Ода техникуму (достойно отдельного поста)

… Всегда считал, что для производственных специальностей вместо идиотского вузовского бакалавриата в нужно поднимать значимость техникумов. Особенно это касается строительства, нефтянки, машиностроения и, конечно же, сельского хозяйства. Родители стремятся дать детям высшее: легче уйти от армии, годы не теряются, веселая студенческая жизнь и, конечно же, престиж. Сейчас и техникумов приличных почти не осталось, разве что КИПТы какую — то традицию сохранили. Но если идти в инженерку всерьез, с прицелом на здоровую карьеру на производстве — технарь вещь просто не заменимая. По молодости, работал после ВУЗа на севере. Весь ИТР был техникумовским и любого инженера могли за пояс заткнуть. Как-то, уже в аспирантуре (80-е гг.), предложили подработать в техникуме: повести курсовик. Техникум тоже северный. По началу, отнесся со скепсисом. А когда вник — просто обалдел: программа спецпредметов сразу с первого курса (для выпускников десятилеток, конечно). Учебники — те же, что и в вузах. Контингент был очень добротным. И много практики.
Технари работали и ГИПами, и Главспецами в проектных организациях. Старики из Гидропроекта рассказывали, что всю инфраструктуру нашей ГЭС проектировали выпускники техникумов. Инженеры только рулили. Да и в ОКБ авиазаводов тоже сидели технари. Знал одного специалиста (Дитя Войны), у которого не было возможности учиться 5 лет в институте. После седьмого класса поступил в техникум, чтобы раньше начать работать. Он расчеты делал в уме, «тригонометрию видел без треугольника» и стал одним из лучших конструкторов на Фрунзе.
В нашем городе техникумы стали нивелировать где-то в 60-е (оно и понятно — институты развились). Когда я заканчивал школу (79 г.), самые слабые пошли в техникум. Кто посильнее — в те ВУЗы, где были военные кафедры.
Впрочем, мои дифирамбы среднему специальному образованию не распространяются на почти все гуманитарные направления, медицину, а также на одаренных детей, имеющих склонность к фундаментальным наукам. Здесь только ВУЗ и сразу.

17 responses to “Ода техникуму (достойно отдельного поста)

  1. Эк как перепечатали: без купирования и даже не сослались. Шучу-шучу, Игорь Александрович! Я без обид. Но даю руку на отсечение, что в данном посте будет не более 2-3 комментов.

    • а может и меньше, а ссылаться на Клыча — как?
      знал бы имя — написал, это без проблем — комментарий очень хороший

  2. Если дадите свой личный Е-мэйл, напишу. Я не профи в компьютерных делах, но разве Вы, как модератор, не имеете сведения о наших е-мэйлах?

  3. «Впрочем, мои дифирамбы среднему специальному образованию не распространяются на почти все гуманитарные направления, медицину …» А чем Вам медицинские училища не угодили? Как и среди институтов есть училища отвечающие своим требования и есть не отвечающие. Но само существование учреждений среднего медицинского образования, как их не назови, оправдано и жизненно необходимо. А кто же будет выпускать медицинских сестёр? А фельдшеров без которых сейчас тоже не обойтись? Во всех странах существуют средние медработники. Медсестру или фельдшера нельзя сделать из недоученного врача (медика-бакалавра). Принцип подготовки их разный. Правда сейчас открыли при некоторых мединститутах факультеты медицинских сестёр с высшим образованием. Но там готовят не медицинских сестёр, а «управленцев» средним медицинским персоналом.
    Так что существование средних медицинских учебных заведений оправдано и жизненно необходимо. Нужно обратить внимание на качество учебного процесса в них.

    • Уважаемый semba! Я ни в коей мере не умаляю важность медицинских училищ, тем более, что их остается все меньше. Включив медицину в перечень направлений, по которым необходимо поступление в ВУЗ сразу после школы (наряду с фундаментальными науками) я имел в виду сложность подготовки врача. Я далек от медицины, но полагаю, что даже семи (а с ординатурой и восьми-девяти) лет недостаточно, чтобы подготовить полноценного врача. Наверное потому, что уровень человеческого организма, как системы, на порядки более сложен, чем у любого механизма или сооружения — от трактора до коллайдера. Отсюда и обучение (и мировосприятие) абитуриента должно отличаться от своих инженерных, сельскохозяйственных и пр. аналогов.
      Кроме того, у медиков, в отличие от технарей есть возможность получения непрерывной практики во время обучения — в любой больнице, начиная с сиделок, затем медсестер и далее-далее. Многие студенты меда чуть ли не все 6 лет (до интернатуры) работают в отделениях и получают там полный практический курс медсестры/брата, фельдшера. А вот в инженерных ВУЗах, связь с производством потеряна еще с 70-х. Внешне — и договора есть, и одно- двух месячные практики летом (которые обо всем и ни о чем). При этом на деле рабочих навыков будущий инженер не получает.
      Раньше — были ВТУзы. Семестр учились, семестр работали на заводе или стройке в качестве рабочего, техника, стажера (см. главу «Совмещенка» из автобиографической книги нашего земляка профессора А.С. Малиновского). Сейчас, только в техникумах можно получить наряду с ИТР-ской еще и рабочую специальность.
      Также по поводу медицины. Я очень уважаю средний медперсонал, однако лечиться у них можно только по экстренным показателям. В плановом порядке грамотно лечат только врачи.
      Кто-то мне говорил, что процент поступления в медвузы после медучилищ (и даже после отработки м/с или фельдшером) значительно больше, чем в технические вузы после тенхникумов или ГПТУ.

