Потом начались проблемы – в ситуацию вмешалась большая политика – сначала на несколько месяцев был задержан Дмитрий Декман, возникли проблемы у «Самоса». Затем волна накрыла и «Меркурий -7»: льготный период закончился. Местная пресса информирует: 1996 год Госторгинспекция находит нарушения в торговле подакцизными товарами в «Фортуне» и «Марсе». В том же 1996 г. в универмаге на «Авроре» Госстандарт бракует венгерские и немецкие вина, московскую колбасу, белорусское пиво, датскую селедку, английский шоколад, латышский мармелад и миндаль.
1997 г. Снова «Фортуна» – на сей раз здесь проблемы с таможенными декларациями на сигареты, отсутствуют сертификаты на венгерские и молдавские вина, немецкое шампанское и чешский мед. Длинным оказался и список просроченной продукции: датская рыба, латышский мармелад и миндаль, английский шоколад, белорусское пиво, ну а отдельная продукция московских мясокомбинатов была даже покрыта плесенью.
В результате проверки официально оштрафован не только универмаг на Авроре, но и его новый директор – Сергей Волков — к тому времени он не только простился с Дубасовым, который во время стройки де-факто выступал ее прорабом, но и официально взял на себя управление магазином. Это было ЧП — сам бывший терапевт всегда избегал публичности и внешних контактов, предпочитая формулу «я не в теме».
«Он всегда работал под простачка», – говорит, человек, знакомый с Волковым со времен сотрудничества с Декманом, — «Его коньком всегда были безошибочные расчеты по конъюнктуре – что можно брать на реализацию, а что стоит покупать, но он абсолютно непубличный человек». Более того, именно после ухода группы медиков менеджеры оптовых рынков, например, с удивлением замечают, что от лица «Меркурия» на переговорах выступают индивидуальные предприниматели – так Волков уходит от контактов.
Что же касается более открытого Дубасова, то он после «Меркурия» в разное время работал представителем завода «Элвис», в «Голден групп», директором универсама «Ананас» на ул. Дыбенко, а потом занялся торговлей мебелью в Оренбурге.
Период 1995-1996 годов, отмеченный кризисом с Дмитрием Декманом, уходом из «Меркурия» Дубасова и других медиков-руководителей, можно считать началом новой волны, после которой Волков активно строит схемы взаимодействия с теми, кто может помочь его бизнесу. На место менеджеров-врачей приходили менеджеры с громкими фамилиями, ассоциируемые с силовиками.
Это был период адаптации к новым условиям – повышение государством цены на импортное спиртное, вытеснение в 1997 году крепкого алкоголя из небольших ларьков, насыщение рынка российскими безалкогольными брендами, появление современных оптовых рынков в Самаре усложняло жизнь «Меркурию-7». Фирме приходилось переключаться на «родные» напитки, сохраняя небольшую наценку, ее «коньком» стали товары бакалейной группы — в городе появляются рекламные баннеры меркуриевского чая-кофе и «Фортуны». По кофе и чаю «Меркурий» на какое-то время лидер опта и розницы.

на многолетнем строительстве онкоцентра некоторые озолотились
Появление ТЦ «Триумф», на месте бывшего общественного туалета на ул. Спортивной стало началом нового этапа. Группа Волкова разворачивалась к девелопменту. Потом партнерами Волковых стали семья Лаврентьевых (ООО «Орхидея» и ИП) и некий Юрий Муромцев.
Строительство торгового центра по времени, а возможно и не только по нему, пересекалось со строительством Самарского областного онкоцентра. Это был момент, когда подрядчики вытаскивали из медицинского центра средства, позволявшие впоследствии им ставить собственные объекты.
Что касается торговли продуктами, то она отодвигалась на второй план – острый товарный кризис начала 1990 годов миновал и хотя «Меркурий–продукт» и сегодня остается в числе региональных торговых сетей, как говорят специалисты у него нет идеологии — зайдя туда один раз, не находишь «за», почему туда стоит еще раз возвращаться.

возвращаться сюда не хотят
Эта точка зрения имеет право на жизнь, но надо понимать, что ее излагают люди, строящие современные торговые сети, рассчитанные на потребителей с доходом выше среднего. «Меркурий» же может делать ставку на покупателей с невысокими доходами и низким образовательным цензом. Может быть, поэтому с конца 2012 года начались разговоры о предполагаемой покупке «Меркурия – Продукта» федеральными операторами.
окончание завтра
Про Шаповалова напишите сагу?