Об истории баптистов в Самаре

метрическая книга Курлина (ее запись - нижняя)

метрическая книга Курлина (ее запись — нижняя)

Лет 25 назад столкнулся с истерией советской пропаганды относительно религии, особенно это относилось почему-то к баптистам. Их гасили даже в вузовских многотиражных газетах, рассказывая как исключают из вузов студентов-протестантов на 2 курсе (обычно их заваливали на экзамене по философии). Так что в концертах художественной самодеятельности, устроенных дуэтом Старателева — Бегуна относительно баптистов на выборах в Тольятти не увидел в 2012 году ничего нового. Практически тоже самое было и в начале 1960 годов — тогда это писатель Владимир Тендряков описал.

Тем кто вживую сталкивался с самарскими баптистами, пришедшими к вере еще при Советах, рассказывать «страшные истории» об их «кровожадности» было глупо. общение с епископом Виктором Рягузовым развенчивало все мифы.

Хотя не спорю — сейчас пастор-и.о. президента Турчанинов на Украине нанес вреда для протестантов России больше, чем воинствующий атеизм Сталина и Хрущева вместе взятый. Хотя какой нахер из Турчанинова пастор? Обычный бывший комсомольский функционер, почти что-то сотрудник лекторского общества «Знание». И тем не менее.

Однако есть в истории Самары и примеры другого рода. Баптисты, занимавшиеся общественной деятельностью. Ранее «Город на реке Самара» рассказывал про активных старообрядцев, сейчас же хочу выложить текст про евангельских христиан — баптистов.

ВАРВАРА АКИМОВНА КУРЛИНА
потомственная почетная гражданка города Самара

Одними из первых предпринимателей города Самары были купцы первой гильдии братья Георгий Иванович (1836 — 1894) и Константин Иванович (1846 — 1908) Курлины, приехавшие в Самару вместе с женами в семидесятые годы XIX столетия из Уральска, где трое братьев (Георгий, Константин и Александр) вместе с отцом, Иваном Никитичем Курлиным, служили в уральском казачьем войске (1).
История становления этой купеческой семьи братьев Курлиных похожа на десятки других. Скупка земель, скота, хлеботорговля. В Самаре братья имели восемь домов (семь домов по Казанской и один дом на Дворянской улице. Из четырех домов, принадлежавших К.И.Курлину, а в последствии В. А. Курлиной,  сохранился лишь один — на улице Водников).

Всероссийской известностью пользовалась кумысолечебница Курлиных.
Затем братья занялись мукомольной и машиностроительной промышленностью.
Георгий Иванович был женат на Марии Захаровне (1849 г. р.). У него был сын Иван от первого брака, а от второго брака: сыновья — Дмитрий, Александр и дочери — Ольга, Людмила, Мария.
Константин Иванович был женат на Варваре Акимовне (1845 г. р.). Она была старше своего мужа на один год. Семья была бездетной (2).
Жены братьев Курлиных — Варвара Акимовна и Мария Захаровна, стали профессиональными активистками филантропического движения Самары и Самарской губернии, его лидерами. Они пожалуй были первыми женщинами города, кто нарушил «монополию» мужчин на благие дела (3).
Первой обратилась к благотворительной деятельности Варвара Акимовна. Всё началось в 1852 году. А уже в 1874 году в адрес — календаре и памятной книге Самарской губернии она названа попечительницей «Общества попечения о бедных по первой части города Самара».
В 1879 году Варвара Курлина была уже председателем попечительного совета общества.

