Библиотека-купальня….

эти книги ущли в подростковый клую

эти книги ущли в подростковый клую

Действующие лица

Библиотекарша (40-60 лет)

Новый (владелец) директор библиотеки (30-40 лет)

Место действия: библиотека.

Библиотекарша. (Пятясь в дверь спиной.) Сюда, пожалуйста, господин директор…

Директор. (Оглядывая зал.) Тут у нас что?

Библиотекарша. Читальный зал…

Директор. Ну и как?

Библиотекарша. В каком, простите, смысле?

Директор. В смысле, как идет чтение?

Библиотекарша. Как вам сказать… Конечно были времена… (Разводит руками.)

Директор. (С сомнением.) М-да… Прямо вот так, значит, и читали?.. Нет, это не годится. Не современно, я бы сказал, отстало… И неудобно… Сейчас так уже никто не читает… Сейчас другое время… Нужны новые формы обслуживания, нанотехнологии… Запишите: столы и стулья убрать, пол выложить плиткой, освещение сделать мягче, по углам пальмы… а тут повсюду расставить ванны с морской водой…

Библиотекарша. Позвольте, как же это… ванны?! Ведь это сырость, у нас же книги…

Директор. Что ж, вы, быть может, думаете, я не понимаю? Думаете, если я раньше банями заведовал, то ни в чем другом и не смыслю?

Библиотекарша. Но ведь это библиотека…

Директор. Конечно библиотека, но какая библиотека?

Библиотекарша. Филиал… имени 50-летия демократии…

Директор. Отлично! А главное-то, главное что? Не знаете?.. Вот темный народ!.. Вы посмотрите в окно! Что вы видите? На дворе ХХI век. Прежние библиотеки-читальни устарели. Новые подходы нужны, новые, так сказать, смелые решения… Изобретать надо, экспериментировать! Шагать в ногу с эпохой, так сказать… Что это такое? Сиди, глаза ломай… Скукотища, тоска. Кто ж это в наше время просто так читает?.. Да сейчас за читателя бороться надо, конкуренция вон какая — радио, кино, телевиденье… интернет, в конце концов! А вы представьте себе: человек, после тяжелого трудового дня приходит в библиотеку, погружается в ванну с морской водой, над ним тихо качаются пальмы и сексапильный литературный работник в соответствующем обстановке костюме читает ему, например, Конфуция. Да к нам народ повалит, от читателей отбою не будет…

Библиотекарша. Но, где же мы возьмем столько морской воды?

Директор. С этим я договорюсь, у меня связи на железной дороге… Сейчас это очень недорого… (Кивает на соседнее помещение.) А там у нас что?

Библиотекарша. Стеллажи с книгами…

Директор. Как?! Разве еще сохранились бумажные книги?.. Ай-ай-ай… Как это не современно… и опасно! Это же пожар может случиться! Надо же, в наше время — и бумажные книги! Неслыханно! Весь мир давно перешел на электронные носители, а вы… Ну подумайте сами: гибнут леса, страдает экология, засоряется Байкал… Стеллажи надо разобрать, а на их место поставим бассейн!.. И сауну… Пусть читатели плавают и слушают книги… Будем, так сказать, облагораживать людей и духовно, и физически… Из Крыма завезем лечебной грязи, у меня там свои люди. Очень недорого…

Библиотекарша. (Мечтательно.) А я слышала: грязи омолаживают…

Директор. Ну, разумеется, для сотрудников по себестоимости… Только надо работать по-новому, не так как раньше… Вот вы как раньше работали?

Библиотекарша. Я? Как все… с девяти до шести…

Директор. Вот! Сразу виден вчерашний день. Ну, подумайте сами, кто ж это в наше время днем в библиотеку ходит? Где вы видели банкира или чиновника, который днями просиживает в библиотеке?

Библиотекарша. Не видела… у нас всё больше старики и дети…

Директор. Вот! Куда ж это годится? А остальные? Те, кто от зари до зари заседает в офисах и прочее… Вы о них подумали? Что ж они хуже остальных, что ли? Что ж они, по-вашему, читать не хотят? Хотят, еще как! А возможности никакой… Надо идти им навстречу. Надо помогать людям!..

Библиотекарша. Что же делать, Лазарь Елизарыч?

Директор. С понедельника переходим на круглосуточный график!.. Пора, наконец, подключать скрытые резервы, искать таланты, воспитывать свои кадры… Вот вы еще сами очень даже ничего, я вам без всякой лести говорю, могли бы и стриптиз потянуть в качестве живой иллюстрации к Эмилю Золя…

Библиотекарша. (Краснея.) Но… но я не могу, у меня муж…

Директор. Мужа возьмем охранником.

