В пору расцвета речного судоходства

в 1950 годы каналы связали все реки центральной россии

Из многих тысяч километров рек Европейской части СССР, пригодных для судоходства, до Октябрьской революции использовалось лишь 5—6%, а для лесосплава — не более 10 — 15%, причем использование рек для судоходства находилось на низком техническом уровне. Искусственные водные пути имели недостаточные габариты, и сооружения многих из них пришли в ветхость (Тихвинская, Вышневолоцкая, Мариинская, Северо-Двинская, Днепро-Бугокая, Москворецкая, Обь-Енисейская и другие водные системы). Лишь в конце XIX и в начале XX вв. начали осуществлять на некоторых реках землечерпательные и выправительные работы. Проведено также шлюзование pp. Москвы, Северного Донца и частично Шексны и Оки.

За годы довоенных пятилеток в СССР была осуществлена широкая программа реконструкции водных путей. К наиболее крупным сооружениям относятся построенный в первой пятилетке Беломорско-Балтийский канал, во второй пятилетке — канал имени Москвы; в 1940 г. было завершено Днепро-Бугское соединение. Кроме того, улучшены условия судоходства на большом протяжении ряда основных водных артерий Европейской части СССР: Волги, Днепра, Волхова, Свири и других рек, в связи со строительством на них гидроэлектростанций.

Сооружением Беломорско-Балгийского канала был в несколько раз сокращен водный путь из Ленинграда в Архангельск и установлена через Волго-Балтийский водный путь воднотранспортная связь Волжского бассейна с Белым морем.

Сооружение канала имени Москвы обеспечило соединение Москвы-реки с Белым, Балтийским и Каспийским морями и коренным образом решило задачу водоснабжения и улучшения санитарных условий столицы.

Строительство гидроузлов на Верхней Волге (Иваньковского, Угличского, Щербаковского), на Волхове, Свири и Днепре, помимо реконструкции и усиления энергетической базы районов Центра, Северо-Запада и Юга, способствовало также улучшению судоходства, увеличению судоходных глубин, в результате чего значительно возросли грузооборот и пассажирское движение на этих речных путях.

плоты дешевле перевозок железной дорогой

Основная водная магистраль страны — Волга — самая крупная река в Европе. Протяженность ее около 3 700 км; площадь бассейна Волги составляет 1 380 тыс. км2. Этот важнейший водный путь обслуживает огромную густо населенную территорию нашей Родины. Более четверти населения Советского Союза живет в бассейне Волги. Разнообразные массовые грузы: хлеб, нефть, лес, уголь, промышленные изделия и строительные материалы непрерывным потоком движутся по реке в период навигации.

…  По данным научно-исследовательских институтов железнодорожного и водного транспорта себестоимость доставки 1 т угля смешанным железнодорожно-водным транспортом через Усть-Донецкий порт в районы Саратова, Куйбышева, Казани и Горького будет на 30—50% ниже по сравнению с доставкой железнодорожным транспортом. Перевозка каменного угля по Волго-Донскому каналу в районы Поволжья освободит железнодорожный транспорт от многих грузопотоков угля на загруженных направлениях….

Далее очень подробно о преимуществах водного транспорта и мелиорации в районах Поволжья и Дона 

 

Реклама

17 responses to “В пору расцвета речного судоходства

  1. Чушь, конечно: абсолютно не оправдал себя как водная артерия ББК — в расцвет судоходства в 60-70-е годы в день в среднем через канал проходило 1 (одно) судно. Недостаточная глубина, неэффективные шлюзовые сооружения и общая экономическая бессмысленность. В общем, зарыли полмиллиона людей и всё:(

    • Вот неправда Ваша. Был недавно на ББК. В очередь суда стоят перед шлюзами с обеих сторон. Причем много судов под иностранными флагами. Круглосуточно шлюзы там работают, с полной загрузкой.