      • видел как студенты гуманитарии (типа менеджеров) практику проходят — это вообще жесть, принеси — подай, берут только как бесплатных рабочих

        • Уважаемый Игорь, ну у нас всё проще. Заочное отделение медицинских сестёр высшего образования. Как работала она у нас так и работала, на сессии ездила. Разумеется медицине так учить нельзя, только какому-нибудь менеджменту (еле выговорил. но модное слово). Я против и такого обучения в медицине. Вот после такого обучения они претендуют на должность старших или главных медсестёр. Но я всё равно за старшую предпочту ту которая сама на «своей шкуре» прошла огни и воды. И сколько бы меня не убеждали, что главных врачей, как управленцев можно, как пирожки печь в институтах на факультетах менеджмента, я считаю, что хорошим главным может быть только тот который прошёл все ступеньки врачебных должностей и получил дополнительное образование по организации здравоохранения. Вот тогда можно услышать от врачей в спорах фразу — «ну что мы вам доказываем — вы сами всё понимаете!»

          • нет медиа — специалисты по рекламе и маркетингу + социологи

      • Уважаемый Клыч, Вы сами сказали, что далеки от медицины и действительно Ваши представления о ней не совсем правильные. У меня за плечами 48 лет практической врачебной и много лет педагогической деятельности.
        «Я очень уважаю средний медперсонал, однако лечиться у них можно только по экстренным показателям. В плановом порядке грамотно лечат только врачи». Странное у Вас представление о процессе лечения. В любом случае нужно лечиться у врача, а средний медработник оказывает только первую доврачебную помощь или выполняет врачебные назначения. Ни диагностика заболеваний, ни лечение больных в настоящее время не являются какой-то индивидуальной деятельностью одного врача. Самый известный в городе кардиолог не сможет вам помочь без мощной диагностической службы. Но, как правило, вы (пишу с маленькой потому, что не имею в виду именно Вас) даже не поинтересуетесь фамилией врача который «ломал голову» над вашей электрокардиограммой, а уж тем более медсестры которая её вам грамотно сняла. Подумаешь там какая-то кардиограмма? Или вы напишете благодарность врачу-рентгенологу? Сомневаюсь. А где он? Я его и не видел. Да были там какие-то люди в халатах. И только мы врачи «на вес золота» ценим хороших врачей-диагностов, а диагносты своих медсестёр. А Вы видели сколько людей работают в операционной когда идёт сложная операция? Вы потом пойдёте благодарить операционную медсестру или медсестру-анестезистку которая помогала анестезиологу бороться за вашу жизнь на столе? А в процедурном кабинете разве не медсеста вас лечит? Ну эту вы хотя бы знаете в лицо. Но лечат-то медсёстры, а врач только назначает лечение и контролирует. Насчёт постоянной учёбы врачей Вы правы — всю жизнь учимся, но не так как Вы написали, а не реже одного раза в пять лет (как минимум, но обычно чаще) в институтах и академиях усовершенствования врачей. Работа медсёстрами студентов-медиков в виде подработки сейчас, как было раньше, невозможна — необходим сертификат. А его нельзя получить без сестринского образования.
        Так что институт средних медицинских работников существует и будет существовать и его нужно развивать и совершенствовать. Я не интересовался статистикой поступления в мединституты после медучилищ. Но за многие годы моей работы только одна медсестра решила поступить на заочное отделение медсестёр высшего образования. Других заочных отделений в медицинских институтах не существует. А у меня в отделении работали очень грамотные медицинские сёстры.

