Одармол Самары в прошлом и будущем

Семен Пиявский с одаренными детьми, 1990 годы

Семен Пиявский с одаренными детьми, 1990 годы

Кому-то кажется, что тема работы с одаренными детьми возникла в регионе внезапно и только при ныне действующем губернаторе, однако это не так. Специалисты знают, что еще в конце 1980 годов очаги работа с талантливыми ребятишками возникали то там, то здесь. Локально. И первоначально это было инициативой не государственной, а корпоративной. Направленной на привлечение талантливой молодежи в определенные учебные заведения. Например, один из таких очагов возник еще в последние годы Советской власти (1986г.) в Куйбышевском инженерно-строительном институте им. Микояна при кафедре Семена Пиявского. Потом эта форма работы получила официальное название «Линия элитной подготовки» (ЛЭП)

ЛЭП взаимодействовал с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов Минобразования РФ, Международным интеллект-клубом (ГЛЮОН), Самарским областным центром технического творчества учащихся и охватывал ребят, начиная с 9 класса и кончая последним курсом вуза.  В год в среднем на ЛЭП обучалось порядка 130 школьников и 30 студентов. С ними занимались 13 профессоров и 12 доцентов из строительного института. Общее количество выполненных работ в 1990 годы — 1081, в т.ч. выполнено школьниками 757, студентами 324.

Посмотрел, как оценивались работы учащихся ЛЭП от строяка в 1990 годы — медали всероссийских конкурсов — 16, дипломы -52. 17 человек стали различными стипендиатами: фонда Сороса (6 человек в 1997г.), правительства РФ (1 чел. в 1995г.), администрации Самары, один студент получил грант на обучение США. В общем  хорошо, но маловато будет при таком объеме учащихся. Потом в 2000 году ЛЭП превратился в Факультет информационных систем и технологий Самарского государственного архитектурно-строительного университета и тогда в информационно-рекламных материалах о его деятельности стали писать: «Факультет информационных систем и технологий и его предшественница – ЛЭП – воспитали более полусотни лауреатов и победителей Международных и Всероссийских конкурсов исследовательских работ. Многие из них стали преподавателями нашего факультета, кандидатами наук. Наши выпускники ВСЕГДА находят себе интересную, высокооплачиваемую работу в России и зарубежом. Наши выпускники работают в США, Германии, Канаде».

Почему такие в общем-то не самые высокие показатели для такого большого количества обучающихся на ЛЭП, если судить по количеству дипломов и медалей? Думаю причина этого, в том, что тогда не было государственной заинтересованности в подготовке именно элитных кадров для России (обратите внимание, что работа для них прежде всего находилась за границей, а Сорос был одним из главных спонсоров), ну а, кроме того, сами педагоги, все поняв с государством, сами сообразили о том, какую утилитарную пользу могут принести им талантливые дети и особенно их родители.

Сейчас ситуация кажется изменилась и поменялся заказчик на производство талантов. Среди заказчиков снова появилось родное государство. Первыми это поняли в соседней Мордовии— не случайно же на последней азиатской физической олимпиаде, проходившей в мае в Шанхае, дети из этой автономии (лицей для одаренных детей) взяли три золотые медали.  

У детей из системы Семена Пиявского таких результатов за 11 лет работы с одаренными детьми не было (при этом международные научно-практические конференции Семен Абрамович на своей базе проводил), хотя понятно, что он работал только в масштабах только одного вуза и во время кризиса после краха СССР, а у соседей целая республика — поле эксперимента.

Конечно и сегодня строительные вузы России пытаются работать с талантливой молодежью, но здесь задача, как думаю, опять же формулируется в рамках в рамках выживаемости институтов для повышения ЕГЭ абитуриентов, чисто корпоративно, пережить период демографического спада. 

И еще одна мысль не оставляет меня — поскольку в Самаре мерило таланта ребенка — это толщина кошелька его родителей, то на Средней Волге отбор талантов тоже мог протекать по этой же формуле. Какие еще могут быть победители на азиатских играх, главное, чтобы ребенок потом нашел высокооплачиваемую работу на Западе! Не случайно даже патриотически настроенные депутаты Самарской Губдумы с восторгом рассказывают, что в МГУ, где учатся их дети, висят предложения студентам о работе на корпорацию Боинг

В общем, полагаю, не один вуз Самарской области, каким бы способностями не обладали его менеджеры не способен вытянуть программу поиска и развития талантливых детей, такое под силу только государству.

