Они убивали Аврору (часть 2)

еще не достроена третья очередь Авроры....

еще не достроена третья очередь Авроры….

Постепенно ассортимент компании «Меркурия – 7» разрастался, в Самаре ему решил передать на реализацию всю продуктовую линейку своей компании Дмитрий Декман. Сам Декман – руководитель НКО «Конверсоборонпром фонд», отсидевший еще при Советах за спекуляцию плавками на рынке «Энергетик», к тому времени считался федеральным оператором – он гнал в Россию составы сигарет и продуктов (эта линия шла без таможенных сборов, как близкая к спорту и РПЦ).

Не забывал выпускник самарской школы №94 и малую родину – здесь его интересы были представлены в фирме «Самос» и Национальном Торговом Банке, соучредителем которого выступал АвтоВАЗ. Именно импортные продукты от Декмана позволили Волкову обойти конкурентов на старте. Гарантиями товарного кредита было только имя матери – Галины Волковой. Кроме Авроры компания реализовывала продукты в киосках на пл. Революции, ул. Агибалова, ул. Коммунистической, Металлурге. «Империя Волковых» была в разы меньше аналогичной уличной торговой сети Соколова, связанного с «Политбюро», но считалась более надежной.

Потом у Волкова появляется и своя логистика – фирма «Волга Плюс» на ул. Товарной 33 (сейчас там супермаркет «Меркурий-продукт»).

Аэродромная стоит в пробках с момента появления ТРК

Аэродромная стоит в пробках с момента появления ТРК — часть проезжей части захвачена под паркинг

Как писала впоследствии «Самарская Газета» в августе 1993 г. розница «Меркурия» была дешевле, чем в других местах по Самаре по батончикам «Марс» и «Сникерс»-16-30%», ликерам «Baren Siegel» -12-40%, сахару — 16-20%. В 1993 г. у «Меркурия» появляется и другой выигрышный момент – недорогая водка под брендом «Berliner Baren» («Белый Медведь») — 2,8 т.руб. /0,7 л (декабрь). Для сравнения в других местах аналогичная по качеству водка «Распутин» (0,7 л.) стоила — З.6 т.р. Ценовая гонка объяснялась просто – новые бренды долго не жили, а производители алкоголя конкурировали с контрафактом (немецкий производитель вин – компания «Berliner Baren GmbH» даже выделяла 100 тыс. долларов на раскрытие подпольных польских производителей ликера, который по вкусу, качеству и виду бутылки напоминал немецкий ликер «Baren Siegel»).

То же самое положение лидера сохранялось у «Меркурия» и потом. Так, накануне нового 1995 г. игристое «Sриmаntе» здесь шло ниже среднегородских цен на 30%, а водка «Berliner Baren» — на 26%. Выигрывал в 1994/95 г. «Меркурий» по кондитерским изделиям и безалкогольным напиткам. Цена на батончик «Кларк» тут практически не поднималась годами, «Nuts» стоил дешевле «Сникерса» и «Марса» в Торговом Доме «Волга», а 1,5-литровые бутылки лимонада «Vera» были на 12% дешевле саратовского «Джойса» в других торговых точках.

Ценовое лидерство «Меркурия-7» сохранялось даже после введения на импортное спиртное в 1995 г. акцизных марок. Так, в мае того года «Белый медведь» (0,7 л) оценивался здесь в 11,0 т.р., в то время как 0,5 л. «Родника» в фирменной торговле комбината стоили 9,5 т.р.

и дальше будет только хуже

и дальше здесь будет только хуже

Поддерживала рост и корпоративная этика внутри молодой торговой империи. Михаил Дубасов в ноябре 1993 г. на «Авроре» сам торговал весь день сахаром на улице в 20-градусный мороз. Что касается рядовых сотрудников, то, их дисциплина поддерживалась системой штрафов.

Торговля Волкова разрасталась – этот процесс шел одновременно с выстраиванием его деловых отношений с представителями старой торговой номенклатуры города. Такими, как Сергей Горбунков и ныне осевшем в Москве Сергеем Алтаевым. «Старики» сдавали свои магазины в аренду и вели торговые операции через третьих лиц, предпочитая не светится перед набиравшим вес криминалом. Сам Волков против подобной практики не возражал и вместе с ветеранами начинал работать по прибалтийским консервам. Потом же по легенде кто-то из этой когорты обратил его внимание на площадки, занимаемые общественными туалетами на Авроре и ул. Спортивной.