        • Уважаемый semba! Полностью с Вами согласен. Хочу только отметить, что в мединститутах студентов готовили и готовят в практическом плане много лучше, чем выпускников инженерных вузов. Почти любой врач (даже молодой специалист) умеет делать уколы, перевязки, знает, хотя бы поверхностно, фармокологию и, во всяком случае, не трясется при виде крови.
          А вот технари не умеют варить (сварка), резьбу нарезать, кладку сделать, даже раствор замешать. Вел я лет 10 назад поток из машиностроителей (специальность — сервис и техническая эксплуатация легковых автомобилей). Читал им курс экологии, который, по правде сказать им и не очень-то был нужен. На лекции, впрочем, ходили да и особенно зверствовать не в моих правилах. На зачете мы разговорились. Ребята, дойдя до 5 курса, не могли внятно объяснить устройство карбюратора. А когда дошло до практического ремонта — вообще темный лес. Между тем любой мужик-автолюбитель моего поколения (начало 6 десятка), подобную проблему решит с полпинка. Выяснилось — что практики у них (в полном объеме) не было. Максимум, что смогли — посидеть недельку-другую помощниками менеджеров в офисах автосервисов: бумажки заполняли на компьютере. Вот им-то технарь нужен как никому.

          • Так тема-то о средних специальных учебных заведениях и их выпускниках.

          • не любой, думаю стоматологи не все умеют, а мехфак всегда был слабым, сейчас же он считается вообще приложением к автосервисам

  4. Странное мнение о стоматологах. У нас в больнице отделение челюстно-лицевой хирургии, где хирургами именно стоматологи. Не путайте с зубными врачами — это средние медработники. Но и они всё умеют делать, что нужно среднему медработнику. Другой разговор, что уровень образования в последние годы резко упал. Особенно с введением платного образования.

  5. Господа! Кажется наша дискуссия заходит в беспредметную плоскость. Изначально, в качестве основной мысли поста мною подразумевалась замена бакалавриата, как первой ступени высшего образования в инженерных ВУЗах, на техникумовскую подготовку. Сразу же на первом семестре первого курса должны преподаваться специальные дисциплины. Причем не на уровне «Введения в специальность», а в полном объеме.
    Разумеется, это может быть достигнуто за счет сокращения, а может быть и полного переноса на старшие курсы ряда теоретических дисциплин.
    Например в строительном университете, для специальности «Водоснабжение и канализация» такие предметы как гидравлика, насосные станции, сети, очистные сооружения, технология стройпроизводства, экономика строительства, включая и курсовое проектирование, должны преподаваться сразу, с первого семестра первого курса. А вот высшую математику и предметы иже с ней, которые сейчас начитывают два — два с половиной года на младших курсах, можно перенести на старшие курсы. Естественно, подобное возможно только на некоторых практических специальностях инженерного профиля: в строительстве, добыче и переработке ресурсов, отдельных видах машиностроения, в нефтянке и др. Подобное очень затруднительно, если вообще возможно, на высокоинтеллектуальных инженерных специальностях: системотехнике, АСУ, космической технике, ракетных двигателях и т.п. Данные направления связаны с большей абстракцией и требуют, поэтому, фундаментальной подготовки перед преподаванием спецпредметов.
    Так же считаю, что выпускники целого ряда инженерных специальностей ВУЗов должны обладать, в том числе, навыками специалистов со средним специальным, а иногда и профессиональным образованием. Современные технические ВУЗы обеспечить такую подготовку не в состоянии. Например при Строительном университете был несколько лет назад открыт лицей. Большинство существующих в городе лицеев — это бывшие ПТУ. Однако, не думаю, что учащиеся лицея при СамГАСУ могут после окончания называться полноценными рабочими и уж тем более, техниками: производственная база в СамГАСУ оставляет желать лучшего. Скорее всего, данный лицей есть трамплин для поступления в ВУЗ. Самарский колледж строительства и предпринимательства, с его традициями, даже в современном виде, под эгидой МИСИ, наверное будет посильнее лицея при СамГАСУ.

    Применительно к медицине ничего сказать не могу. Вам, Уважаемый Sebra, виднее. Все же, полагаю, нельзя давать Лечебное дело без предварительной глубокой подготовки в фундаментальных науках: биохимии, физиологии, анатомии. Поэтому и выделил я медицину в предыдущем посте, как высокоинтеллектуальную специальность, наряду с фундаментальными науками (Медицина, собственно, испокон веков была в разряде фундаментальных).

    В подготовке гуманитарных специалистов я также не копенгаген. Наверное, нужно разделять гуманитариев на педагогов и исследователей. А есть еще, например, юристы. Из них спецы по Римскому праву (теоретики) и криминалисты (практики). Вот для последних, на мой взгляд, нужен техникум (школа полиции), а затем, по мере роста — Юрфак. Впрочем, лезу не в свои области, заранее извиняюсь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s