А что же оно?  Традиционно региональный минобраз рассказывает на эту тему, что в Самаре: широко используются такие «прошедшие проверку временем» формы работы с одарёнными детьми как гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов, центры дополнительного образования и технического творчества, проводятся интеллектуальные и творческие состязания, расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры и науки, организуются занятия в очно-заочных школах для учащихся по разным отраслям знаний, проводятся учебно-тренировочные сборы по подготовке к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, осуществляются в рамках научно-практических конференций школьников исследовательские проекты и краеведческие экспедиции.

Особенно доставляет формула «прошедшие проверку временем», ну и на много они прошли проверку? Разве только в том, чтобы лоббировать за счет государства интересы образовательных учреждений, где учатся дети элиты, а не элитарные (одаренные) дети. А где такие результаты, как хотя бы в Мордовии? Видимо «самарские Ломоносовы» не выдерживают конкуренции среди кошельков родителей — не зря же Меркушкин еще несколько лет назад объявил о серьезном финансовом поощрении тех преподавателей, чьи учащиеся добьются серьезных результатов — это была первая попытка губернатора обратится поверх голов лоббистов в образовании напрямую к преподавателям и родителям действительно одаренных детей.

Следующей попыткой выправить ситуацию с этими детьми стало создание в 2013 г. на базе ГБОУ «Самарский областной лицей-интернат» Самарского регионального центра для одаренных детей.
Обучающимися Центра в 2014/15 учебном году стали 166 учащихся 9-11-х классов образовательных учреждений Самарской области, успешно прошедшие конкурсный отбор в Центр (в 2013/14 учебном году — 233 школьника). В 2014/15 учебном году обучение осуществлялось в очно-заочной форме. Заочный режим реализовался через дистанционное обучение, в рамках которого слушателям была предоставлена возможность выбора темпа и времени обучения в соответствии с выбранной программой курса и режимом обучения. Очные занятия проводили преподавателя региональных вузов, педагоги, имеющие опыт подготовки победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
В перспективе Центр будет реорганизован в самостоятельное юридическое лицо и будет иметь свое здание. Комплекс образовательного центра по работе с одаренными детьми будет располагаться на 3-й просеке в Октябрьском районе Самары. Кроме учебных корпусов комплекс Центра будет включать общежития для детей и для преподавателей, бассейн, физкультурно-спортивную зону и зону отдыха.

Схема развития Центра будет такой: в 2015 году произойдет подбор его руководителя, педагогов, тьютеров, научных руководителей.
Кадровый состав Центра пройдет через курсы повышения квалификации. В 2016 г.  на работу в Центр примут преподавателей и специалистов «первой волны», тогда же будет организовано обучение и проживание «первой волны» (80 человек) на базе Самарского областного лицея-интерната (разработка учебных программ для них должна произойти в этом году).
Ну, а к 2017 году область должна получить уже построенный и оформленный центр с набранными учащимися и сотрудниками. Искренне надеюсь набранными не по традиционно самарским коррупционным прихватам, хотя результаты работы такого центра (медали и дипломы международных и российских олимпиад) не нарисуют никакие «Тицианы» из самарского министерства образования.

Еще хочется верить, что в будущем работа для такого самарского одармола найдется в самой  России, а не за ее пределами.

4 responses to “Одармол Самары в прошлом и будущем

  1. Который сверху — очень на меня похож в девстве.
    Но у Пиявского я не занимался и людей этих не помню…
    Может и с какой-нить конференции молодежи…
    А главное — майку под рубашку западло было носить 🙂

  2. Хочу позлобствовать… 🙂
    При всем уважении к КуИСИ, Альма- мать её и к профессору Пиявскому лично, не знаю ни одного кандидата, защитившегося под его руководством… Ну есть, наверное кто-то, но я не знаю. А мы, кстати, в одном Совете.

  3. Нет, конечно Семен Авраамович человек в КуИСИ уважаемый. Всё же тяжело рулить кафедрой на восьмом десятке :-). Но, уж как есть. А, вообще, на мой взгляд ну не должен профессор-математик (да и вообще, любой профессор), заниматься школьниками. Пусть даже и самыми-самыми одаренными. Это только в фильме 70-х, с Олегом Далем показано было, для хохмы, наверное.
    В реале, профессор может, на крайняк, наблюдать за одаренными детьми, предоставив воспитательную, методическую и пр.работу с ними доцентам-педагогам. А вот когда они закончат школу, потом институт с красным дипломом и пойдут в аспирантуру (к профессору, естесственно), вот тогда и снять сливки. Но если одаренные пришли к тебе, проучились три года в аспирантуре (а тебе, кстати нагрузка шла, вместо аудиторных), а потом не защитились… Тогда такого «профера» надо в доценты переводить 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s