этот бренд обогатил Волковых

С самого начала «Меркурий-7» обходился минимумом пиара – эпизодически о его низких ценах писала местная периодика, а еще вагоны метро были обклеены рекламой батончиков «Кларк» — империя Волкова не успевала распродавать его товарные запасы (взятые весной 1996 годы для анализа Самарским центром стандартизации и метрологии образцы этих шоколадок показали, что они произведены еще в октябре 1993 г.).

Рост бизнеса выражался в том, что начав с ларьков Волков, постепенно переходил к оборудованным отделам и магазинам. Так, на Авроре киоск Новикова ушел под коптерку директора, рядом с ним поставили металлический терминал под склад (однажды он сгорел), а еще дальше вырос металлический магазин, где работали несколько продавцов.

трамвайные пути перекрыты запарковавшимися под Авророй машинами

трамвайные пути перекрыты запарковавшимися под Авророй машинами

Тогда же появились: отдел на первом этаже «Аквариума», магазин «Марс» на ул. Ленинградской — Чапаевской, «Кросс» на ул. Спортивной», Фортуна» на ул. Галактионовской 60 (в помещении бывшего красного уголка Облпрокатразнобыта), отдел в магазине «Марс» на ул. Гагарина и секция на 2 этаже ЦУМа «Самара». Во многих точках также как и на Авроре руководителями работали выпускники Медицинского или Авиационного институтов – это придавало торговле лоск некоей внутренней культуры.

Особенно популярными были «Фортуна» и Аврора – здесь постоянно стояли очереди. Плюсы «Меркурия-7» того времени для потребителей складывались из продажи ликеро-водочных и безалкогольных напитков, сахара и кондитерских изделий. И эти плюсы имели достаточно солидное финансовое выражение, еще при Олеге Сысуеве Волков сумел не только пробить разрешение, но практически за год построить на территории автостанции «Аврора» двухэтажный универсам (при этом подземный туалет еще сохранялся).

продолжение завтра

10 responses to “Они убивали Аврору (часть 2)

  1. сеть Меркурий-Продукт уже практически задавали федеральные сети, раньше в Авроре покупал продукты, сейчас там цены выше, чем в других супермаркетах, + так же как у других проблема несвежести продаваемой продукции.
    Сама сеть думаю живет чисто за счет торговых центров, т.к. не платит за аренду и другие издержки, которые оплачивают федеральные сети. К тому же формат торговых центров 90-х годов уже не пользуется спросом, всем интересны гипермаркеты Суркова, а Аврора фактически превратилась в ТЦ шаговой доступности. а это соответственно резко снизило поток покупателей. Поэтому Волков пошел по пути строительства крупных ТЦ, что сейчас и продолжается на Авроре.

  2. Хорошая статья!! Спасибо!

    Так же интересно были бы почитать про Соколова и компанию, также гремевшие в 90-е. В Интернете про них ничего не нашел.

  3. «часть проезжей части захвачена под паркинг»
    опять преувеличение. там никогда не было большой дороги. она такая же, как и сейчас. здание стоит ровно на том месте, где было разворотное кольцо трамваев вокруг ПУСТЫРЯ (порой с шалашами бомжей). Там еще ровно посередине была тропинка, чтобы пройти напрямую из дворов к трамвайной остановке на противоположной стороне дороги. Так что строители лишь закатали в асфальт тот газон.
    Автор, пожалуйста, будьте внимательнее в подаче материала.

    • Авто, стоящие по диагонали у второй секции проезду не мешают. Основной затор по Авроре создается из-за пешеходов, переходящих Аэродромную, а по Аэродромной — из-за длинного зеленого цикла по Авроре и хаотичного движения маршруток на остановке перед первой секцией

  4. «трамвайные пути перекрыты запарковавшимися под Авророй машинами»
    Трамваям никто не мешает, они прекрасно едут по своим путям. Не сгущайте краски. Дураков нет, чтобы поставить свою машину на пути трамвая.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s