Патриарх ПЕТР

Петр Монастрыский с http://www.kino-teatr.ru

Не любим мы своих современников. Особенно тех, кто на общем фоне выглядит слишком мощно. Для таких всегда находится какая-нибудь пакость. Свой черный пиар. Вдогонку, когда человек уже не в фаворе.

Ну, что тут скажешь свиньям? Искать «козлов отпущения» за их по-скотски прожитую жизнь сейчас уже не модно, а потому пусть попробуют создать хоть что-нибудь толковое, тогда и сами глядишь поднимутся. В глазах окружающих.

пролог: Кузен из Пролеткульта

Уже в 1936-м, в 300 тысячном Куйбышеве существовало 6 театров. Еще больше было планов. Так до 1950-го в столице Средней Волги планировалось возведение трех драмтеатров, двух оперных, театра музыкальной комедии, Радиотеатра, ТЮЗа, театра самодеятельного искусства и двух детских театров на 1500 зрителей. Все это мечтали построить наряду с заводами — гигантами. Хотя еще неизвестно как это могло аукнуться — кроме зданий тут были нужны и кадры, а они в 30-е годы ценились на вес золота. И подрастали далеко от города на Волге…

в гражданскую Якир командовал 530 китайцами в районе Одессы

На должность «начальника штаба» одесских казаков-разбойников 9-летний Петя Монастырский был «назначен» так. Однажды во время Всеукраинских армейских маневров в этот дворик зарулила делегация знаменитостей. Егоров, Гамарник, Уборевич, — всех их привез попить чайку к своей родне Иона Якир — видный командир Красной Армии, герой Гражданской войны, командовавший китайскими красноармейцами на Украине. Кузенов разделяло 19 лет разницы, зато объединяло то, что юный Монастырский был назван в честь их общего деда.

белые ненавидили китайцев

Когда военные на «фордах» отъехали Монастырский в своей «сотне» сразу подрос. В авторитете — ведь про участие в войне китайцев Якира даже в романе Александра Островского «Как закалялась сталь» было написано. Хотя чаще авторитет приходилось завоевывать самому Петру. В страшное и великое время. Ведь в 1930-е в Одессе одновременно царствовали и голод, который потом окрестили голодомором, когда выходя утром из дома, люди натыкались на трупы, и Леонид Утесов. А также французский кинокомик Макс Линдер. Снявший в 1913 г. в Одессе свой клип. Все это многообразие и наложило свой отпечаток на молодого спасателя, трудившегося загребным на восьмивесельной шлюпке. На Аркадийском пляже. Еще мальчишкой он смотрел запрещенный Лазарем Кагановичем фильм «Беня Крик» (был снят в 1926 г.)

кадр из запрещенного фильма

и одновременно участвовал в движении «синих блуз» — пролеткультовском объединении 1930-х. Громя мировых буржуев искусством. Которое позже избрал своей профессией, поступив в Московский ГИТИС. Где сначала веселил однокурсников одесским слэнгом. Разговаривая как шлема. «Тудой — сюдой ходить», «у кого в заду трамвая билетов нет». Иногда одессита в столице и мальчишеские мысли посещали. Так, однажды он в первой шеренге демонстрации двумя руками остановил колонну, шедшую за знаменосцем. Несколько минут праздничная шеренга не двигалась. Тогда это был прямой ход в лагерь, а Монастырскому сошло с рук. Более того, он был еще непременным участникам всяких массовок. Когда на театрализованном празднике, на стадионе «Динамо» все учебные заведения искусств Москвы изображали бои фашистов и Народного Фронта Испании. Куда-то бежали, стреляли, падали. При этом в вузе про то, что Монастырский двоюродный брат Якира (к тому времени «врага народа»), знали, но в партию приняли. В 1940-м, в Краснопресненском РК ВКП(б) Москвы.

сцена I. Патриот в провинции

Во время войны попал в эвакуацию, в Копейск. Там люди от голода не пухли, но и в шахту приходилось спускаться — работать.

театр Воронежа (с vrnnews.ru)

Земля — круглая! После ГИТИСа 25-летнего режиссера распределили в город где родился наш авиапром — Воронеж. Выпустив сначала без диплома — не было бланков. Монастырский приехал на новое место ранним утром и пошел на базар. Прогуляться до открытия театра. Дело было осенью и базар всеми своими красками, лошадьми и фруктами напоминал Сорочинскую ярмарку Гоголя. Но тут Петр увидел цирк Шапито, на раус которого вышел лилипутик в ситцевых штанах и надтреснутым голосом сообщил. «Заходите — билеты купите, за малые деньги — большое удовольствие». Выпускник ГИТИСа был оскорблен в лучших чувствах — куда он попал! Прозрение пришло потом, вместе с работой. Тогда Монастырский понял, что работает в одном из лучших театров России. Даже сегодня он с гордостью вспоминает, что начинал в Воронежском театре имени Кольцова, которым руководил Сергей Вольф.

