Какие дома в Самаре стоят на кладбищах?

IMG_1721

когда начнут копать в некоторых жилых кварталах города будет интересно

Ребята с ресурса www.retromap.ru сделали царский подарок самарцам — наложив старинные карты Самары на современные. Наконец-то стала понятной история многих уголков города. Итак, пошли по теме.

Карта Самары 1927 года – исходя из ее данных хорошо видно что на месте бывшего кладбища Мещанского поселка сегодня находятся жилые дома: Акасаковская 161а, 173, Гагарина 2, 3, 4, 5, 6, 6а, 7,  7а, 7б, 8, 10, 12, 14, Карла Маркса 161, 163, 163а, 167, Митирева 14, 14а, Печерская 1, 2, 3, 3а,  6, 10, 12, 16, комплекс Самарского государственного медицинского университета, частично Клиники СамГМУ, офисные комплексы на Митерева.    В зоне другого кладбища находятся жилые кварталы находящиеся между ул. Чернореческая и Красноармейской (парк Щорса только маленькая часть этого последнего приюта) Что любопытно – Запанской представлял из себя такую деревню большая часть которого состояла из огородов и полей (потом все это затопило). Карта дает возможность отчасти разобраться и с зоной старых каменоломен в Железнодорожном районе: видно, что выработки находились ул. Ракитной, Семафорной, Верхне-Карьерной, Малахитовой, Ново-Урицкой, Тульской,  Игарского переулка, 3-го Карьерного переулка Громадный овраги находились в районе ул. Мяги, Тушинской, Кричевского, Рубероидной, Инвалидной, Индустриальной. В поселке Чуваши южной границей человеческого присутствия (садов) была улица Бобруйская, а западной ул. 8 Толевая.  

Также по этой карте видно, что массив от пр. Масленникова до Ботанического сада занимали Питомники Военных казарм- они доходили до трамвайной линии на Ново-Садовой. После наложения карт 1927 года и современной становится ясно, что железная дорога, которая шла на завод Кинап, после Вилоновской ушла под воду….   

Любопытна и карта Самары за 1925 год, исходя из нее получается, что нынешний стадион Локомотив тоже находится на месте бывшего кладбища.

По карте 1914 года видно, что улицы Затонной вдоль жд ветки по Самарке в те времена не существовало. 

24 responses to “Какие дома в Самаре стоят на кладбищах?

  1. Неверно, эту ветку разобрали ещё до войны. В начале 40-х она достигала только створа улицы Венцека. Дальше по берегу шли причалы речпорта.

    • ЖД путь по берегу Волги от Самарки к тепловой электростанции существовали и функционировали и после войны. Их убрали при строительстве набережной.

  2. надо же, 70 лет назад на месте моего квартала был поселок Стахановский)

    • изучение старых карт одно из самых увлекательных занятий, особенно когда на них родные места

  3. Ещё на кладбище расположены стадион Динамо и дома в пределах Л.Толстого-Арцыбущевская-Тургеневский переулок-Ленинская. Здесь тоже было кладбище.

  4. Бывшая территория Монастыря Иверской Божей Матери занимала 7 гектаров. Что сейчас находится на этой территории конкретно? Навряд ли все захоронения перенесены были?

  5. гм.. я- не коренной самарец, перехал сюда жить в конце 90-х.. и то довольно скоро узнал — из открытых источников! — и интернет был тогда еще экзотикой — о том что практически вся застройка по ул.Урицкого проходит по кладбищам. ..стадион Динамо и Буревестник — даже не говорю — не понять что это бывшие кладбища-погосты — надо быть слепым и глухим.. Странно что для многих уроженцев Самары это некое откровение.. и очень горько..

    • откровение по гагарина и к. маркса
      с жд районом все было ясно, хотя с детализацией до дома никто знаком не был

  6. ..на снимках бросается в глаза качество обработки могильных камней — гладкость поверхности, ровность линий.. нанесенный на них текст — тоже — уровень исполнения «внушает» .. найденные камни которые вы видели — гранит? черный мрамор? время изготовления? — можно приблизительно оценить по срокам захоронений..

  7. А все таки и эти карты и планы наложеннные на современные снимки имеют достаточно высокую погрешность.
    Ради интереса стал смотреть Крестовоздвиженскую церковь в Засамарской слободе -она накладывается на разные точки.
    Попробовал узнать где был плашкоутный мост через Самарку, по большинству карт левее, по некоторым правее от моста на улице Главной…

  8. И совсем непонятно зачем было строить жд вокзал в Самаре окруженный кладбищами? Ведь была ветка в Щепновку, вдоль Самары и Волги… Что чувствовали приезжающие в Самару и попавшие сразу на кладбище??? Эх, и дыра ))))

    • Ну, жд ветка которая шла вдоль Волги от Самарки к тепловой электростанции и далее была всего навсего одноколейным подъездным путём сделанным на весьма неустойчивом береговом грунте, во время паводков оказывалась под водой, а около пляжа засыпалась песком. По ней, как я помню, протаскивали очень медленно не более 2-х -3-х вагонов, в некоторых местах расчищая путь от песка лопатой. Непосредственно перед воротами тепловой станции было разветвление на два пути со стрелкой. За воротами нефтяные баки разрисованные под дома — камуфляж. А там где сейчас набережная там были деревянные лестницы и очень много мусора. Пионеры там металлолом собирали. Где там вокзалы делать?

  9. А что у нас за церковь на месте «Космопорта» на карте 1927 года?… О_о

  10. Странно, в начале 80-х несколько лет жил по К.Маркса 163-20, КГБешный дом, но не от кого не слышал про кладбище… Мы часто играли на пустыре перед домом (до моск.шоссе) в войнушку, рыли окопы и блиндажи, метра на 2 глубиной, но ничего не находили. Может карта и впрямь имеет погрешность?

    • Сергей, в том то и фокус, что в сторону Московского шоссе от вашего дома кладбища и не было — он не шло по границе шоссе

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s