Как возродить рабочий класс в Самаре?

к приезду учителей были приготовлены жилетки и литература

Кажется сейчас эта мысль, после того как губернатор еще несколько лет назад взял линию на повышение престижности рабочих профессий, стала одной из основных для чиновников всех рангов. Как направить молодежь на рабочие места, не меняя ничего в системе тех ценностей, которые преподносятся с экранов российского ТВ и не возрождая системы принудительного труда. При этом одно из условий такого направления то, что денег больше не будет и длинного рубля рабочий не получит.

1 мая — в день международной солидарности трудящихся самое время поговорить о том, как возрождать рабочих в Самаре.

зал был приготовлен для презентации завода

жаль, что эти приготовления к встрече с учителями не были востребованы

Хотя в моей семье, где отец трудился рабочим на заводе «Прогресс» до 35 лет, пока не закончил вечернее отделение Индустриального института, таких вопросов не задавали — мать после 35 лет обучала рабочий класс в вечернем авиационном техникуме на заводах Металлист, Аэродромного оборудования, КРС, Строммашина, 9 ГПЗ, а отец перед пенсией тоже приобщился к этому процессу — готовил молодую рабочую смену строительных профилей в ГПТУ №13.

автобус с учителями автограда после продолжительного совещания на «Прогрессе» еще заблудился в Самаре

И отец, и мать имели за плечами опыт работы в заводских и строительных коллективах и поэтому общаться по учебным планам с молодыми пролетариями для них было сродни удовольствию — и это при том, что в ПТУ не ангелы учились. Они, как и большинство педагогов в среднем профессиональном образовании отлично знали, как нужно строить профориентационную работу с учащейся молодежью хотя демографическая ситуация и в 1980 годах была не простой.

физики были рады, что в конце-концов нашли Электрощит

Сейчас министерство образования Самарской области заново пытается изобрести «рычаг», с помощью которого оно смогло бы обратить внимание школьников на рабочие профессии в регионе.

педагоги разделились, часть пошла в заготовительный цех

Одно из последних ноу-хау — областное совещание на этой неделе учителей, ведущих в школах физику, на заводе Прогресс, совещание которое закончилось экскурсиями педагогов-предметников на крупнейшие предприятия региона.

Дело хорошее — казалось бы кто лучше учителя, ведущего точную науку, может подсказать подростку куда ему направиться после окончания школы (9 или 11 классов).

о заводе рассказывает Евгений Лонщеков

«Город на реке Самара» тоже был свидетелем того, как делегация учителей физики из Тольятти прибыла на завод ЗАО Электрощит — ТМ Самара.

Почему именно тольяттинских на Красную Глинку? Потому, что как объяснили сами гости — их самарских коллег отправили в цеха завода «Прогресс». Странное разделение — может кому-то из чиновников минобраза кажется, что «Электрощит» находится где-то по соседству с автоградом? Ну, да ладно.

Александр Миронов

Еще о самом прибытии — сотрудники завода ждали гостей из Тольятти после 13.00. В цехах, где собирались водить на экскурсии, в целях безопасности были остановлены даже цеховые краны, однако ни в 13.00 ни в 14.00 гости из Тольятти на завод так и не прибыли. Во-первых, их поздно отпустили после конференции и обеда (долго заседали), а, во-вторых, народу не объяснили, как добраться до «Электрощита» и поэтому автобус с педагогами автограда сначала уехал в другую сторону.

беседка отдыха у цеха произвела впечатление на учителей

В результате тольяттинские учителя добрались до завода незадолго до окончания рабочей смены и поэтому программу знакомства с «Электрощитом» пришлось откорректировать. Если раньше гостям собирались показать видеопрезентацию завода, потом провести обучение т/б (для этого специально был забронирован большой зал переговоров), то после приезда учителей дело ограничилось техникой безопасности, раздачей специальных жилетов и буклетов, краткой информацией о заводе и экскурсией по цехам.