Потом жизнь опять вела Монастырского по театральной глубинке России. Ярославль, Новосибирск, Красноярск — в этих городах он постигал страну. И проникался гордостью за то, что он — провинциал. Ведь вдали от власти и ее присных художнику всегда проще работать. А в тех же столицах всегда царил «черный пиар». Критиков.

В куйбышевскую драму судьба вынесла Монастырского в сентябре 1955-го. Режиссер Евгений Простов предложил ему ангажемент. Сам город Петр Львович сначала не увидел, живя по замкнутому циклу «дом — работа». Тем более, что тогда 40-летний режиссер не думал, что останется здесь на всю жизнь. Хотя и городская «цивилизация» в ту пору заканчивалась на Маяковской, где спуститься к Волге можно было только скользя на заднице. 46 лет назад в этом месте гостиницы «Волга» еще не было, а потому этот угол считался Тьмутараканью старого города. Знакомилась же с Куйбышевым семья Монастырских чаще на переездах, меняя жилье.

первая общага Монастырского

Первой «стоянкой» была общага на углу Самарской — Ленинградской, там его сын Алексей чесотку схватил и вещи мальчишки жена гладила горячим утюгом.

Вторым местом обитания стал курмыш на Пионерской 33, где Петр Львович делал вентиляцию, чтобы установить на кухне газовую плиту. И не унывал, потому что был не один такой — здесь жили и сотрудники Куйбышевского обкома КПСС.

дом на Самарской площади

Была еще квартира на Самарской площади в «гидростроевском» доме (где долгое время располагался кондитерский магазин), следующим стал дом на Волжском проспекте 33а, а последняя квартира была получена на Чапаевской 210 в первой в городе 12-этажка, построенной в конце 1960-х гг.

последнюю квартиру получил здесь

сцена II. Революция в отдельно взятом театре

Хотя переезды — переездами, а дело — делом. В начале 1950-х куйбышевцы драму игнорировали. Труппа была прекрасная, а театра не было. Поэтому свой театр Монастырскому приходилось возводить вместе с новым городом. Ища новые формы работы коллектива и строя психологию зрителей города. Наполовину, состоящего из пришлого населения. Такой формой поиска общего языка в начале 60-х стали встречи и конференции, которые проводились по формуле «Театр + город», «Театр + зритель». Отдельно общались со студентами, врачами, военными. А вот выступать артистам на заводах с увеселением электората режиссер запретил. Не клоуны. Еще раньше началась борьба за новое искусство. И изживание болезни, пришедшей из XIX века, когда актеры на сцене играли вампуку. Просто подмоторивая свой темперамент под чувства очередного героя. Для этого в 1955-м Монастырский снова на три года сел за парту. В Ленинграде, в творческой лаборатории Товстоногова.

Товстоногов (с vwww.fontanka.ru)

Куда он приезжал наездами с другими видными режиссерами. Именно там они вместе нашли ключ к «закрытому чувству», когда играть на сцене актеру надо было на основе личных переживаний. Собственных препятствий в жизни и того протеста которые они вызывают. Показывая настоящие чувства, а не фальш. Может это предопределило, что наш театр стал лучше. И это не слова. В 1959-м драма с успехом показала в Кремлевском театре «Дело Артамоновых», в 1962-м были уже месячные гастроли на сцене МХАТа. Заметили волжан и столичные СМИ. В общем билеты шли нарасхват. Успешным был и дебют на ТВ — в 1961-м пьеса «Дачный тупик», в 1963-м «Мать».

