Об истории баптистов в Самаре

метрическая книга Курлина (ее запись - нижняя)

метрическая книга Курлина (ее запись — нижняя)

Лет 25 назад столкнулся с истерией советской пропаганды относительно религии, особенно это относилось почему-то к баптистам. Их гасили даже в вузовских многотиражных газетах, рассказывая как исключают из вузов студентов-протестантов на 2 курсе (обычно их заваливали на экзамене по философии). Так что в концертах художественной самодеятельности, устроенных дуэтом Старателева — Бегуна относительно баптистов на выборах в Тольятти не увидел в 2012 году ничего нового. Практически тоже самое было и в начале 1960 годов — тогда это писатель Владимир Тендряков описал.

Тем кто вживую сталкивался с самарскими баптистами, пришедшими к вере еще при Советах, рассказывать «страшные истории» об их «кровожадности» было глупо. общение с епископом Виктором Рягузовым развенчивало все мифы.

Хотя не спорю — сейчас пастор-и.о. президента Турчанинов на Украине нанес вреда для протестантов России больше, чем воинствующий атеизм Сталина и Хрущева вместе взятый. Хотя какой нахер из Турчанинова пастор? Обычный бывший комсомольский функционер, почти что-то сотрудник лекторского общества «Знание». И тем не менее.

Однако есть в истории Самары и примеры другого рода. Баптисты, занимавшиеся общественной деятельностью. Ранее «Город на реке Самара» рассказывал про активных старообрядцев, сейчас же хочу выложить текст про евангельских христиан — баптистов.

ВАРВАРА АКИМОВНА КУРЛИНА
потомственная почетная гражданка города Самара

Одними из первых предпринимателей города Самары были купцы первой гильдии братья Георгий Иванович (1836 — 1894) и Константин Иванович (1846 — 1908) Курлины, приехавшие в Самару вместе с женами в семидесятые годы XIX столетия из Уральска, где трое братьев (Георгий, Константин и Александр) вместе с отцом, Иваном Никитичем Курлиным, служили в уральском казачьем войске (1).
История становления этой купеческой семьи братьев Курлиных похожа на десятки других. Скупка земель, скота, хлеботорговля. В Самаре братья имели восемь домов (семь домов по Казанской и один дом на Дворянской улице. Из четырех домов, принадлежавших К.И.Курлину, а в последствии В. А. Курлиной,  сохранился лишь один — на улице Водников).

Всероссийской известностью пользовалась кумысолечебница Курлиных.
Затем братья занялись мукомольной и машиностроительной промышленностью.
Георгий Иванович был женат на Марии Захаровне (1849 г. р.). У него был сын Иван от первого брака, а от второго брака: сыновья — Дмитрий, Александр и дочери — Ольга, Людмила, Мария.
Константин Иванович был женат на Варваре Акимовне (1845 г. р.). Она была старше своего мужа на один год. Семья была бездетной (2).
Жены братьев Курлиных — Варвара Акимовна и Мария Захаровна, стали профессиональными активистками филантропического движения Самары и Самарской губернии, его лидерами. Они пожалуй были первыми женщинами города, кто нарушил «монополию» мужчин на благие дела (3).
Первой обратилась к благотворительной деятельности Варвара Акимовна. Всё началось в 1852 году. А уже в 1874 году в адрес — календаре и памятной книге Самарской губернии она названа попечительницей «Общества попечения о бедных по первой части города Самара».
В 1879 году Варвара Курлина была уже председателем попечительного совета общества.

