связана с нашей нефтью. Еще в 1950 годах, когда еще только управление пароходства Волготанкер официально перебазировалось в Куйбышев, ему сразу же ставилась задача — создать мощную ремонтную базу для нефтеналивного флота. Здесь же на тот момент имелись лишь небольшие мастерские, расположенные в Поджабном затоне. Сама акватория затона еще с 1880 годов использовалась для зимнего отстоя судов нефтяного каравана и к 1917 году свой флот на острове официально держала компания «Братья Нобель» (суда для перевозки хлеба на Поджабном не зимовали). мельница с samara-clad.ru

Задача создания серьезной производственной базы в Поджабном затоне была возложена на П. Тютина, который впервые в самарские затоны  попал еще в 1931 г., потом в 1950 году его снова откомандировали в Куйбышев уже директором ремонтных мастерских Поджабного затона, роль который росла день ото дня. Так по сравнению с 1949 г. здесь в 1950 годы ремонтировали в полтора раза больше судов. Все больше оставалось их напротив города Куйбышева и на зимовку.

Владимир Емец, 2,5 года, фото с хозяйкой в Затоне им. Куйбышева в посёлке Речников Татарской АССР — 1948г.

Помогло росту значения Поджабного затона и переселение из зоны затопления, Куйбышевского водохранилища, запланированное на 1952-1955. Так в поселок переехали специалисты по ремонту судов из затапливаемого села Ново-Мордово Татарской АССР. Переселенцам деньги выдавали на обустройство на новом месте без проблем.

"связь времен", уходящая в Поджабный затон.

«связь времен», уходящая в Поджабный затон.

Однако и у затона Поджабный не было будущего. Он часто затапливался (даже  до появления Саратовского вдх), а необходимые материалы сюда доставлялись за 7 км из областного центра зимой по льду на лошадях, а с весны на лодках. Такое положение с логистикой не устраивало Волготанкер.

домик егеря на месте затопленного поселения сохранился до сих пор

домик егеря на месте затопленного поселения сохранился до сих пор

Поэтому уже весной 1958 года началось строительство новой базы нефтефлота на Сухой Самарке в Куйбышеве.

Но это уже была другая история…

с samara-clad.ru

Что же касается Поджабного затона то его официальная история кончилась после появления Саратовского водохранилища. Хотя как рассказывал краевед Олег Ратник собиратели металлолома вывезли из Поджабного затона корпус и паровую машину дореволюционного буксира только в 1990 годы. При этом паровая машина была сделана в Бирмингеме ещё в 80-е годы 19 века и представляла собой настоящий музейный экспонат.

15 responses to “Поджабный Затон, родивший РЭБ

  1. Reblogged this on За Самаркой and commented:
    По истории поселка речников — Сухой Самарке давно искал книгу, она выходила к юбилею Волготанкера. Быть может у кого-то пылиться на полках?

    • спасибо, громадный поселок — школа, обалдеть, последние «деньки» доживал до затопления, о проблемах его подтопления в газете ни слова, одни хотелки о социалке, видимо перед выборами писали

  2. Нет, это было через год после предыдущих выборов и за год до следующих.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s