Константин Ушамирский (с school25-samara.livejournal.com)

В результате новость, что гастроли драмы стали сенсацией в столице докатилась до Куйбышева. Как реклама. И вот театральная революция, о необходимости которой Монастырский говорил, свершилась! В то время как в других городах России у театров были проблемы со зрителями, на Волге билеты в драму превратились в дефицит. А сама драма стала такой же визиткой Куйбышева как фабрика «Россия», пивзавод, ВАЗ и Волжская ГЭС. Хотя рост авторитета театра сначала не привел к повышению статуса его режиссера. У власти с Монастырским вышла непонятка и в 1965-м воронежцы снова пригласили главрежа к себе. «Эмиграция» продолжалась два года, а в 1967-м за ним приехала делегация из Куйбышева. Уговаривать вернуться. Это было тем более важно, что в сентябре 1967-го заканчивалась реконструкция драмы. Стройка шла под контролем обкома. Пятиминутки по драме в облисполкоме состоялись ежедневно. Занимался реконструкцией Константин Ушамирский. Драму сдали 11 сентября 1967-го и отметили премьерой Монастырского «Гроссмейстерский бал».

сцена III. С властью без репетиций

beatles в обкоме куйбышева ругали

Вообще-то и сегодня Монастырский считает себя коммунистом. Но это не мешало ему выступать. Всегда. Против той линии власти, с которой он был не согласен. Когда другие засовывали язык в одно место. Так, было и после его возвращения в Куйбышев. Уже 24 апреля 1968-го на пленуме обкома ВЛКСМ главреж спорил с секретарем горкома Зинаидой Бенгиной по поводу театра на Таганке. Бенгина его чихвостила, а Монастырский защищал. То же самое повторилось и в марте 1975-го, когда в Куйбышеве гоняли «хиппарей» и клеймили «Beatles». Тогда на пленуме Ленинского райкома КПСС 60-летний главреж доказывал, что «битлы — люди высокой музыкальной культуры». Он договорился до того, что персек райкома Иван Кузьмин «перевел стрелку» на него. Мол, неожиданно говорит товарищ Монастырский. Не в кон.

Владимир Орлов

Хотя иногда и Петр Львович терялся. Так было, когда в драме другой режиссер поставил пьесу «Старый новый год». В тексте которой была фраза одного из героев. «Какой ты Орлов, ты даже не полуорлов — ты мокрая курица!» На репетициях Монастырский эти слова как-то пропустил, а на премьеру пригласил первого секретаря обкома Владимира Орлова. Попасть к которому для главрежа было проще, чем в баню на Самарской. Орлов сначала отказывался. Мол, позвоночник болит, трудно сидеть, но на премьеру пришел. А вот сам Монастырский о реплике героев пьесы вспомнил только во время спектакля. Потом были бешенные аплодисменты зала. И растерянность главрежа — что делать? Из облисполкома ему звонили — сними пьесу! Скандал. Через три дня Монастырский сам пошел к Орлову. Мол, что будем делать? Пьесу снимать надо. И вот тут Орлов показал себя. Владимир Павлович схватил стакан с карандашами и ударил им об стол, так что они разлетелись. «Трусы в хоккей не играют. Спектакль мне не понравился, но зачем ты ко мне с этим пришел? Ты же не придумал эти слова. Его публика сама снимет, плохой спектакль. Иди и работай, не валяй дурака!»

Радолицкая (с http://www.kino-teatr.ru)

Потом был острый момент, когда Монастырский женился на актрисе Радолицкой. Его песочили в отделе пропаганды обкома. Сотрудники обкома Снегирев и Василий Панов. Снегирев разошелся: мол, нашел молодую бабу, так каждый бы хотел. Ее надо увольнять. Главреж протестовал. «За что? Она, жена моя! Тогда и меня увольняйте, а, насчет, молодой — кто вам мешает? И эту ситуацию разрядил Орлов, сказал своему аппарату и он заткнулся. Хотя сегодня та же проблема выглядит иначе — было же время, когда гомосексуализм в искусстве не навязывался сверху, а в театрах работали мужики!

Владимир Орлов не только улаживал конфликты. Иногда он просто приходил в драму. Садился к столу и с ним говорили о жизни. Ведь многих людей из театра он знал по имени-отчеству. Еще во время своей работы в горкоме ВЛКСМ в начале 1970-х общался с главрежем и Константин Титов. Подходя к нему на улице, юный комсомолец  жаловался на косность кремлевской политики. Хотя водку вместе эти два человека не пили. Никогда.

Право на свое мнение Монастырский отстаивал и в конце 1980-х, когда командующий ПриВО Альберт Макашов в коридорах власти требовал запретить постановку «Василия Чонкина».

