
«Территория» родила бум среди технической интеллигенции
Часть первая. Как все начиналось!
Совершенно в последний год у Петра Пантелеймоновича работы не стало. Раньше, хотя бы на Заводе Города на реке… изыскания удавалось проводить. А теперь, в кризис, как будто отрезало! Сократила Корпорация расходы на исследования, да и проектно-изыскательские работы в регионе свернула, объясняя «оптимизацией затрат».
Сам-то Петруша человек далеко не бедный, хотя и «без понтов». В состоянии был пережить личные временные трудности. Но людям зарплату платить надо, а банки или вообще в кредитах отказывают, или такие ставки заламывают, что волей — неволей в кабалу можно себя загнать.
В сопредельных с Областью регионах та же история. Вот и нарядил Петр девушкам — камералочкам поискать на тендерных площадках Корпорации хоть что-нибудь для поправки бедственных обстоятельств.
Где-то через неделю с небольшим отыскали девушки одно интересное предложение. И название у предложения было расплывчато-забавное: «Провести комплексные инженерно-экологические изыскания на Обустроенном Участке Территории и разработать способ снижения негативного воздействия на данный участок от постоянно образующегося ОСОБО ОПАСНОГО ОТХОДА».
Для непосвященных, изыскания – это такая инженерная разведка с выездом полевиков на место, шурфовкой, отбором образцов грунта, почв и воды, их анализом, камеральной обработкой данных и окончательным составлением Отчета. Только у инженер-геологов – под разведкой понимается поиск полезных ископаемых, а у инженер-экологам – еще и состояние окружающей среды требуется оценить, токсичность отходов, например.

территория манит и Самарцев
На самом деле, работа выглядела трудоемкой и не очень денежной, так как в кризисы Корпорация всегда позволяет себе расценки урезать. Но на безрыбье и рак рыба — браться все равно надо было.
***
— Девчата, а Территория — это где?
— Петр Пантелеймонович, Территория – это район Крайнего Севера, за полярным кругом. Там, где Тундра с Арктической Пустыней соприкасаются. Территорию еще Олег Куваев в своем одноименном романе описал, а недавно и фильм сняли, где актер Лавроненко сыграл главного геолога по прозвищу «Будда». Участок, где работы проводить требуется, чуть южнее Таймыра расположен. По сводкам Гисметео, там сейчас еще тепло, не более минус тридцати градусов. Вот, правда, пурга метров пятнадцать в секунду, но для вертолетов, пусть даже и двадцатилетней давности – это сущая ерунда! (смайлик)
— А-аа… Смотрели-смотрели мы этот фильм с женой, как же! Но тот Будда, он же романтик! Такие они – шестидесятники, понимаешь! Я же, Петр Пантелеймонович, хозяин частной изыскательской фирмы, из другого замеса выполнен — самый что ни на есть прагматичный человек! « За туманом и за запахом Тайги» на Севера не поеду… Да и вообще туда не поеду. Буду «ковать победу в тылу», то есть в Городе на реке… А вот кондовых мужиков найду, которые за нас работу выполнят и на север их отправылю. Мы же с вами, девчата, на генподряде обогатимся.
Кстати, это с какой такой тоски на Территории вдруг отходы появились? Там что Голубые города под стеклянными куполами понастроили, типа, хе-хе-хе?!
— Пётр Пантелеймонович, у вас сведения какие-то дремучие, времен Куваевского романа, когда в сороковые-пятидесятые годы на Плато Путорана оловянную руду — касситерит нашли, а затем Будда, Монгол и Баклаков золотые россыпи отыскали.
Уже во времена вашей юности, в восьмидесятые годы, в юго-западной оконечности Территории «Черное золото» обнаружили! Нефть всю романтику напрочь поубивала! Пришли буровики, обустроили кусты скважин, насажали вахтовых поселков и вот уже без малого тридцать лет по трубам, да танкерами нефть на Материк гонят в наши с вами цивилизованные места… Заодно, конечно, и окружающую среду, Тундру, да Арктику загрязняют! Так нам жалко милых мишек и песцов, что даже плакать хочется!