«Город на реке Самара» находился с той частью учителей, которых по своему подразделению водил Александр Миронов — начальник Заготовительного цеха — одного из лучших на заводе (он буквально нашпигован современными станками),

краны должны были остановить в 13.00

И вот какие наблюдения вынес из увиденного: учителям физики было действительно интересно то, что им показали. Однако, господа, как же бедно живут педагоги автограда! Они брали небольшую металлическую штамповку для лабораторных работ, как меру измерения — нормальных мер, как я понял, у них в школах нет.

И еще — обратил внимание на пожилую учительницу, которая снимала все происходящее на айфон. Поинтересовался у нее — зачем она это делает? Оказалось физик обещала детям показать тот завод, на который поехала — она будет делать небольшую презентацию. Вот здесь я просто споткнулся — выходит не зря «Город на реке Самара» 15 апреля просил губернатора на встрече с блогерами, чтобы местные СМИ больше рассказывали о предприятиях и ученых региона — этой информации в медиа по прежнему нет.

Какие еще мысли посетили: в прошлом году, рассказывая о хорошо оборудованных и укомплектованных классах трудов в школе №118, «Город на реке Самара» задавался вопросом — а сколько всего подобных классов существует в регионе?

святая святых цеха — небольшое КБ

учительница снимала, чтобы показать школьникам, что такое завод

Думаю, не ответив на этот вопрос, не проведя инвентаризацию системы трудового воспитания в школах, невозможно по серьезному заниматься профориентацией в школах в масштабах региона. Конечно, можно озадачить физиков задачей привлечения детей на заводы, а биологов назначить ответственными за работу в сельском хозяйстве, но логичнее было бы если бы этим занимались трудовики. Во-первых, они знают, что такое трудовой процесс, а во-вторых, они не ведут тот предмет по которому в школах сдают ЕГЭ и ГИА. Физики, химики и другие предметники, по которым идет сдача единого госэкзамена объективно заинтересованы, чтобы дети в шли учиться в вузы по их предметам, тогда они заработают на репетиторстве. У трудовика же такой заинтересованности нет, хотя ее можно и создать дополнительно, если выпускники будут выбирать заводы.

DSC_5597

учителя были в восторге от лазерной резки

учителя нашли в цеху пособия для лабораторных работ по физике

А еще «Город на реке Самара» думает, что в наблюдательные советы при региональном ТВ и тех медиа, которые живут за счет бюджета надо вводить представителей от крупнейших работающих промышленных предприятий региона типа «Прогресса», «Электрощита», «Кузнецова», ВАЗа. СМИ должны транслировать мотивацию к уважаемому в обществе производительному труду.

Только прошу не путать промышленников с ТПП Самарской области («Город на реке Самара» поработал с Фомичевым в общественном совете при минимущества и видит, что общественник он никакой).

Еще же лучше будет если какой-то рабочий орган будет создан и при министерстве образования — «Город на реке Самара» видит, что заводы Самарской области очень заинтересованы в притоке молодых кадров, они готовы работать над этой задачей совместно с любым органом власти, но людям, очень обидно, когда профориентационная работа выхолащивается из-за каких-то мелочей и недоработок.

Реклама

15 responses to “Как возродить рабочий класс в Самаре?

  1. Да, проблема стара и движется по принципу: как сделать из убыточного предприятия прибыльное ничего в нем не меняя. Тут как в анекдоте всю систему менять надо, а не поддакивать начальству, во многом благодаря действию или бездействию которого мы и докатились до жизни такой.