Варвара Акимовна Курлина увлекла своей деятельностью Марию Захаровну Курлину, которая вступила в общество попечения о бедных в 1875 году. Через два года на общем собрании её избрали кандидатом в попечители.
Так началась их благотворительная деятельность, которой они посвятили около сорока лет.
Несомненно, активизации всех благотворительных обществ в Самаре, способствовала война на Балканах. И прежде всего Самарского местного управления общества попечения о больных и раненных войнах, в Дамский комитет которого входили Варвара Акимовна и Мария Захаровна Курлины.
Они возглавляют сбор пожертвований, как денежных, так и вещами. В результате они собрали и направили в Черногорию 86 пудов шуб, пальто, сукна сорочек, варежек. Посылки с теплой одеждой, мылом, чаем, кисетами с табаком уходили в российскую армию, действующую за Дунаем. Было собрано 1500 рублей на приобретение перевязочных средств, за что Самарское общество попечения о больных и раненых удостоилось благодарности от императрицы.
В летние месяцы 1877 года с разрешения самарского губернатора и по инициативе Варвары Акимовны Курлиной учреждается Самарское губернское попечительство для пособия нуждающимся семьям воинов.
Война за освобождение Болгарии не обошлась без потерь. Она умножила число сирот. И 1878 году в Самаре появился новый приют «Мариинский».
В него брали девочек от 5 до 12 лет. Им преподавали грамоту, арифметику, закон Божий, учили стирать, гладить, готовить еду, рукоделию.
Председателем попечительного совета приюта стала Варвара Акимовна Курлина. Свои обязанности она исполняла не формально. Она договорилась с руководством железной дороги о бесплатной доставки 25 воспитанниц приюта к себе на дачу, где они провели все лето. Большую часть расходов по отдыху детей она взяла на себя (4,5).
1880 год стал не урожайный в губернии. Среди беднейших слоев самарских горожан появились первые признаки голода. Председатель попечительского совета общества помощи бедных нашла свой способ помочь голодающим. При содействии горожан, ей на механическом заводе изготовили кухню, в которой стали готовить и раздавать бесплатные обеды бедным (6).
В 1898 году на средства В. А. Курлиной в Самарской губернской земской больнице душевнобольных для лечения представителей интеллигенции построили павильон, обставленный венской мебелью.
На протяжении многих лет Варвара Акимовна Курлина принимала активное участие в работе попечительского совета Никольского сиротского дома, местного общества Красного Креста. В адрес — календаре Самарской губернии она вновь упоминается, как член этой благотворительной организации (7).
В начале ХХ века финансовое состояние Курлиных ухудшилось. Если за несколько лет до этого К. И. Курлин показывал свое состояние в 750 тысяч рублей, то теперь оно уменьшилось больше чем вдвое.

Когда в 1908 году он умер, на всех его предприятиях было введено казенное правление, а Варваре Акимовне назначили ренту 15 тысяч рублей и оставили принадлежащие ей дома.
Но не смотря на ухудшающиеся финансовое положение, она став членом церкви евангельских христиан — баптистов, изыскала денежные средства на приобретение молитвенного дома.
Варвара Акимовна, не смотря на свой почтенный возраст, до последних дней была активным человеком, участвовала в собраниях общины, деля с верующими радость и горе в эти не простые для страны годы ( I мировая война, революции, смена общественного строя, голод и эпидемии в Поволжье).
Умерла Варвара Акимовна Курлина в Самаре 30 января 1924 года в возрасте восьмидесяти лет (Из метрической книги евангельских христиан — баптистов) и была похоронена на собственном кладбище евангельских христиан (8).

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

1. «Род Курлиных — социально ответственная семья» — газета « Волжская Коммуна» от 27.03.2014 года
2. «Краткая биография Курлиных» — блог Самарских краеведов
3. «Капиталисты и их жены» — сайт Samara. Ru
4. «Общественная и частная благотворительность в Самаре во второй половине XIX начале ХХ века» — из материалов международной научно — исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия»
5. «Самарские миллионщики «в стиле модерн» — «Волга — Бизнес» № 2
6. «Купцы Курлины: история семьи в истории России» И. В. Крамарева
7. Адрес — календари и памятные книги Самарской губернии за 1874 — 1913 г.г. — ЦГАСО
8. Метрическая книга евангельских христиан — баптистов за 1924 год. — ЦГАСО

PS Недавно с В.С. Рягузовым на жд вокзале встречались приезжавшие в регион немцы -меннониты. Якоб Пеннер и Виктор Рягузов знакомы с 1975 года. И вот они встретились через столько лет. 40 лет назад Рягузов занимался молодежным крылом в баптистской организации, а Якоб Пеннер в те годы служил в Самаре.

9 responses to “Об истории баптистов в Самаре

    • вы не представляете масштабы той подлости которую турчинов сделал баптистам России, а сейчас все випы упираются только за три известные церкви

  1. Нарыл сегодня в «Волжской Заре» от 12.12.1987 года материал о наших баптистах, причём имя и фамилия сотрудника газеты, готовившего его, ну очень знакомые.

    https://postimg.cc/hfJYTVRy

    • за этот материал газете от горкома КПСС влетело 🙂 поэтому торой — винтервью с Иоанном обрезали по самое не хочу

  2. Турчинов не имеет права не то что быть пастором, даже рядовым членом церкви. Он вообще должен быть отлучен от церкви за призывы убивать.

  3. На днях надо было посмотреть кое-какие материалы из многотиражной газеты треста «Куйбышевремстрой». В заметке от 29 января 1979 года, посвящённой проблемам бесхозяйственности, мелькнул знакомый адрес по улице Перекопской, 30. Оказывается, здание для баптистов возводило РСУ-8 вышеуказанного треста — без упоминания о том, для кого конкретно это здание возводится … и без бесхозяйственности.

    https://postimg.cc/jCC7f1MV

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s