— О-оо! Девчата, вот это как раз по мне! Мишек надо в зоопарк отправить, а из песцов мы шубы нашьем! Правильно старик Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!».
— Петр Пантелеймонович, ну жалко все же природу-то! Как-то эти ваши высказывания очень уж цинично выглядят!
— Ты Алеська мне тут демагогию не разводи! Северную природу ей, видите – ли, жалко! Как шубки менять, да новенький Хайлендер соляркой заправлять, так не жалко тебе северной природы! Лучше продумай, кто за нас с тобой в экспедицию на Севера поедет, а за одно техническое предложение подготовь, да такое, чтобы заказчик расцвел и клюнул!
— Предложение я, конечно, подготовлю, но ведь у них тендер! А это значит, что кроме нас еще несколько заявителей будет участвовать! И не известно еще, кто победит. В такие районы не очень-то подрядчики стремятся из «Городов на теплых реках…». Работу-то, почти всю, зимой надо сделать.
— Вот на это-то я и рассчитываю! Ничего, будем сбивать им цены, пока сами не отпадут… Постараемся обвертеть, по возможности законно, без подмазок! И еще подумай, кого лучше всего на руководство поставить? Может мне с Калистратом переговорить?
Петруша, как законченный мажор, с Северами никогда дел не имел и поэтому решил все рубануть одним махом:
— Калистрат Пафнутьевич, есть для тебя и твоих людей одно дельце субподрядное, легенькое, дальше некуда, просто начать и кончить! Надо бы в экспедицию на Севера слетать и разведочные работы там произвести. Как, возьмешься?
— При всей моей дружбе и уважении, Петруша, не дам я тебе своих людей. Туда добираться нужно на трех самолетах, двух вертолетах, да еще, возможно, по зимнику. Не на собачьих упряжках, конечно, все же Двадцать Первый век на дворе! Однако вездеход или джип с огромными колесами, типа Йети, так спину растрясет, что потом мои проектанты, долго еще работу выполнять не смогут. У Гипа Гаповича, вообще суставы больные, да и давление иной раз зашкаливает. И потом, в новостях я слышал, как пару недель назад прямо в этих краях вертушка разбилась, люди погибли!
— Ну ладно, ладно, не очень-то за Гипёшу решай! Я сам с ним поговорю!
— Нарываешься, однокашник, однако! Своих людей в экспедицию готовь, а Гипёшу я тебе не отдам!
***
— Слушай, Гапыч! Ну куда ты на старости-то лет собрался? Не слушай этого му..ка Петрушу, ему лишь бы бабло срубить! Есть у тебя работа, и люди твои, вроде бы не голодают! Не шикуют, конечно, по нынешним-то временам, но и не бедствуют. Давай подождем, а там, глядишь, кризис пройдет. Они, эти кризисы, всегда рано или поздно, заканчиваются! Не хочу я, старый боевой товарищ, рисковать тобой! Там, на Северах, наверное, одни медведи, да уголовники. Ты же ГИП, Главный Инженер Проекта! Не барское это дело, в Туруханском районе простату морозить! А если вдруг не захочешь меня послушать чисто по-дружески, то приказом по Организации я тебе запрет могу устроить!
— Калистрат Пафнутьевич! Как сотруднику фирмы, ты мне запретить, конечно, можешь, хоть приказом свой запрет оформляй! Но как Профессору Политеха препятствовать мне в экспедиции прав не имеешь! Очень мне на Севера скатать хочется, молодость вспомнить, а заодно посмотреть, как там за тридцать-то лет все поменялось. Поеду, если надо, за свои деньги! Тем более, прошлый отпуск я еще не догулял!
— Конечно, за свои поедешь! Заказчик без аванса работу Петруше настрополяет. А Петруша-жлоб никогда из своего кармана раскошеливаться не захочет и выдаст подъемные чисто символические…
Долго еще Калистрат Пафнутьевич с Гипом Гаповичем препирались…
И вдруг, открывается дверь, и на порог винтажного Калистрашиного кабинета вваливается…. кто бы вы думали? Да конечно же Клыч, собственной персоной!
-Сколько лет, сколько зим, Клычуха, греховодник! Какими судьбами?
