Возвращение к «матрице» Самары (к дню речника)

суда как на параде

суда как на параде

Блог «Город на реке Самара» регулярно обращается к теме речного судоходства, являющего, по нашему мнению, одним из основополагающих стержней, определяющих возникновение, историю и развитие нашего речного волжского края.

То бишь, выражаясь современными понятиями, река и речное судоходство – есть некая исконная самарская «матрица», оказывающая часто незаметное с первого взгляда, но всегда подспудное влияние на происходящее в нашем крае.

Если внимательно приглядеться, то большинство самарских событий так или иначе связаны с рекой.

Для кого-то река напрямую – это жизнь, работа, место релакса, возможность экономического развития и наполнения бюджета.

Кто-то желает собственнически-купечески быть связанным с рекой – отсыпая и застраивая  берега личными коттеджами и причалами, насыпая острова, пытаясь освоить ее «канаткой» или путем речной темы «освоить» бюджеты разных уровней.

Кто-то даже хочет и старается  порушить всё, что связанно с рекой, типа Самарского речного порта.  Но эту ненависть можно объяснить психологически любовью к реке, поскольку от любви до ненависти, говорят, один шаг. Кстати, наверное, этим можно объяснить, что некоторые представители руководства Самарского речпорта, потеряв честь и забыв о благодарности за свою сложившуюся карьерную судьбу, усиленно «трудились и трудятся» на ниве уничтожения их родного предприятия.

суда ООО"СРПП" ютятся вне Самарского речпорта

суда ООО»СРПП» ютятся вне Самарского речпорта

А для многих наших жителей река косвенно – через набережную, прекрасные виды, «дно», связанные с Волгой названия мероприятий/организаций/проектов, — так или иначе присутствует в их мыслях и действиях.

Неслучайно, рассматривая историю нашего города с метафизических позиций, именно в Куйбышеве появился знаменитый авиакосмический индустриальный центр. Ибо где-то вдали, на линии горизонта и за ней, – вода, небо и космос сливаются в ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ!

Отрадно, что и СМИ нашей губернии наконец-то повернулись лицом к Реке, ветеранам-речникам, роли в истории края и всей страны. Вслед за руководством губернии, осознавшим важность и роль речного судоходства и принявшим разумное и верное решение по его развитию.

Посему, в преддверии Дня речника, хочется еще раз обратиться к теме речного судоходства и посмотреть эту тему через призму успешного советского опыта в этой сфере, а именно напомнить про ВОРП (Волжское объединенное речное пароходство), бывшего одним из крупнейших речных пароходств в мире.

В свете имеющегося опыта эффективного функционирования ВОРП хочется сказать младоменеджерам, пришедшим поднимать самарское речное судоходство:

— ЗАЧЕМ «изобретать велосипед», пытаясь тупо внедрить некие управленческие и организационные новшества в стиле последних «учений», явно оторванных от действительности?!

речное судоходство-это единое целое

речное судоходство-это единое целое

— Присмотритесь к опыту и наработкам ВОРП, десятилетиями выработавшим эффективные и надежные схемы и конструкции управления и штатной структуры!

—  Обратитесь к опыту и знаниям ветеранов-речников, тем более они всегда готовы помочь вам возродить и развивать речной флот!

— Не бойтесь признавать свои ошибки и явные несуразности в решениях, ибо это неотъемлемая часть становления грамотного руководителя.

И, в очередной раз (в стиле «Карфаген должен быть разрушен»), обращаем внимание всех т.н. «заинтересованных лиц» на явную тупиковость и вредность принятого явно в бюджетно-меркантильных интересах конкретных личностей решения о выделении направления речных пассажирских перевозок из единого хозяйственного комплекса. То бишь, создание ООО «СРПП», функционал которого ранее был неотъемлемой частью Самарского речного порта.

Примите наконец грамотное управленческое решение о возврате речных пассажирских перевозок в лоно альма-матер — Самарский речпорт – в качестве одного из важных направлений его деятельности.  А сам речпорт сделайте центром «судоходного кластера» (уж очень модно это слово нынче-!), который сможет успешно развиваться не только в сфере непосредственно речных грузовых и пассажирских перевозок (в т.ч. международных), сервиса, бункеровки, судового пути и навигации, но и в строительной сфере, судостроении/ремонте и др.направлениях. Тем более, что толковые предложения в этом направлении есть и представлены руководству порта.

Конечно, нужно уделять много времени, наматывая сотни км в контроле за созданными/создаваемые за млрд.бюджетных средств автодорогами, но все-же не стоит забывать о сотнях километрах речных «дорог», подаренных нашему краю самой Природой!

На реке и связанным с ней производственно-транспортном функционале, этом естественном конкурентном преимуществе («матрице» от Природы) – стояла есть и стоять будет наша благословенная Волжская земля!

19 responses to “Возвращение к «матрице» Самары (к дню речника)

  1. Добавил бы, что, если говорить о матрице, не надо забывать о великом покойнике «Волготанкере» и его судьбе.

    • Это однозначно. Если бы «Волготанкер» был бы сейчас живым и в обл.собственности — это был бы крупнейший налогоплательщик в облбюджет.

