Ансамбль площади и новоделы

Раньше ансамбль площади Славы был единым целым, включая спуск Маяковского и охранялся авторскими правами (фото game__over_)

Рассказывая об возможной высадке деревьев на склон под площадью Славы, «Город на реке Самара» специально обратил внимание на центральный мемориальный и парковый ансамбль города.

Не секрет, что Гордума Самары вместе с жителями Ленинского района уже не первый год пытаются противостоять возможной застройке Маяковского спуска девелоперами.

выставка нарушает авторские права?

Однако областные власти при Артякове сделали все возможное, чтобы застройщики в конце-концов взяли верх, ведь нарушив первоначальный ансамбль площади Славы  постоянно действующей выставкой и памятником Петру и Февронии они формально сами нарушили законодательство об охране авторских прав на этой территории.

Между тем, именно про важность защиты авторских права в этой части Самары всегда говорил бывший председатель  горисполкома Куйбышева Алексей Росовский:

—  Монумент на площади Славы был открыт 5 ноября 1971. Это законченный архитектурный ансамбль, и департамент по делам строительства и архитектуры городской администрации совершенно обоснованно выступает против сооружения каких-либо объектов на его территории. Монумент построен на средства, переданные добровольно населением. Инженерная подготовка всей территории проведена на средства из городского бюджета.

памятник Петру и Февронии тоже изначально не запланирован

Проект монумента утвержден худсоветом Минкультуры РСФСР. Поэтому без разрешения авторов проекта П.И. Бондаренко, А.Б. Самсонова и О.С. Кирюхина строить на территории монумента какие-либо объекты законодательством об охране авторских прав не разрешается.

Идея сооружения монумента Славы возникла в годы подготовки к празднованию юбилея Советской власти — 50-летия Октябрьской революции. В Обком КПСС поступило письмо ветеранов партии с предложением по примеру других городов соорудить в нашем городе монумент Славы с Вечным огнем. Если государственных средств на сооружение не имеется — объявить сбор средств у населения. В ЦК КПСС было направлено письмо с просьбой согласовать строительство монумента и разрешить сбор средств у населения в пределах 35 т.р.

Алексей Росовский: в Советское время к авторским правам относились крайне серьезно

Поездка в Минкультуры за разрешением привела к совершенно неожиданным результатам. Нам заявили, что поскольку в Куйбышеве нет известных скульпторов и других заслуженных мастеров изобразительного искусства нам проектирование задуманного монумента не доверяется (скорее всего у москвичей было желание получить хорошо оплачиваемую работу).

Вторая задача была организовать сбор средств у населения. В газетах опубликовали обращения к гражданам. Прошли собрания, население горячо откликнулось и в короткое время на спецсчет, открытый в Госбанке было внесено более 350 т.р. Пришлось вновь обращаться в ЦК КПСС.

спуск использовали для пиара «Самара просвещенная» (фото lual.livejournal.com/)

Для участников конкурса и затем москвичей ГИК определил место, ныне занимаемое монументом у бровки Ярмарочного спуска… Старожилы.. помнят, что эту площадку рассекал глубокий Ярмарочный спуск, как продолжение улицы этого же названия, заканчивающейся у Волжского проспекта. Вся нынешняя площадь была застроена несколькими 2-этажными деревянными бараками, построенными в дореволюционное время, здесь же находились службы управления кабельных сетей и здания детской инфекционной больницы №1, которая несколько раньше была переведена в новое помещение на ул. Ново-Садовой (6 просека).

Весь откос за гостиницей Волга от Ярмарочного до Маяковского спуска был в то время занят ветхими самовольно построенными жилыми домами. Это были настоящие хибары… москвичи убедили нас, что Ярмарочный спуск надо засыпать и за счет этого расширить будущую площадку.

Проект монумента был представлен авторами в виде макета в одном варианте. Рассмотрение его проходило с участием широкой общественности. Он был выставлен в течение месяца в фойе Дома офицеров, о чем было объявлено в печати….

Для разработки рабочей документации на монументальную часть — стелу с фигурой рабочего…, авторы привлекли московский Центральный институт проектирования стальных конструкций. Гранитные изделия мемориальной части изготовил Мытищинский завод худфонда РСФСР.

Активное участие в сооружении монумента принимали заводы авиационный, Металлист, резервуарных металлоконструкций, им. Фрунзе, Треста Волгостальмонтаж. Фигуру рабочего высотой 12 м изготовил из листовой нержавеющей стали под наблюдением авторов проекта коллектив авиационного завода. Внутри фигура заполнена керамзитом на эпоксидной смоле. Основу ее прочности для крепления с пилоном составляют 2 трубы диаметром 320 мм. Прежде чем изготовить фигуру рабочего из нержавеющей стали был сделан макет из обычной листовой стали на тех же трубах.

Макет направлялся в Москву в ЦАГИ для проведения испытаний — продувки в аэродинамической трубе. Следует сказать, что площадь крыльев по замыслу авторов должна быть несколько больше…

Высокие требования предъявлялись и к пилону, высота которого составляет 40 м. Каркас пилона изготовлен из спец корабельной 20 мм стали. Он состоит из 7 коробов, поставленных друг на друга, с изменяющимся трапециевидным сечением в плане. Короба изготовил завод , резервуарных металлоконструкций и установку фигуры рабочего выполнили специалисты треста Волгостальмонтаж, облицовку пилона нержавеющей сталью Металлист. Работы по всему комплексу монумента Славы велись почти 4 года. Кроме средств собранных у населения из городского бюджета на его сооружение было выделено еще более 2 млн. р.

Алексей Росовский «КРЫЛЬЯ НАД ВОЛГОЙ»

«СУББОТА» 1998 6 ноября 

Реклама

4 responses to “Ансамбль площади и новоделы

  1. История создания площади познавательна, спасибо. Смутил только момент нарушения «законодательства об охране авторских прав». Может все-таки ближе к теме какой-нибудь закон «Об объектах культурного наследия»?

    • это авторский текст Росовского, я в него правку не вносил (там внизу указано откуда взято, газета «Суббота»)

  2. Авторские неимущественные права никуда не дались, они не нарушены. Никто не заявляет (вроде бы) что автор — другой человек. У нас часто путают авторские неимущественные (права создателя) и авторские имущественные (отчисления от книг-фильмов и т.п.)

  3. Уведомление: Планы на выходные: 18 — 21 июля — Большая Деревня·

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s