  2. А как его возродишь? Повысить ЕГЭ в ВУЗЫ — институты без студентов останутся; дать броню от армии — генералы без солдат останутся. Зарплату повысить — олигархи без прибыли останутся 🙂 Да и не тот сейчас, в основной своей массе, рабочий класс, который был раньше. Легче — в ларьке сидеть или менагером быть, чем 8 часов у станка стоять.
    Дойдем скоро до того, что скоро как в Европе, в качестве квалифицированных рабочих будут гастеры. В прочем, на КНПЗ и НкНПЗ рабочие смотрятся очень респектабельно! У половины, если не у всех — высшее или среднее специальное.
    Не знаю, конечно, работает ли сейчас понятие «пролетарий» в буквальном смысле? Вроде, цепей уже нет, у всех какая-никакая собственность, Ильич новый не появляется, за брата мстить «другим путем» не собирается, Аврора на ремонте была, кажется, да и Нева с Волгой обмелели, не пройдет крейсер 🙂
    Кстати, у меня есть прикольные фотки первомайской демонстрации 2 года назад, в Ницце. Идут рабочие, чистые французы (Прованс) с красными флагами с серпом и молотом. Средний возраст — лет 50- 60. Улыбаются, полиция всем машинам дорогу перегородила, тоже улыбается. Я с одним ажаном побалакал на смеси французского с нижегородским, спрашиваю, чё им не хватает? Он — как что? Первое мая — положено ходить.
    Спросил потом в кафёхе у знакомых туристов — соотечественников: не боитесь, ребята? — конечно боимся. Я им — У Контра! Бойтесь буржуи призрака — вон он по Европе все ходит! Они — Кто б говорил, сам ты контра, Преображенский х…в! Тот, булгаковский, хоть яйца людям лечил, пользу мужикам приносил, а ты тут все свалками, свалками в карьерах на заграны зарабатываешь!
    Извиняюсь, за синтаксис, пунктуацию и матюги, выпимши, малость после грядок. Всех читателей и Руководителя Блога от души поздравляю с Первомаем! С праздником, Товарищи!

      • Долго обдумывал предлагаемый вариант с коммерческими вузами. Действительно, данных учреждений в Самаре хватает. Кажется, их количество больше, чем госвузов. Но общее число студентов составляет, по моему мнению, не более 10% от всех, кто учится в госвузах. Конечно, статистики у меня нет, цифры потолочные. Однако, все коммерческие вузы Самары — самое большее, по тысяче, двум тысячам душ. А так — человек по пятьсот наберетя в филиалах. Анулировать данные учреждения, в принципе, возможно, но погоду этим не сделаешь. Другое дело, если повысить ЕГЭ. Сейчас, практически каждый выпускник 11 класса может поступить на маловостребованные специальности госвузов (ну если не окончательный дебил, конечно). Кроме того, есть еще внебюджет, кусачий для многих родителей, но не очень смертельный. Как сказал цинично один местный начальник: «Высшее некачественное образование у нас получить можно в два пинка, тем более на официальной, коммерческой основе. Прожирают и пропивают больше». Он хоть и м…к, но определенный резон в сием циничном высказывании имеется.
        Рабочий класс можно поднять, в том числе, улучшив условия труда. Они у нас остались на уровне прошлого века. Многие квалифицированные операции за рубежом, давно роботизированы, а мы все стоймя у станка. Даже на Ваших фото SE это видно.
        По поводу большей зарплаты у офисного планктона, по сравнению с современными высококвалифицированными рабочими, то же не могу согласиться. Зарплата сварщика, например, на НПЗ (5 разряд) несколько больше, чем 15-20 тыр. Думаю, что и токари, и фрезеровщики на Авиакоре получают больше (при наличии заказа, конечно). Потому, как ушли бы в комки, с заводов. Вон — ревизию газонокосилки в одной частной районной шарашке сделать — потребовали 1000 р, а там работы с гулькин нос. Хороший рабочий, с руками и «малопьющий» 🙂 всегда на жизнь заработает.
        Главное, все же — условия труда. Как их поднять без значительной потери прибыли — это главная проблема. Условия труда — это не только ТБ и эргономика. Это еще и экология. Участвовал в одном проекте предприятия. Когда подбили смету, затраты на природоохранные сооружения составила до 40% всех капиталозатрат. Естественно, хозяева тратиться не будут.