Библиотекарша. А дети…

Директор. Дети будут разносить рекламу, они все равно вокруг вас целый день крутятся… Кстати, кто у нас еще в штате?

Библиотекарша. Народ все возрастной: Тетя Глаша — уборщица, Вероника Маврикиевна — литературовед, а Авдотье Никитишне в гардеробе недавно девяносто стукнуло, она еще победу демократии помнит…

Директор. Вот! Засиделись… загубили хорошее дело! Нет, уважаемая, сейчас такой фокус не пройдет… По-новому надо смотреть на вещи, омолаживать кадры… Значит так: тетю Глашу оформим массажисткой по совместительству, Веронику Маврикиевну отправим учиться на педикюршу… В фойе поставим игровые автоматы, чтобы очередь не скучала. Там что? (Заглядывает в соседнюю комнату.) Ага! Там будет рулетка, там покерный стол, там стриптиз-бар и шатер для релаксации… Штат конечно придется расширить, персонал доставим из провинции, сейчас это очень недорого… Эх, да если дело пойдет, и Авдотье Никитишне местечко подберем, будет гадалкой при гардеробе… Главное, чтобы народ читать начал, потянулся, так сказать, к прекрасному, доброму, вечному… (Слышится шум за окном.) Что там?

Библиотекарша. (Выглядывая в окно.) Грузовик подъехал.

Директор. А, это, наверное, ванны привезли, я еще утром заказывал. Идемте смотреть! Как вас? Я все забываю…

Библиотекарша. Олимпиада Самсоновна.

Директор. Ну вот что, Олимпиада Самсоновна, (на ходу) вы назначаетесь заведующей первой в истории библиотеки-купальни! Поздравляю!..

Библиотекарша. Спаси, Господи… (Крестится и семенит следом.)

Олег Солдатов, взято отсюда 

чтобы гости блога не раздумывали насколько фантастичен этот сценарий, сегодня выставлю некоторые указания нашего департамента культуры самарским библиотекарям.

4 responses to “Библиотека-купальня….

  1. До Пелевина, точно не может дотягивать, потому что Пелевин романист и эссеист, а не драматург. Скорее, в стиле раннего Арбузова. Во-первых, как и в пьесах Арбузова, имеет место психологическая коллизия- просматривается грядущий конфликт глубоко противоположных нравственных позиций держиморды-директора, ослепленного жаждой наживы и интеллигентной Олимпиады Самсоновны, пребывающей в ограниченном библиотечными стенами, и глубоко привычном для нее духовном мирке провинциальной библиотеки.
    Во-вторых, автор театрального скетча «Библиотека-купальня», совмещает сиюминутно-бытовое со вневременным. С одной стороны действие развивается здесь и сейчас, по-видимому, в нашем «Городе на реке…». С другой стороны, гардеробщице «недавно девяносто стукнуло. Она еще победу демократии помнит».
    Трагичность бытия у автором конформируется в виде сатиры, доведенной до гротеска!
    Несколько смазан фон… Но, впрочем, более тщательное воплощение обстановки библиотеки-купальни предоставим совместным усилиям театрального режиссера и декоратора, при развитии скетча в пьесу, естественно.
    А так, очень даже неплохо. Твердая Вам четверка, Игорь Алексанрович!

  2. Постмодернизм? Это потому что Пелевин пишет в постмодернизме? Гоголь с Салтыковым-Щедриным разве постмодернисты или Булгаков? У них ведь тоже элементы фантасмогрии имели место. Но, в то время и понятия такого не было. Вполне может под критический реализм подпасть, если развить в многоактную пьесу.
    Впрочем, возможно, в пьесе-скетче «Библиотека -купальня» есть элементы постмодернизма и, в частности:
    -есть определенная фетишизация директором библиотеки, как предмета потребления;
    -Грегоркон, в лице своего главного персонажа — держиморды-директора, с иронией, но без наивности переосмысливает прошлое (былой дух библиотек), понимая, что уничтожить его невозможно, ибо уничтожение библиотек и книг, в целом, приведет к духовной и интеллектуальной немоте;
    -лично у меня, по прочтении пьесы-скетча, возникло ощущение, что в мире царит парадигмальная установка на торжество Хаоса (за примерами далеко не надо ходить, весь наш город хаотичен, но в этом и есть его своеобразие);
    — вера в прогресс и торжество разума в пьесе -скетче, также не просматриваются, по-видимому из-за ее незавершенности. Директор пытается убедить Олимпиаду в надлме ценностной системы прошлого, открыто навязывая персоналу в стенах «модернизированной» библиотеки целый букет непотребных вещей.
    Так что, уважаемый Мозговед прав в том, что стиль постмодернизма в пьесе слегка присутствует

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s