      • «В навигационный период 2007 г. по каналу было перевезено 400 тыс тонн грузов и и вдоль канала путешествовало 2500 пассажиров». Новее сведений не нашёл. В любом случае — пара десятков судов прошла за навигацию.

        • Не знаю, что там было в 2007 году, но с 2009 ситуация такова, как мною описана выше. Уж поверьте живым свидетелям.

        • Да, еще стоит вспомнить 90-е, когда примерно в том же ключе (о ненужности и отсталости) писали о российской авиапромышленности… И где теперь после этого знаменитый на весь мир Куйбышевский авиазавод?!

          • Знаменитый на весь мир? Возможно… Но когда производство десятилетиями не обновляется — оно умирает. И да — какая связь с ББК?

          • Кому и, главное, ЧТО обновлять на Авиакоре, если всё более новейшее оборудование было сразу продано?
            Под «соусом» ненужности и незагруженности завода.
            Под таким «прикрытием» можно разрушить и ликвидировать любое предприятие, в т.ч. транспортной инфраструктуры(коей несомненно является ББК)

          • Саш, а правда вчера вроде бы речь шла о Беломоре, а фотки с Волгобалта? ты где был то тогда?

          • Враги, враги:). Так всё-таки Вы где были — на Волгабалте или Беломоре?:)

  2. Статья наверное написана была еще при СССР….
    Просто задумайтесь зачем возить уголь в поволжье, где почти в каждой области и республике данной местности ведется добыча, переработка и реализация ГСМ и газа?
    Даже на дальнем востоке почти все ТЭЦ перевели сугля на газ, помню в 90-е годы постоянно по ОРТ показывали репортажи о том, как там люди без отопления сидят в домах, потому что баржа с углем не дошла или ее не оплатили!
    Природный уголь к тому же по сравнению с газом экологически грязен и выделяет гораздо больше вредных веществ в атмосферу при горении.
    И к тому же зачем возить уголь баржами или жд, если можно однажды затратиться на строительство газопроводов и больше не заморачиваться на транспортировке и тарифах.

    В какой-то теме я уже приводил доводы о том, что речной транспорт был раньше востребован, т.к. не была так развита транспортная инфраструктура. В настоящее время учитывая все особенности перевозок по территории нашей страны речным транспортом перевозят только сыпучие и крупногабаритные грузы.

    Сплавайте на Поджабный и посмотрите сколько там ржавеет нефтеналивных танкеров, которые теперь не нужны, т.к. построена разветвленная сеть магистральных трубопроводов…

  3. Волго-Северодвинский водный путь. Этот водный путь построен в 1828 г. для соединения Северной Двины с Волгой. В состав соединения входят р.Сухона, оз. Кубенское, р.Парозовица, затем система проходит по ряду мелких озер, рек и каналов — водораздельный бьеф — к реке Шексне. Протяженность водной системы 135 км. На ней сооружено 8 плотин, 7 шлюзов, глубина канала более 2 м. Канал им. Москвы, открытый в июле 1937 г., является одним из крупнейших в мире гидротехническим сооружением. Канал начинается у Иванькова, где на Волге создано водохранилище (Московское море). Отсюда канал длиной 128 км проходит через холмистую Клинско-Дмитровскую гряду (на г.Дмитров и Яхрома), идет вдоль долины р.Черной, пересекает р. Учу, опускается в долину р.Клязьма и, прорезав водораздел рек Клязьмы и Химки, входит в Москва-реку. Кроме Иваньковского построено несколько более мелких водохранилищ: Икшинское, Учинское, Химкинское, Клязьменское и др. Подпор от Иваньковского водохранилища распространяется от г.Тверь на расстояние около 120 км. На канале построено 200 сооружений, среди них крупнейшие шлюзы, плотины, гидроэнергостанции, мощные насосные станции, мосты, Химкинский речной вокзал и др. Сооружение канала им. Москвы разрешило задачу снабжения г.Москвы волжской водой и обводнения р.Москвы. Канал им.Москвы значительно сократил длину водного пути из Петербурга в Москву.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s