        • если роботизировать все — рабочих на SE останется — расскажу про шоу-рум в парижском офисе — сами поймете, что SE как раз профи по автоматизации

          коммерческих вузов больше чем 10%, считайте СаГА, МИР, всякие Восточные университеты, институты бизнеса и управления, предпринимательства, туризма, современные и т.д. вы просто рынок этот не изучали

          а поступить на маловостребованные специальности — согласен. в 2013 г. в СХИ продлили набор на бюджет на несколько специальностей потому что не набрали абитуры — это вообще беспредел

        • «По поводу большей зарплаты у офисного планктона, по сравнению с современными высококвалифицированными рабочими, то же не могу согласиться. Зарплата сварщика, например, на НПЗ (5 разряд) несколько больше, чем 15-20 тыр. Думаю, что и токари, и фрезеровщики на Авиакоре получают больше (при наличии заказа, конечно).»
          = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
          Ну во-первых НПЗ — эт другая «страна»)) Во-вторых квалифицированный спец с 5 разрядом может найти конечно же достойную зарплату. Просто речь шла о возрождении рабочего класса, а чтобы зарабатывать нормально и получить высокий разряд на заводе, как правило, уйдёт 7-10 лет. Про условия труда Вы правильно заметили, у того же сына соседа элементарно нет горячей воды, умываются после смены холодной, станки старые. Начальник цеха у них — полный идиот, бывший военный, «пристроенный», такого во времена СССР и слесарем бы не взяли. Будут коммерческие вузы или нет, это проблемы не решит, людей надо привлекать, а не загонять как скот, чтобы они шли от безысходности — не выход.

          • хорошо заметили про защиту молодых рабочих — все-таки раньше эту функцию выполнял комсомол, сейчас — никто
            и насчет условий труда — тоже в бровь
            а вот насчет загонять не соглашусь — у сына несколько парней после 9 класса пошли на коммерческие отделения вузов — там обещали, что они сразу студентами станут, специалистами по финансовым рынкам будут работать в туризме и банках, бедные семьи напрягались, но платили ….
            в итоге сейчас парень работает на стройке — напрасно потеряны 3 года, куча денег и он без специальности — коммерческие вузы часто просто дезориентируют самых беззащитных

    • «Легче — в ларьке сидеть или менагером быть, чем 8 часов у станка стоять.»
      = = = = = = = = = =
      Не только легче, но и что главнее — прибыльнее. До тех пор, пока на большинстве предприятий будут платить 15-20 тыр за квалифицированный труд рабочим, ситуация не изменится. У соседа сын отучился, закончил техникум, щас на заочном в политехе, работает на заводе 4-й год, хочет уходить. Зарплата маленькая, от звонка до звонка, проходная, а главное — никаких перспектив, весь путь наверх — строго по блату.

        • х.з., может и нужен, только на заводе реально пахать надо, а в ларьке иль в офисе каком — вряд ли, спецовку не стирать, да и руки после смены тщательно не отмывать.

  3. Да, практически на всех заводах, да и не только на заводах, делают карьеру в большинстве случаев по блату. А если сам пробиваешься, то только к старости, когда уже в я…х нету мочи, что-то достигаешь. Правда мне, по роду деятельности, знакомо несколько очень умных молодых ребят и девчат, которые «селф-мэйк-мэйден». Но они, скорее, исключение из правил. Кстати, подобное было и в СССР, но, разумеется, не в таких масштабах.

  4. Как возродить рабочий класс?… А как возродить учителей и вузовских преподавателей, чтобы поборами не занимались? Врачей, чтобы лечили грамотно, не за бабло, а по клятве Гиппократа? Инженеров, чтобы технике кусок души отдавали, а не в «свалочников» перерождались? Абитуру, студентов и выпускников гуманитарных вузов, чтобы, хотя бы на форумах писали на правильном русском языке?
    Ни как уже не возродишь в обозримом будущем! Может лет через … много, когда роботы нас заменят.
    А тематика данного

    • на Электрощите видел этих самых рабочих — вполне уважаемые люди, там есть специальные программы профессионального роста, короче там с блатом проблемы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s