При этом, несмотря на все свои прежние разногласия с советскими идеологическими надсмотрщиками, и антикоммунистическую моду Монастырский уже в 2000 гг. говорил, у меня нет права катить бочку на КПСС…

эпилог: Овации двух королей

не очень прогибался (с www-kino-teatr-ru)

Сергей Вольф считал: «кто сумеет управлять театром — тот сможет управлять и государством». В Куйбышеве Монастырский правоту этой фразы познал много раз. Ведь номенклатурный список материалов на постановку одного спектакля превышал такой же список любого завода. Только на заводе были нужны тонны, а тут, например,100 грамм. Порошка золотой краски. Редкие материалы театру давал только Главснаб РСФСР. Он же распределяли авто. Вернее фонды на них, а потом Монастырский ехал к Виктору Серперу в облснаб и получал «тачки». Помогали драме и директора заводов Куйбышева. Анисимов (завод Тарасова), Бульхин (Кабельный), Оводенко (Металлург), Шпакова (Россия), Моисеева (Кондитерская фабрика). В 1990-е «золотили ручку» и банки. АвтоВАЗбанк, СВКБ, Сбербанк. В общем, когда в 1995-м Монастырский покидал драму это была процветающая фирма. Имеющая на счету порядка 230 тысяч «баксов». И более 150 постановок на счету главрежа. Только на Средней Волге.

Но все эти итоги были позднее, а в 1960-80-е авторитет театра зарабатывался на площадках в ДК Кирова, Металлургов, Нефтяников. И на гастролях. В 1969-м на сцене МХАТа, в 1976-м на сцене театра Маяковского. А еще были поездки в Киев, Ригу, Минск. И как итог госпремия и присуждение театру звания академический. В1977 г. за спектакль «Золотая карета». В 1986 еще одна госпремия за постановку русской классики.

написал массу книг (с http://www.guberniatv.ru)

Монастырский говорит: Россия гораздо шире, чем графа национальность. Театр России — это не Москва и Ленинград, а Воронеж, Вологда, Ярославль. Таланты из глубинки из провинции создавали мощь русского искусства в столицах. Стационирование театра началось только в 1930-х годах, а до этого были антерпризы, когда кончилась эпоха контрактных театров в СССР было 4 категории театров. Железная иерархия.

1 – Крупные города типа Свердловска, театры там считались великими 2 – Менее крупные города типа Красноярска и Смоленска, 3 Мелкие города, вроде  Борисоглебска, Дмитровограда, 4 — колхозно-совхозные передвижные театры.

Сверх этих 4 категорий было 7 внекатегорийных театров: в Казани, Воронеже, Ярославле, Куйбышеве, Ростове, Ярославле, Нижнем, Саратове. Здесь были лучшие актеры и режиссеры, полнее дотации. В этой почетной семерке у драмы Монастырского был свой статус — на нее равнялись. Хотя кого-то театр и раздражал. В Куйбышеве. Особенно в местных СМИ. Ведь на Волге исторически заведено, что «журналюги» «достают» все большое. За ДК Кирова — Росовского, за «Лиру» и Высоцкого — ГМК -62, за драму — Монастырского. Хотя сам главреж потом признавался, что хорошую медийную оппозицию он всегда с интересом ждал. Это вызывало потребность спорить. Правда били Монастырского за другое. В 1980-х за отрыв от рабочих. Газета «Волжская Заря» и работавший в ней Владислав Князев (отец будущего медийщика Александра Князева).

Князев крайний слева в нижнем ряду

Которые ставили ему в вину, что новое здание театра будет рядом со старым, а не на Безымянке. В результате театра не появилось ни там, ни здесь, хотя в момент спора 1987-1988 гг. деньги на него были.

Тогда в какой-то момент Князев в пылу даже объявил: давайте объявим сбор средств на театр на Безымянке и построим там театр. По рублю соберем 1,5 млн. Демагогия чистой воды. Князева поддержал и Малько – фасад, планировавшегося пристроя к драме закрывал ему окна в квартире.

Сам же Монастырский «слесарями» как аргументами не размахивал. Хотя мог бы. В 1985-86 годах он пробил установку в фойе театра 2 табло. С помощью одного можно было узнать профессиональный состав зрителей, а вторым заказывали транспорт как раз на Безымянку.

56 лет живет на Волге Монастырский. Видевший расцвет и закат Куйбышева. Здесь даже в Союз журналистов вступил — все-таки кучу книг написал и пережил три инфаркта. А еще показывал принципиальность. В1994 г., например, не побоялся конференцию оппозиционного НПСР в театре принять, на котором Макашов выступал. Руководительница областной культуры Светлана Хумарьян была в бешенстве. Но у Монастырского с ней были разговоры короткие, не она же отвечала за предприятие. Потом главреж на губернаторских выборах, когда согласно Конституции РФ губернатора выбирали сами жители, был доверенным лицом у коммуниста Романова, и в «Советской России» выходила его статья «Самаре нужен другой губернатор».