        • Есть такое основополагающее жизненное правило (для руководителей оно приоритетно): Слово должно быть подкреплено Делом! Но единожды сказанное слово не является гарантией для дела…
          Вот Титов сказал о необходимости следовать либеральной модели экономики — последовала «интересная» сульбы «шоколадки», «Авиакора», «Волготанкера», мелиорационной системы и т.д.

      • Не был бы. Речные перевозки не такие рентабельные. Крупнейшие налогоплательщики сейчас (если не ошибаюсь) — Самаранефтегаз и АвтоВАЗ. Они бы и при Волгатанкере оставались бы крупнейшими.

        • Себестоимость речных перевозок ниже чем автотранспортом, ж/д и авиа. Хорошо развитые речные перевозки могут поменять всю транспортную логистику грузовых перевозок.

          • Возможно. Тут подсчитывать надо. Но всё-таки, речные перевозки ограничены сезоном (май-октябрь) и направлением (с севера на юг). А железные дороги проложены практически везде и сезоном не ограничены, Автомобильные тоже.

        • Олег, Вы находитесь в плену устоявшихся заблуждений. Почему-то ныне принято при подсчетах — считать как хочется, убирая или не ведая о сопряженных тратах. Это я про т.н. «дешевизну и экономичность» авто- и ж/д-перевозок.
          Почему-то нонешние экономисты и вторящие им менеджеры от власти напрочь убирают из статьи «расходов» — затраты на обустройство, содержание и ремонт дорожной инфраструктуры. А это миллиарды и миллиарды рублей, ежегодно!
          В то же время, в речных перевозках — эта «дорожная карта» создана самой Природой!
          Конечно, осознание «мелкого лавочника» не охватывает такую ширь бытия, но государственные мужи обязаны мыслить в государственном масштабе!
          Кстати, никто и не оспаривает большой вклад «СНГ» и «АвтоВАЗа». Но влад предприятий-«речников» — тоже был бы немалым. Зачем их противопоставлять?

          • Портовые и судоремонтные инфраструктуры — тоже немалые вложения. И ещё шлюзы, плотины.
            Опять-таки логистика — возить с севера на юг или обратно это одно. А отвезите речным транспортом что-то из Москвы в Новосибирск. Как у вас это получится?

          • Недостатками перевозки речным транспортом являются:

            Зависимость перевозки речным транспортом от неровностей и извилистости речного пути и судового хода, от меняющейся глубины реки на всем протяжении маршрута. Это существенно затрудняет прохождение судов большой грузоподъемности.

            Сезонность речной перевозки грузов.

            Более долгий маршрут следования негабаритных грузов.

            Небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов речным транспортом.

          • Отвечу по Вашим заблуждениям:
            — притягивать порты и судоремонт приемлимо при подобном в иных видах перевозок (тогда тут и а/сервисы, авиаремонтные заводы, ж/д-депо и т.п). — сие есть надуманно.
            — неровность и извилистость и т.д — практические данности во всех видах транспорта (даже самолеты не летаю по прямой в точку назначения). И это не зависимость, а обычные реалии.
            — сезонность различна в разных широтах (кстати, и автотранспорт ограничивается в определенные периоды).
            — именно для НЕГАБАРИТНЫХ грузов речной маршрут обычно бывает ЕДИНСТВЕННЫМ.
            — небольшая относительно скорость речных перевозок с лихвой перекрывается большим разовым объемом перевозимого груза (часто — в максимальной комплектации), четким графиком.и наиболее близкой возможностью подхода к точке назначения (страна-то у нас — Великая!)

  2. Титов — это горбачев в миниатюре(только труба пониже и дым пожиже), это организатор разрушения и разорения.

  3. Сообщили, что вечером 5 сентября на остановочном пункте «Солнечная Поляна» произошло серьезное ЧП. Вместе с людьми обрушились мостки, идущие с берега на посадочный понтон. Народ попадал вниз (а там, говорят высота — около 4м). Слава богу, что обошлось без человеческих жертв, хотя постадавшие есть.
    Доигрались, бл..дь, в коммерциализацию, оптимимзацию, нововведения, очковтирательство и прочую барыжную шелуху — в ущерб обеспечению норм безопасности речного судоходства!

    • В продолжение комента,
      На ВолгаНьюс — http://www.vninform.ru/313301/article/na-prichale-v-shiryaevo-obvalilsya-trap-vmeste-s-lyudmi.html
      «По нормам безопасности, принятым в речном судоходстве при пассажирских перевозках—дебаркадер должен стоять в качестве причала, а не легкие плавучие конструкции! А вот судно двигается на реке по вполне объяснимой причине—течением реки это называется.»

  4. В продолжение «юзания» электронного архива «Коммуны» — статья из номера от 12 февраля 1952 года, которая призывает настойчивее осваивать речные перевозки по малым рекам. Приводятся сведения о том, что река Самара считается освоенной на 65 километров. Если взять Дубль-ГИС с нынешним руслом реки, то 65 километров от стрелки выведут нас в Кинельский район к селу Бобровка.

    https://postimg.org/image/jxzeu8i4f/

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s