Варвара Акимовна Курлина увлекла своей деятельностью Марию Захаровну Курлину, которая вступила в общество попечения о бедных в 1875 году. Через два года на общем собрании её избрали кандидатом в попечители.
Так началась их благотворительная деятельность, которой они посвятили около сорока лет.
Несомненно, активизации всех благотворительных обществ в Самаре, способствовала война на Балканах. И прежде всего Самарского местного управления общества попечения о больных и раненных войнах, в Дамский комитет которого входили Варвара Акимовна и Мария Захаровна Курлины.
Они возглавляют сбор пожертвований, как денежных, так и вещами. В результате они собрали и направили в Черногорию 86 пудов шуб, пальто, сукна сорочек, варежек. Посылки с теплой одеждой, мылом, чаем, кисетами с табаком уходили в российскую армию, действующую за Дунаем. Было собрано 1500 рублей на приобретение перевязочных средств, за что Самарское общество попечения о больных и раненых удостоилось благодарности от императрицы.
В летние месяцы 1877 года с разрешения самарского губернатора и по инициативе Варвары Акимовны Курлиной учреждается Самарское губернское попечительство для пособия нуждающимся семьям воинов.
Война за освобождение Болгарии не обошлась без потерь. Она умножила число сирот. И 1878 году в Самаре появился новый приют «Мариинский».
В него брали девочек от 5 до 12 лет. Им преподавали грамоту, арифметику, закон Божий, учили стирать, гладить, готовить еду, рукоделию.
Председателем попечительного совета приюта стала Варвара Акимовна Курлина. Свои обязанности она исполняла не формально. Она договорилась с руководством железной дороги о бесплатной доставки 25 воспитанниц приюта к себе на дачу, где они провели все лето. Большую часть расходов по отдыху детей она взяла на себя (4,5).
1880 год стал не урожайный в губернии. Среди беднейших слоев самарских горожан появились первые признаки голода. Председатель попечительского совета общества помощи бедных нашла свой способ помочь голодающим. При содействии горожан, ей на механическом заводе изготовили кухню, в которой стали готовить и раздавать бесплатные обеды бедным (6).
В 1898 году на средства В. А. Курлиной в Самарской губернской земской больнице душевнобольных для лечения представителей интеллигенции построили павильон, обставленный венской мебелью.
На протяжении многих лет Варвара Акимовна Курлина принимала активное участие в работе попечительского совета Никольского сиротского дома, местного общества Красного Креста. В адрес — календаре Самарской губернии она вновь упоминается, как член этой благотворительной организации (7).
В начале ХХ века финансовое состояние Курлиных ухудшилось. Если за несколько лет до этого К. И. Курлин показывал свое состояние в 750 тысяч рублей, то теперь оно уменьшилось больше чем вдвое.

Когда в 1908 году он умер, на всех его предприятиях было введено казенное правление, а Варваре Акимовне назначили ренту 15 тысяч рублей и оставили принадлежащие ей дома.
Но не смотря на ухудшающиеся финансовое положение, она став членом церкви евангельских христиан — баптистов, изыскала денежные средства на приобретение молитвенного дома.
Варвара Акимовна, не смотря на свой почтенный возраст, до последних дней была активным человеком, участвовала в собраниях общины, деля с верующими радость и горе в эти не простые для страны годы ( I мировая война, революции, смена общественного строя, голод и эпидемии в Поволжье).
Умерла Варвара Акимовна Курлина в Самаре 30 января 1924 года в возрасте восьмидесяти лет (Из метрической книги евангельских христиан — баптистов) и была похоронена на собственном кладбище евангельских христиан (8).

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

1. «Род Курлиных — социально ответственная семья» — газета « Волжская Коммуна» от 27.03.2014 года
2. «Краткая биография Курлиных» — блог Самарских краеведов
3. «Капиталисты и их жены» — сайт Samara. Ru
4. «Общественная и частная благотворительность в Самаре во второй половине XIX начале ХХ века» — из материалов международной научно — исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия»
5. «Самарские миллионщики «в стиле модерн» — «Волга — Бизнес» № 2
6. «Купцы Курлины: история семьи в истории России» И. В. Крамарева
7. Адрес — календари и памятные книги Самарской губернии за 1874 — 1913 г.г. — ЦГАСО
8. Метрическая книга евангельских христиан — баптистов за 1924 год. — ЦГАСО

PS Недавно с В.С. Рягузовым на жд вокзале встречались приезжавшие в регион немцы -меннониты. Якоб Пеннер и Виктор Рягузов знакомы с 1975 года. И вот они встретились через столько лет. 40 лет назад Рягузов занимался молодежным крылом в баптистской организации, а Якоб Пеннер в те годы служил в Самаре.

4 responses to “Об истории баптистов в Самаре

    • вы не представляете масштабы той подлости которую турчинов сделал баптистам России, а сейчас все випы упираются только за три известные церкви

  1. Нарыл сегодня в «Волжской Заре» от 12.12.1987 года материал о наших баптистах, причём имя и фамилия сотрудника газеты, готовившего его, ну очень знакомые.

    https://postimg.cc/hfJYTVRy

    • за этот материал газете от горкома КПСС влетело 🙂 поэтому торой — винтервью с Иоанном обрезали по самое не хочу

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s