Романов гешефтмахер на оппозиции (с http://www.qwas.ru)

Все это впоследствии возбудило в Титове «нежность» к Монастырскому, а главрежа это не волновало – он излагал свою точку зрения.

Монастырский говорил: Я сам иду в фарватере, а не в чужом кильватере. Титов уйдет, кто о нем вспомнит, а Монастырский останется….

Что же касается антисемитизма Макашова, то Монастырский говорил:

Мне кажется самые большие антисемиты — евреи. Я еврей и очень часто не воспринимаю душою, что мои единоверцы делают. Я презираю Березовского, а Гусинского — Мусинского не принимаю. Они украли, прежде чем стали олигархами. У вас, у меня. Украли. Они дали повод, чтобы массы людей других национальностей, относились иронически к моей национальности.

Еще в начале 2000 гг. главреж драмы возмущался: сейчас на праздничные гуляния на площади Куйбышева как будто папуасы собираются! Диагностический центр на Мяги строила вся страна, а забрал  Владимир Шарапов и теперь у него в доме в Студеном овраге лифт из под земли, и грин – карта в Штаты. Это что так Третьяков, Мамонтов в России становились меценатами? 

Это похоже на «Угрюм – реку», где Громов в лесу кого-то надыбал, убил, обобрал и стал миллионером. (Про подземелье Шарапова, Монастырский, скорее всего, знал от своего друга Георгия Ратнера, с которым когда-то жил по соседству на Волжском проспекте  И.К.)

11 responses to “Патриарх ПЕТР

  1. На фото «Комитет Самары» — вижу знакомцев, г-д Кузьмину, Рассохину, Завального, Кудрина — остальных как-то не узнаю… какого года фото?..
    А насчет ген.Макашова — он сам немножечко того, Альберт..

    • думаешь он до середины нулевых мог в драме работать?

      а этот Гвоздиков по твоему чем-нибудь отметился?

      • Худо бедно смог бы. Покрайней мере много бреда бы в театре не было. Уже признано, что в театрах академических все должно быть «класически», без дурацких новшеств. Времена когда по Любимову и его непонятным Гамлетам сума сходили прошли. При всем моем уважении к Высоцкому. Много народа бросило ходить в драму(из любителей), аншлаги на то что модно не в счет.

  2. Спасибо, интересный пост. У нас почему-то, действительно, не любят пророков в своем отечестве. В лучшем случае человека оценят только, когда он уйдет навсегда. Но и это не обязательно. К примеру, фон Вакано в Самаре так и не оценен по достоинству. А ведь он и больницы открывал и во время первой мировой содержал в ней за свой счет раненых, ему мы обязаны современной канализацией в центре города (до сих пор рабаотает!), освещение драмтеатра он тоже сделал за свой счет. А сколько его гнобили при жизни! Как он бодался с депутатами, это вообще песня. Известен факт (вычитала на каком-то сайте), что фон Вакано просил в аренду участок земли за драмтеатром, дабы привести его в порядок, обустроить и сделать местом, приятным для прогулок горожан. В ответ гласные (то бишь депутаты) заявили: «ни в коем случае не выделять, он там построит питейное заведение», то есть будет заботиться о собственной выгоде. Может, конечно, лицом к лицу лица не увидать, и не всегда понятно, что человек делает от души, а что для пиара, но огорчает, что сейчас все чаще, если скажешь доброе слово в чей-то адрес, в ответ сразу: «Тебе за это заплатили!»

    • Насчет фон Вакано Вы чуть (и да же ни чуть) загнули. Подданный Австро-Венгрии, установленный австрийский шпион (потому и официально поставленый самарской жандарменией под негласный учет) — ну как онм может быть пророком в нашем Отечестве. Хотя, может быть, вы не гражданка России?
      А то, что фон Вакано в сфере коммуналки сделал для Самары — это неплохо. Значит усиленно пытался натурализоваться, что было неотъемлимым и обязательным условием его службы.

  3. Да весьма жаль, большой человек был в хорошем смысле слова, сегодня в полдень узнал, что он ночью скончался, весьма печальная новость. Ему и Ратнеру надо памятники ставить, а не бреду всякому, а Ершова. Все меньше и меньше остается таких достойных самарчан.

  4. Уведомление: Проводы Патриарха | Город на реке Самара·

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s