Друзья обнялись, и откуда-то из Калистрашиных загашников на письменный стол орехового дерева стали вылетать разнообразные вкусные и вредные вещи…
К л ы ч (после третьей рюмки). Вот, премию литературную получил, за пьесу «Отходное место», а потом, как отрезало! Нет темы! А нет темы, нет и вдохновения! Хочу в производственном репортаже себя попытать, но писать про местные заводы, да областные окраины как-то не раззадоривает. Может вы, матерые инженера-проектанты, тему мне подбросите, а? Уж больно меня жаба душит, когда такие классные репортажи Грегоркон, Гон-69 и Селеста Руса на своих блогах публикуют!
К а л и с т р а т (все еще благодаря своей комплекции трезвый) Ну ты и сравнил, Клычуха! У наших уважаемых блогеров образование специальное имеется, журналистский опыт, подготовка. Потому и читать их интересно. А ты, как был халявщиком, так им и остался. Производство забросил, с Полинкой развелся, кое-как, заочно-заушно литкурсы закончил! Нет, они тебя закончили — как и прежде пишешь с ошибками! А замахиваешься на такую глыбу, как производственный репортаж! Получишь от комментаторов что-нибудь типа: «…если честно, то вот именно по стилю изложения — …уйня полная… слишком нудно для непосвященных. Думайте о всех потенциальных читателях, в том числе и тех, кто не погружен в нюансы… автор точно не Шелестов…» (Денис Саров) или «…поддерживаю, насчет полной …уйни! Даже читать полностью отпало желание после первого абзаца. Я так понимаю простым человеческим языком писать не интересно…» (Андрей).
Лучше, давай-ка возвертайся в инженерку, многое ведь ты умеешь. У меня и для тебя дело найдется!
Г и п Г а п о в и ч. Есть, есть для тебя, Клычуха интереснейшая тема! Похлеще чем про ЗИМ, получше, чем про генплан Барселоны… А слабо тебе со мной за Полярный Круг скатать? Кстати, лететь на Севера возможно только через «Город на реке Енисей…», где твоя старая зазноба Полинка сейчас обитает. Мы тебе за нее чуть морду по молодости не набили, да ты вовремя в свою Карелию слинял!
Изложил Гипёша Клычу суть предстоящей работы! Мол, интересные темы всегда на Северах были, особливо в районе Территории. Воспрянул Клыч, как молодой олень ягель рогами колупает! Хочу, говорит, с тобой, Гип Гапович, на Территорию слетать, а там, хоть трава не расти!
Рассудительный Калистрат Пафнутьевич их опять отговаривать принялся, да где там! Если уж что взбредет на ум двум нашим непоседам, ни какой палкой уже выбить не получится!
К а л и с т р а т. Ладно, если хотите лететь, чёрт с вами! Дам я вам подъемных, чтобы более-менее вольготно себя в экспедиции чувствовали. Только, смету мне представьте, хотя бы ориентировочно, все-таки, денежки, счет любят! И самое главное, Неприкосновенный Запас хорошенько продумайте. Вдруг вертушка авторотацией ёб…тся или в тундре вы заплутаете. Так чтобы не сразу окоченеть, а немножко еще и помучаться, обязательно НЗ нужно иметь ха-ха-ха!
Одежка у вас, наверняка имеется, малица там, пуховик какой-никакой, унтята. Чтобы спички парафиновые взяли, шоколад, Газпромовскую тушенку, леску с крючком… А вот от меня, тебе Клычуха, окромя подъемных, еще и фляжечка засапожная, коньяком наполненная. Эту фляжечку через любой металлодетектор пронести можно, если умеючи, конечно! Мало ли где согреваться представится, все же Территория — это не Лазурное Побережье… Только вы фляжечку сразу-то не опорожняйте. Когда обратно в «Город на реке Енисей» с Северов вернетесь, вот тогда и растаривайте, а до этого – боже упаси!
Следует отметить, что из перечисленного списка наши друзья почти ни чего не взяли, кроме фляжечки, конечно! Ну и еще много разных фляжечек тоже не забыли, чтобы в долгой дороге часы коротать.
продолжение следует…